Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№42 (510) 24 октября 2005 г. Экономика

МНОГО ДАЮТ

24.10.2005
на «лапу»

Константин ФИРСОВ

18 октября Transparency International (TI) опубликовала очередной доклад о состоянии коррупции в мире. С 2002г. по Индексу восприятия коррупции (ИВК) мы ухудшили свое положение на 2,2 пункта.

В 2005г. ИВК Беларуси составил 2,6 пункта, что отбросило нас с 74-го места в 2004г. на 107-е - в компанию таких стран, как Эритрея, Гондурас, Казахстан, Никарагуа, Палестина, Украина, Вьетнам, Замбия и Зимбабве.

ИВК от TI - не инструмент замера черного рынка, серой экономики или объема взяток в стране. Индекс - это оценка чистоты, прозрачности и законности действий госчиновников глазами международных и местных экспертов, юристов и экономистов. В 2005г. TI оценило 159 стран. Страна получает ИВК, если по ней проведено как минимум три опроса. По Беларуси было 5, по России - 12, по Украине - 8. Два года назад Беларусь оценивали по меньшему количеству опросов. Чем больше международные эксперты узнают белорусскую бюрократию, тем меньше у них остается иллюзий относительно законности и порядка по-белорусски.

113 из оцененных TI стран (почти две трети общего количества) имеют ИВК менее «5» («1» - полная коррупция, «1-» - абсолютное ее отсутствие). Около половины государств получили оценку меньше трех баллов. «Коррупция - это не природный катаклизм. Это рассчитанное с холодным рассудком воровство возможностей женщин и детей, которые в наименьшей степени могут защитить себя», - утверждает исполнительный директор TI Дэвид Нусбаум. Объем воровства в мире превышает $1 трлн.

Беларусь попала в группу стран, где органы власти воспринимаются как сильно коррумпированные. Слабое утешение - то, что в ЕС-25 средний показатель ИВК равен всего лишь 6,7. Средний показатель стран ЦВЕ - всего 2,7. Беларусь опустилась даже ниже этого уровня. Самые прозрачные - скандинавские государства. Все они входят в TOP-10 в компании с Новой Зеландией, Австралией, Швейцарией и Сингапуром. Как отметили представители TI, ни одно государство из «большой восьмерки» не вошло в первую десятку. США - на 17-м, Германия - на 16-м, Франция - на 18-м, а Япония - на 21-м месте.

Еще одна любопытная особенность. Самыми некоррумпированными являются страны, имеющие один или несколько следующих факторов: 1) англосаксонское право, преобладание протестантских конфессий; 2) высокий индекс экономической свободы; 3) малый размер государства; 4) четкое разделение законодательной, распорядительной и контрольной функций чиновников; 5) гарантированную законом и оберегаемую обществом свободу СМИ. Впрочем, реализация этих положений не является приоритетной в программах международных организаций и богатых стран по отношению к бедным.

Прикрываясь мультикультурностью и национальными особенностями, ссылаясь на бюрократический опыт стран ЕС, США или Японии, Россия, Украина и даже Беларусь попали в клетку западного mainstream. Критикуя Америку и ЕС, белорусское и российское правительства не осознают, что слепо скопировали главные институты того самого Запада. В этом один из главных парадоксов их развития. Поскольку в наших странах к законам относятся, как к рекомендациям или как к инструментам уничтожения конкурентов и инакомыслящих, то неразлучными спутниками т.н. «социального государства» стали коррупция, кумовство, взяточничество и пренебрежение к человеку.

«ПОЧЕРНЕВШАЯ» БЕЛАЯ РУСЬ

Феномен быстрого разрушения достаточно позитивного имиджа Беларуси требует особого изучения. С трудом верится, что в докладе TI в 2002г. по ИВК Беларусь была на высоком 36-м месте с показателем 4,8 балла. С тех пор еще больше увеличилась роль государства в белорусской экономике. В обиход прочно вошли понятия «конфискат» и «золотая акция». Участились случаи фактической национализации предприятий. Эфир госТВ сотрясают репортажи о коррупции в банках, нефтехимии, правоохранительных органах, на таможне и в местных органах власти.

Таблица Однако искушение стать обеспеченным за счет бюджета превышает риск оказаться за решеткой. Один из известных белорусских бизнесменов, пожелавший остаться неназванным, в интервью «БелГазете» предельно откровенно заявил: «Сегодня я могу делать на рынке что захочу. Мне не страшна конкуренция. Попробуй сегодня войти на рынок. Да, меня щемят контролирующие органы. Приходится откупаться. Даже если меня посадят, то через пару лет я выйду из тюрьмы «чистым». Деньги, которые я до этого заработал, останутся при мне. Для меня и моих детей хватит». Так что тюремные сроки - это, можно сказать, временные издержки и лишения, которые многие белорусские предприниматели включают в свои бизнес-планы.

Впрочем, международные эксперты сомневаются в существовании в Беларуси адекватной судебной системы и системы принуждения к исполнению договоров. Подтверждение низкого престижа и неадекватности судебной власти - указ президента N481. Сегодня уже де-юре слово судьи не является последним в разрешении хозяйственного спора.

Для бизнеса немаловажна реализация гражданских прав и свобод. Их в Беларуси с каждым годом все меньше, а ведь оценки по уровню коррупции делают живые люди. Они не могут не реагировать на агрессивную антипредпринимательскую риторику властей. Наконец, белорусские эксперты начали активно сотрудничать с представителями TI, объясняя им механизмы возникновения и развития коррупции в Беларуси. Одно дело оценивать этот показатель в рыночной экономике и другое - в социалистической. Сегодня TI понимает белорусскую систему гораздо лучше. Отсюда - совершенно иная оценка коррупции.

Так что судя по динамике развития ИВК, тезис о том, что централизованная плановая экономика порождает меньше коррупции, можно считать полностью опровергнутым.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код