Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№40 (508) 10 октября 2005 г. Визави

БИЛЕТ В ОДНУ СТОРОНУ

10.10.2005
Марина ГУЛЯЕВА, Ольга МИКША

№ 40 [508] от 10.10.05 - «Жили мы с дружком на Долгобродской… О квартире личной он мечтал… О квартире личной, о жене столичной, но в аспирантуру не попал». Еще более надрывный финал этой истории, рассказанной в старинной песенке, которую распевали в прошлом веке студенты всего СССР: «А если не попал в аспирантуру, собирай свой тощий чемодан… Поцелуй мамашу, поцелуй папашу и бери билет на Магадан…» Старую песню о главном не только вспоминал на минувшей неделе, но и переписывал на современный лад белорусский парламент: согласно законопроекту о высшем образовании, закрепляется обязательное двухгодичное распределение студентов. А чтобы избавиться от лишних мечтаний, студент-бюджетник будет заключать с вузом контракт, согласно которому в случае отказа приехать на место распределения он будет обязан выплатить средства, потраченные на обучение. При каких условиях обязательное распределение эффективно и чем оно обернется? Почему в Литве министр образования не назначает ректоров частных вузов? Об этом корреспонденты «БелГазеты» беседовали с директором департамента по высшему образованию и науке Минобразования Литвы Альбертасом ЖАЛИСОМ и проректором по учебной работе Международного государственного экологического университета имени А.Д.Сахарова Андреем ТИМОЩЕНКО.

Альбертас ЖАЛИС: «ЭТО БЫЛО ТАК ДАВНО»

- Существует ли в литовских вузах распределение? Какими обстоятельствами может быть обосновано введение этой нормы?

- В Литве уже давно нет распределения студентов. Откровенно говоря, это было так давно, что я даже не помню, когда точно оно было отменено. Отсутствие в высшей школе Литвы обязательного распределения так естественно, что мне даже трудно подобрать аргументы, почему наши студенты имеют право свободного выбора, где они будут работать после окончания института. Самое главное: мы придерживаемся мнения, что каждый человек свободен и может работать там, где хочет. Так же самостоятельны в выборе специалистов и предприятия: мы никому не можем диктовать, кого и сколько они должны нанимать на работу.

В советские времена при плановой экономике у нас, как и во всем СССР, студенты распределялись. Но сегодня, когда все приватизировано, существование этой нормы невозможно. Как приказать частному лицу, которое ведет свой бизнес, принять на работу, скажем, трех юристов?

- Какие проблемы и насколько эффективно решало распределение в условиях плановой экономики?

- При социалистической модели управления обязательное распределение естественно, оно является логичным атрибутом системы. Когда централизованно строятся заводы, распределяются товары, почему так же централизованно не заниматься трудоустройством?

- Зато это решает проблему безработицы молодых специалистов.

- Да, возможно, но совершенно точно исключает возможность проявления инициативы: ведь человек работает не там, где хочет, а куда его назначили. Рыночная экономика построена на личной инициативе, рынок регулирует, какие специалисты нужны сегодня, а в каких необходимость возрастет завтра. А при плановой экономике кто-то сверху решает, что нужно принять, условно говоря, сто студентов, место работы которых известно уже сегодня. А если через пять лет окажется, что не нужно там столько юристов? Нет свободных мест, потому что, к сожалению, ни один юрист не умер? Или не появилось новых учреждений? Куда пойдут эти специалисты, а главное, кто будет отвечать за решение, не соответствующее реалиям жизни?

- Логичным ли, на ваш взгляд, является заключение контракта между студентом и вузом, по которому выпускник при отказе от распределения обязан возместить потраченную на его обучение сумму?

- Заключение такого договора возможно и между частным предприятием и студентом. Но ведь в данном случае все риски берет на себя частная компания, которая реально прогнозирует свой бизнес: она знает, что через два года будет расширяться и ей будут нужны специалисты. Она знает, чем обоснованы ее инвестиции в образование. Но когда эту роль берет на себя государство, значит, есть несколько очень умных людей, которые не только мудры и прозорливы, но и могут взять на себя ответственность за судьбы тысяч человек, планируя их жизнь.

- Можно ли говорить о том, что обязательное распределение провоцирует неизбежное развитие коррупции: ведь энтузиастов, желающих работать в провинции, все же меньше, чем тех, кто хотел бы устроиться в столице…

- А если молодой специалист все же не смог решить проблему с трудоустройством по своему желанию и поехал работать по распределению - как он будет там? Могу рассказать много историй из прошлого, когда нас распределяли. Мои однокурсники, которые не хотели работать в школе, просто приносили на урок гитару и пели вместе с учениками. Директор в конце концов понимал, что он не заставит учителя работать, и подписывал заявление об уходе. Что из того, что человека направили работать именно сюда? А если он хочет реализовать себя в совершенно другом качестве?

