Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№42 (510) 24 октября 2005 г. Экономика

МНОГО ДАЮТ

24.10.2005
на «лапу»

Константин ФИРСОВ

18 октября Transparency International (TI) опубликовала очередной доклад о состоянии коррупции в мире. С 2002г. по Индексу восприятия коррупции (ИВК) мы ухудшили свое положение на 2,2 пункта.

В 2005г. ИВК Беларуси составил 2,6 пункта, что отбросило нас с 74-го места в 2004г. на 107-е - в компанию таких стран, как Эритрея, Гондурас, Казахстан, Никарагуа, Палестина, Украина, Вьетнам, Замбия и Зимбабве.

ИВК от TI - не инструмент замера черного рынка, серой экономики или объема взяток в стране. Индекс - это оценка чистоты, прозрачности и законности действий госчиновников глазами международных и местных экспертов, юристов и экономистов. В 2005г. TI оценило 159 стран. Страна получает ИВК, если по ней проведено как минимум три опроса. По Беларуси было 5, по России - 12, по Украине - 8. Два года назад Беларусь оценивали по меньшему количеству опросов. Чем больше международные эксперты узнают белорусскую бюрократию, тем меньше у них остается иллюзий относительно законности и порядка по-белорусски.

113 из оцененных TI стран (почти две трети общего количества) имеют ИВК менее «5» («1» - полная коррупция, «1-» - абсолютное ее отсутствие). Около половины государств получили оценку меньше трех баллов. «Коррупция - это не природный катаклизм. Это рассчитанное с холодным рассудком воровство возможностей женщин и детей, которые в наименьшей степени могут защитить себя», - утверждает исполнительный директор TI Дэвид Нусбаум. Объем воровства в мире превышает $1 трлн.

Беларусь попала в группу стран, где органы власти воспринимаются как сильно коррумпированные. Слабое утешение - то, что в ЕС-25 средний показатель ИВК равен всего лишь 6,7. Средний показатель стран ЦВЕ - всего 2,7. Беларусь опустилась даже ниже этого уровня. Самые прозрачные - скандинавские государства. Все они входят в TOP-10 в компании с Новой Зеландией, Австралией, Швейцарией и Сингапуром. Как отметили представители TI, ни одно государство из «большой восьмерки» не вошло в первую десятку. США - на 17-м, Германия - на 16-м, Франция - на 18-м, а Япония - на 21-м месте.

Еще одна любопытная особенность. Самыми некоррумпированными являются страны, имеющие один или несколько следующих факторов: 1) англосаксонское право, преобладание протестантских конфессий; 2) высокий индекс экономической свободы; 3) малый размер государства; 4) четкое разделение законодательной, распорядительной и контрольной функций чиновников; 5) гарантированную законом и оберегаемую обществом свободу СМИ. Впрочем, реализация этих положений не является приоритетной в программах международных организаций и богатых стран по отношению к бедным.

Прикрываясь мультикультурностью и национальными особенностями, ссылаясь на бюрократический опыт стран ЕС, США или Японии, Россия, Украина и даже Беларусь попали в клетку западного mainstream. Критикуя Америку и ЕС, белорусское и российское правительства не осознают, что слепо скопировали главные институты того самого Запада. В этом один из главных парадоксов их развития. Поскольку в наших странах к законам относятся, как к рекомендациям или как к инструментам уничтожения конкурентов и инакомыслящих, то неразлучными спутниками т.н. «социального государства» стали коррупция, кумовство, взяточничество и пренебрежение к человеку.

«ПОЧЕРНЕВШАЯ» БЕЛАЯ РУСЬ

Феномен быстрого разрушения достаточно позитивного имиджа Беларуси требует особого изучения. С трудом верится, что в докладе TI в 2002г. по ИВК Беларусь была на высоком 36-м месте с показателем 4,8 балла. С тех пор еще больше увеличилась роль государства в белорусской экономике. В обиход прочно вошли понятия «конфискат» и «золотая акция». Участились случаи фактической национализации предприятий. Эфир госТВ сотрясают репортажи о коррупции в банках, нефтехимии, правоохранительных органах, на таможне и в местных органах власти.

Таблица Однако искушение стать обеспеченным за счет бюджета превышает риск оказаться за решеткой. Один из известных белорусских бизнесменов, пожелавший остаться неназванным, в интервью «БелГазете» предельно откровенно заявил: «Сегодня я могу делать на рынке что захочу. Мне не страшна конкуренция. Попробуй сегодня войти на рынок. Да, меня щемят контролирующие органы. Приходится откупаться. Даже если меня посадят, то через пару лет я выйду из тюрьмы «чистым». Деньги, которые я до этого заработал, останутся при мне. Для меня и моих детей хватит». Так что тюремные сроки - это, можно сказать, временные издержки и лишения, которые многие белорусские предприниматели включают в свои бизнес-планы.

Впрочем, международные эксперты сомневаются в существовании в Беларуси адекватной судебной системы и системы принуждения к исполнению договоров. Подтверждение низкого престижа и неадекватности судебной власти - указ президента N481. Сегодня уже де-юре слово судьи не является последним в разрешении хозяйственного спора.

Для бизнеса немаловажна реализация гражданских прав и свобод. Их в Беларуси с каждым годом все меньше, а ведь оценки по уровню коррупции делают живые люди. Они не могут не реагировать на агрессивную антипредпринимательскую риторику властей. Наконец, белорусские эксперты начали активно сотрудничать с представителями TI, объясняя им механизмы возникновения и развития коррупции в Беларуси. Одно дело оценивать этот показатель в рыночной экономике и другое - в социалистической. Сегодня TI понимает белорусскую систему гораздо лучше. Отсюда - совершенно иная оценка коррупции.

Так что судя по динамике развития ИВК, тезис о том, что централизованная плановая экономика порождает меньше коррупции, можно считать полностью опровергнутым.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код