Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№42 (510) 24 октября 2005 г. Экономика

«ВРАГА ИСКАЛИ НЕ В ТОМ МЕСТЕ»

24.10.2005
Заблудились в дыму

Марина ГУЛЯЕВА

№ 42 [510] от 24.10.05 - C 30 сентября простаивает ООО «Табак-Инвест». Фабрика прекратила производство вследствие выбранной годовой квоты в 5 млрд. штук. «Табак-Инвест» обратилось в правительство с просьбой о предоставлении квоты еще в 1,5 млрд., однако пообещали только треть. Предполагалось, что до конца минувшей недели вопрос о выделении 500 млн. штук, которых хватит ровно на месяц работы, будет решен, но в то время, когда готовился материал, документы подписаны не были. Предполагаемые убытки от простоя фабрики уже составляют около Br30 млрд.

Исходя из годового потребления табачных изделий, которое составляет 18 млрд. штук, импортные и внутренние квоты в нынешнем году были распределены следующим образом: 10 млрд. штук получила гродненская табачная фабрика «Неман», 5 млрд. - «Табак-Инвест», импортная квота с 1,5 млрд. в результате «ручного регулирования» была увеличена до 2,6 млрд. штук.

Учитывая, что прогноз по выполнению квоты «Неманом» колеблется в пределах 6-7 млрд. штук, возможности для предоставления запрашиваемых объемов «Табак-Инвесту» есть. Как, впрочем, есть и противники этого шага, которые сегодня убеждены в том, что если кто-то и виноват в многолетних проблемах Гродненской табачной фабрики (ГТФ), так это «Табак-Инвест».

В редакцию «БелГазеты» попал анонимный документ с анализом рынка табачных изделий и формирующихся на нем тенденций. Авторы документа ссылаются на растущие год от года объемы продаж и реализации «Табак-Инвеста» и приводят падающую динамику «Немана», что на самом деле соответствует реальности. Реализация сигарет «Табак-Инвест» выросла с 1,6 млрд. шт. в 2001г. до 5 млрд. в 2005г. «Неман» в 2001г. продал 7,8 млрд. шт., прогноз на нынешний год не превышает 7 млрд. при возможности ГТФ производить 14 млрд. шт.

По мнению составителей документа, задающих вопрос «Почему ГТФ теряет свои позиции на рынке?», причина в том, что «фабрика не выдерживает конкуренцию с «Табак-Инвестом», производящим сигареты в одном ценовом сегменте с ГТФ». Иначе говоря, если гродненские сигареты уступают по качеству, то виноват не «Неман», который не может произвести конкурентоспособный товар, а «Табак-Инвест», который в сентябре вынужден был остановиться, поскольку спрос на его продукцию превышает предложение.

Вывод делается исчерпывающий и однозначный: «Доведению гродненской фабрики до банкротства как раз и способствовал рост производственной квоты «Табак-Инвеста» с 3 млрд. в 2002г. до 5 млрд. в 2005г.».

По официальной версии, в последние несколько лет в кризисном положении «Немана» был виноват исключительно импорт табачных изделий, который не позволял белорусским курильщикам оценить качество сигарет ГТФ. В итоге отечественные магазины сегодня не предлагают и трети того разнообразия импортного табака, которое представлено в соседних странах, завалив полки претендующими на европейское качество отечественными торговыми марками.

В условиях ограниченной импортной квоты, стремясь сохранить и упрочить свои позиции на рынке, первой сориентировалась JTI, запустившая в прошлом году в рамках лицензионного производства на «Табак-Инвесте» Magna и Monte Carlo. В самое ближайшее время начнется выпуск Winston. Летом нынешнего года начался совместный проект «Немана» и BAT по выпуску «Альянса». В будущем году совокупный объем лицензионных марок JTI планируется довести с 850 млн. штук до примерно 3 млрд. С 600 млн. штук «Альянса» в нынешнем году до 1 млрд. в 2006г. намерена увеличить выпуск этой ТМ и ГТФ. Эти предположительные прогнозы уже позволяют определить игрока, претендующего на первое место на рынке. Учитывая, что импортная квота на будущий год определена в размере все тех же 1,5 млрд., очевидно, что Philip Morris , лидировавший в среднем ценовом сегменте на протяжении последних лет, потеряет свои позиции и уступит место JTI: выделенный и разрешенный к ввозу объем импортных сигарет рассчитан только на удовлетворение премиального сегмента рынка.

Но, по мнению авторов все того же исследования, эта квота «абсолютно бессмысленна», потому что «наносит дополнительный ущерб бюджету в размере более Br38,8 на каждую пачку, не реализованную по легальным каналам». Солидным ущербом обернется введенный летом нынешнего года запрет импорта сигарет L&M и West - он оценивается в $36 млн.

Резюмируя, авторы делают несколько выводов: о необходимости отмены ограничений на импорт сигарет среднего и высшего ценового сегмента и о сохранении квоты для «Табак-Инвеста», поскольку «отмена производственных квот приведет к окончательному банкротству ГТФ «Неман»… Врага искали не в том месте».

Да уж, лицом к лицу, как говорится, врага не увидать. Тем более, когда стоит завеса дыма от контрабандных L&M и West, которую никак не разгонят гродненские «Премьер» с «Магнатом». Правда, все платежи в бюджет при импорте 1 млрд. сигарет Monte Carlo составляют Br18,7 млрд., а собственное производство этих сигарет приносит казне Br22,5 млрд.

По мнению нашего собеседника, пожелавшего остаться неизвестным, «в этом вопросе есть две правды: правда компаний, развивающих производство лицензионных марок на местных фабриках, и правда одной компании, желающей заниматься только импортом».
Добавить комментарий
Проверочный код