Одно дело, когда рискует частная компания, прогнозируя расширение своего бизнеса, другое дело, когда этим планово занимается государство. Согласитесь, это очень дорого. Да, при социализме все работают, но какова производительность этого труда? На этот вопрос давно найден ответ. Человек не заинтересован работать лучше, если это не его собственный выбор, какие бы системы поощрения ни существовали. Хотя на самом деле не так уж они велики в условиях плановой экономики. Ну вспомните: ты мог получить 100 р. или 110. И все! А сегодня ты можешь заработать 500 литов, а можешь 1500 или 15 тыс. литов.

- По готовящемуся законопроекту ректоров белорусских частных вузов будет назначать и снимать министр образования. Как это происходит в Литве?

- Частный вуз - это частный вуз. Чьи деньги, тот, как говорится, и музыку заказывает. Мои деньги - мое право назначать руководителями тех специалистов, которых я считаю нужными, потому что это я несу ответственность, а не кто-то другой. В противном случае получается, что тот, кто учредил институт, лишается инициативы. Как такое может быть, если это частное образовательное учреждение? Кто-то взял на себя ответственность, как лучше использовать мои деньги. Извините, тогда зачем мне вообще что-то открывать, если я лишен права распоряжаться собственными деньгами! Я просто ничего не буду делать.

- Минобразования как-то контролирует деятельность частных вузов?

- Конечно. Министерство регулирует соответствие образовательных программ в частных вузах существующим стандартам. Прежде чем получить лицензию на учреждение частной школы, нужно выполнить ряд требований, а потом постоянно подтверждать их выполнение. В зависимости от степени нарушений даются сроки на их устранение. Разумеется, у нас есть контроль! Но эти методы регулирования, они, как бы сказать, косвенные.

- А как в вашей стране контролируется идеологическая работа в вузах?

- Во-первых, все должно происходить в соответствии с законом, который определяет, что такое антигосударственная деятельность. Во-вторых, человек на своем месте должен выполнять свои обязанности. Я, как чиновник, могу быть членом оппозиционного движения - ну и что? Я должен делать свою работу профессионально, и всё. Мне приходилось работать советником при нескольких премьер-министрах разных политических блоков. И никогда я не имел проблем, потому что к своей должности всегда относился как специалист. Я могу высказать свое мнение политикам, но, когда они приняли политическое решение, я должен его выполнять или уйти в отставку. Я могу иметь свои политические взгляды, но я должен выполнять свои профессиональные обязанности.

- На ваш взгляд, как распределение отразится на умонастроениях студенчества?

- Мне трудно об этом говорить, потому что у нас это было так давно… Мой сын окончил геофак педуниверситета, но учителем быть не хочет, да и спроса на эту специальность сегодня нет. Сейчас он снимается в массовке какого-то фильма, получает какие-то деньги и, по-моему, пока доволен. Но постоянной работы у него нет. Мне изначально не очень нравился его выбор, но это был его выбор. Я сам окончил факультет математики и имею ученую степень, но так сложилось, что пошел работать «бюрократом». Да, были ситуации, когда по каким-то причинам приходилось менять место работы и возникала мысль: ой, а что же теперь будет? А потом оказывалось, что ничего - если ты, конечно, вообще хочешь работать.

СПРАВКА «БелГазеты». Альбертас Жалис родился в Литве, окончил университет в Вильнюсе, доктор математических наук. В 1990г. возглавлял департамент по высшему образованию и науке Минобразования Литвы, потом был советником при нескольких премьер-министрах. Сегодня - глава департамента по высшему образованию и науке Минобразования Литвы.

Беседовала Марина ГУЛЯЕВА

Андрей ТИМОЩЕНКО: «В РАМКАХ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ЭТО БЛАГО»

- Как вы полагаете, договорная основа обучения для студентов и назначение ректоров направлены на усиление дисциплины и пресечение политической активности в вузах?

- В соответствии с уставом, подписанным еще в 1992г., при создании нашего университета в вузе была запрещена любая политическая деятельность. К пропаганде любой политической платформы мы относимся одинаково: считаем, что преподаватели не должны этим заниматься, однако с общественной активностью студентов и преподавателей за пределами университета это никак не связано. Единственное, они не должны участвовать в незаконных действиях.

