Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№42 (510) 24 октября 2005 г. Экономика

«ЛЮТЫ» ЭКСПЕРИМЕНТ

24.10.2005
В duty free будет продаваться только гродненская водка

Марина ГУЛЯЕВА

№ 42 [510] от 24.10.05 - По информации «БелГазеты», систему магазинов беспошлинной торговли ждет несколько изменений. Одно - более чем глобальное: готовится указ президента, полностью ликвидирующий существующие в стране duty free. Из 52 действующих магазинов беспошлинной торговли должно остаться только два - в Национальном аэропорту «Минск-2» и duty free, обслуживающий дипкорпус.

Наверняка эту идею поддержат в первую очередь импортеры, по различным оценкам которых, до половины объема алкогольной продукции, реализуемой через duty free, расплывается мутным потоком на внутреннем рынке. Это подрывает легальный рынок премиальных крепких напитков и оборачивается ежегодными потерями для бюджета в десятки миллионов долларов.

Но кроме тотального сокращения количества магазинов беспошлинных товаров произойдут перемены и в ассортиментом перечне. Речь идет о конкретном наименовании белорусской водки, представляющей отечественный алкогольный рынок за рубежом.

Разговоры о необходимости реформирования системы duty free ведутся уже несколько лет. В октябре этого года исполняется ровно 5 лет, как концерн «Белгоспищепром» подготовил проект постановления правительства о реализации в магазинах duty free белорусской водки. Объясняя тогда необходимость принятия такого решения, специалисты «Белгоспищепрома» говорили о том, что «реализация продукции по этому постановлению фактически является экспортом белорусской водки».

До 2000г. Беларусь экспортировала около 1 млн. дал водки - практически весь этот объем уходил в Россию, мизерные партии - в дальнее зарубежье. Но после того как Россия ввела жесткие защитные меры в отношении своего рынка, экспорт белорусской водки фактически прекратился. Осуществление этого проекта, настаивали в концерне, «еще и рекламная акция - в других странах смогут узнать, что в Беларуси производится качественная водка. К нам бы пошли потенциальные клиенты, которые заключали бы контракты на поставку водки. Но пока в магазинах duty-free продается любая водка - украинская, российская, литовская - но не белорусская». Между тем, по прогнозам концерна, поступления в бюджет от продажи отечественного крепкого алкоголя в магазинах беспошлинной торговли могли бы составить не менее $3 млн. ежемесячно.

После длительных согласований со всеми министерствами и ведомствами белорусскую водку все же пустили на прилавки duty free. Но с уплатой НДС и акциза, что, по сути, ничего не изменило: как пишут специалисты концерна в очередном предложении, «продажа отечественной алкогольной продукции через магазины беспошлинной торговли составляет всего 0,2-0,4% от общего объема продаж». И неудивительно: скажем, если российская водка «Морозов» (0,5 л) стоит $1,3, то брестская «Лимон Люкс» (0,5 л) - $2,5, литр «Финляндии» - $6, «Белые росы» - $8.

«Необходимо отметить, что вся импортная алкогольная продукция реализуется через магазины беспошлинной торговли без уплаты акциза и НДС, исключение составляет алкогольная продукция белорусского производства, - отмечается в обосновании необходимости принятия указа президента «Об эксперименте реализации в магазинах беспошлинной торговли алкогольных напитков отечественного производства». Говоря о создании равных условий продажи белорусской водки, специалисты «Белгоспищепрома» мечтают об «увеличении объемов продаж, что особенно актуально в условиях возрастающих остатков продукции на складах заводов-производителей».

СПРАВКА «БелГазеты».За 8 месяцев нынешнего года запасы водки и ликеро-водочных изделий составили 277 тыс. дал, или около 75% от объема экспорта магазинами duty free за этот же период: за январь-август магазины беспошлинной торговли продали 388,6 тыс. дал на $17,3 млн. По официальной статистике, за последние два года через магазины беспошлинной торговли реализовано алкоголя на $43,7млн.

Администрация президента поддерживает идею продажи беспошлинной белорусской водки, но предлагает эксперимент. По имеющейся информации, подготовлен проект соответствующего решения. В магазинах duty free предлагается продавать водку только одного белорусского производителя - Гродненского ликеро-водочного завода. Продукт, который уже увозят иностранцы на память о Беларуси, носит удивительно емкое название - «Люты». На сайте предприятия эта водка так и охарактеризована - как предназначенная для реализации в магазинах беспошлинной торговли.

Презентующий имидж и качество белорусского алкоголя на полках duty free «Люты» выглядит так: в центре этикетки изображен волк с оскаленной пастью. Первоначальный вариант дизайна был куда любопытнее, поскольку волк был поставлен в другие сюжетные обстоятельства. Это был не ощерившийся на холодный февраль хищник (бел. «люты» - февраль), а одинокое, жалобно воющее на луну животное. И, надо полагать, единственное, что его может утешить, так это 100 г «Лютой».

Несмотря на все художественные изыски в дизайне этого продукта и оригинальную трактовку национальной культуры потребления алкоголя, все же возникают вопросы. Почему именно «Люты» выбран для продажи в магазинах беспошлинной торговли? Почему именно Гродненский ликеро-водочный завод? На каком конкурсе решено, что остальные белорусские бренды не могут наравне с «Лютым» представлять лучшие отечественные традиции в производстве ликеро-водочной продукции?

По информации «БелГазеты», правительственное письмо на недавний запрос депутатов ПП НС о реализации белорусской водки в магазинах беспошлинной торговли, ссылающееся на решение администрации президента, развернутых ответов о причинах затевающегося «лютого» эксперимента не дает.
Добавить комментарий
Проверочный код