Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№42 (510) 24 октября 2005 г. Экономика

«ЛЮТЫ» ЭКСПЕРИМЕНТ

24.10.2005
В duty free будет продаваться только гродненская водка

Марина ГУЛЯЕВА

№ 42 [510] от 24.10.05 - По информации «БелГазеты», систему магазинов беспошлинной торговли ждет несколько изменений. Одно - более чем глобальное: готовится указ президента, полностью ликвидирующий существующие в стране duty free. Из 52 действующих магазинов беспошлинной торговли должно остаться только два - в Национальном аэропорту «Минск-2» и duty free, обслуживающий дипкорпус.

Наверняка эту идею поддержат в первую очередь импортеры, по различным оценкам которых, до половины объема алкогольной продукции, реализуемой через duty free, расплывается мутным потоком на внутреннем рынке. Это подрывает легальный рынок премиальных крепких напитков и оборачивается ежегодными потерями для бюджета в десятки миллионов долларов.

Но кроме тотального сокращения количества магазинов беспошлинных товаров произойдут перемены и в ассортиментом перечне. Речь идет о конкретном наименовании белорусской водки, представляющей отечественный алкогольный рынок за рубежом.

Разговоры о необходимости реформирования системы duty free ведутся уже несколько лет. В октябре этого года исполняется ровно 5 лет, как концерн «Белгоспищепром» подготовил проект постановления правительства о реализации в магазинах duty free белорусской водки. Объясняя тогда необходимость принятия такого решения, специалисты «Белгоспищепрома» говорили о том, что «реализация продукции по этому постановлению фактически является экспортом белорусской водки».

До 2000г. Беларусь экспортировала около 1 млн. дал водки - практически весь этот объем уходил в Россию, мизерные партии - в дальнее зарубежье. Но после того как Россия ввела жесткие защитные меры в отношении своего рынка, экспорт белорусской водки фактически прекратился. Осуществление этого проекта, настаивали в концерне, «еще и рекламная акция - в других странах смогут узнать, что в Беларуси производится качественная водка. К нам бы пошли потенциальные клиенты, которые заключали бы контракты на поставку водки. Но пока в магазинах duty-free продается любая водка - украинская, российская, литовская - но не белорусская». Между тем, по прогнозам концерна, поступления в бюджет от продажи отечественного крепкого алкоголя в магазинах беспошлинной торговли могли бы составить не менее $3 млн. ежемесячно.

После длительных согласований со всеми министерствами и ведомствами белорусскую водку все же пустили на прилавки duty free. Но с уплатой НДС и акциза, что, по сути, ничего не изменило: как пишут специалисты концерна в очередном предложении, «продажа отечественной алкогольной продукции через магазины беспошлинной торговли составляет всего 0,2-0,4% от общего объема продаж». И неудивительно: скажем, если российская водка «Морозов» (0,5 л) стоит $1,3, то брестская «Лимон Люкс» (0,5 л) - $2,5, литр «Финляндии» - $6, «Белые росы» - $8.

«Необходимо отметить, что вся импортная алкогольная продукция реализуется через магазины беспошлинной торговли без уплаты акциза и НДС, исключение составляет алкогольная продукция белорусского производства, - отмечается в обосновании необходимости принятия указа президента «Об эксперименте реализации в магазинах беспошлинной торговли алкогольных напитков отечественного производства». Говоря о создании равных условий продажи белорусской водки, специалисты «Белгоспищепрома» мечтают об «увеличении объемов продаж, что особенно актуально в условиях возрастающих остатков продукции на складах заводов-производителей».

СПРАВКА «БелГазеты».За 8 месяцев нынешнего года запасы водки и ликеро-водочных изделий составили 277 тыс. дал, или около 75% от объема экспорта магазинами duty free за этот же период: за январь-август магазины беспошлинной торговли продали 388,6 тыс. дал на $17,3 млн. По официальной статистике, за последние два года через магазины беспошлинной торговли реализовано алкоголя на $43,7млн.

Администрация президента поддерживает идею продажи беспошлинной белорусской водки, но предлагает эксперимент. По имеющейся информации, подготовлен проект соответствующего решения. В магазинах duty free предлагается продавать водку только одного белорусского производителя - Гродненского ликеро-водочного завода. Продукт, который уже увозят иностранцы на память о Беларуси, носит удивительно емкое название - «Люты». На сайте предприятия эта водка так и охарактеризована - как предназначенная для реализации в магазинах беспошлинной торговли.

Презентующий имидж и качество белорусского алкоголя на полках duty free «Люты» выглядит так: в центре этикетки изображен волк с оскаленной пастью. Первоначальный вариант дизайна был куда любопытнее, поскольку волк был поставлен в другие сюжетные обстоятельства. Это был не ощерившийся на холодный февраль хищник (бел. «люты» - февраль), а одинокое, жалобно воющее на луну животное. И, надо полагать, единственное, что его может утешить, так это 100 г «Лютой».

Несмотря на все художественные изыски в дизайне этого продукта и оригинальную трактовку национальной культуры потребления алкоголя, все же возникают вопросы. Почему именно «Люты» выбран для продажи в магазинах беспошлинной торговли? Почему именно Гродненский ликеро-водочный завод? На каком конкурсе решено, что остальные белорусские бренды не могут наравне с «Лютым» представлять лучшие отечественные традиции в производстве ликеро-водочной продукции?

По информации «БелГазеты», правительственное письмо на недавний запрос депутатов ПП НС о реализации белорусской водки в магазинах беспошлинной торговли, ссылающееся на решение администрации президента, развернутых ответов о причинах затевающегося «лютого» эксперимента не дает.
Добавить комментарий
Проверочный код