О необходимости договорных основ взаимоотношений со студентом мы говорили еще в 90-х. Студент не связан с вузом ничем, кроме своего желания учиться. Его поведение регулируют всего несколько документов, из которых самые главные - правила отчисления и восстановления и правила внутреннего распорядка - не подписаны студентом.

- Разве доброй воли студента недостаточно для организации нормального учебного процесса?

- Если судить по западным университетам, при всей их вольнице у них тоже имеется контракт со студентом, в котором четко оговаривается, сколько он платит, что получает от университета и как себя ведет.

- Но он же не договаривается, что после учебы его отошлют на два года невесть куда отрабатывать вложенные бюджетом средства?

- Посмотрите на реальную ситуацию в стране. У нас мало кто хочет брать студентов экологического профиля на работу. Структура должностей этих специальностей не развита, несмотря на громадный общественный интерес к экологическим проблемам и наличие объективных потребностей в создании соответствующих рабочих мест. Но предприятия и организации по своей доброй воле не могут и не желают решать проблемы охраны окружающей среды. Эту проблему должно решать государство.

По опыту нашего университета могу сказать: для нас обязательное распределение будет большим благом. Несмотря на то, что заявок на наших специалистов через Минобразования нет, мы работаем непосредственно с предприятиями, организациями, ведомствами и трудоустраиваем всех выпускников: пишем письма, ходим персонально, направляем старшекурсников на практику.

- Насколько оправдано обязательное распределение в других вузах?

- Насколько я могу судить относительно специалистов смежных с нашими специальностей, проблемы с трудоустройством есть, и немалые. Например, специалистов по ядерной физике нужно крайне мало, поскольку ядерной физики у нас пока нет.

- Зачем готовить специалистов, которым заведомо негде работать?

- Все это утилитарный подход. Важнее - формирование человека разумного. Нет ядерной физики, есть радиационная физика - использование источников ионизирующего излучения, например в медицине. Одни медвузы не закроют эти вопросы: медики занимаются их использованием, но кто-то должен заниматься производством и сервисом аппаратуры.

- Вам не кажется, что здесь возникает противоречие?

- Здесь много факторов, в т.ч. подспудных. Например, как у нас в прежние времена складывался контингент кадров по охране окружающей среды? Изработался руководитель, не устраивает вышестоящее начальство, его направляют в эту службу. Он, конечно, прошел курсы повышения квалификации и формально является специалистом. Поэтому ни один руководитель не подаст в наш вуз заявки на молодых специалистов: у него заняты места. А если ему поручит министерство, ему придется это делать. Это должен быть указ сверху. Та же ситуация с созданием рабочих мест для экологов на предприятиях. Пока предприятие продает продукцию внутри страны, пока у нас стандарты отличаются от международных, никто не создает экологические службы. Пять лет назад мы начали подготовку специалистов в области экологического менеджмента и аудита. Начали продуманно, заранее, но за пять лет условия так и не сформировались. Конечно, наша вина в этом тоже присутствует: надо активнее тормошить власть.

- Но, например, учителям, программистам, экономистам не приходится с боем отвоевывать рабочее место?

- Спрос на учителей не столь велик, как кажется. Программисты и экономисты сами по себе сейчас тоже не столь востребованы. Скорее нужны люди конкретной профессии, знающие компьютеры и экономику. В нашей отрасли, экологии, в ближайшее время наступит перебор в производстве специалистов. Такая ситуация наблюдается во многих отраслях.

- Государство регулирует план производства продукции, но не регулирует производство специалистов?

- А кто знает, сколько их надо на самом деле? Вузы обязали изучать потребность в специалистах, но механизмов для этого не создано. Сегодня нам никто не может сказать, что будет, когда наши очередные выпускники получат дипломы. Порой все решается в последний момент. Разве можно в такой ситуации точно предсказать, что будет через пять лет? Здесь нужно изменить принципиальные подходы к планированию. В СССР, когда все было централизованно, Минобразования получало заявки от отраслевых министерств, спускало их в вузы, а вузы направляли людей по распределению. Насколько эти заявки были обоснованы, трудно судить, но рабочие места под них создавались, хотя, возможно, реально они были не нужны. Сейчас таких заявок очень мало по сравнению с размерами выпуска в вузах. Поэтому сами вузы вместе со студентами ищут им работу. Это прямое следствие возвращения к плановому методу хозяйствования. Мы просто находимся на переходном этапе. Поэтому полагаю, что в рамках возвращения к плановой экономике распределение - скорее благо, чем вред.

- Зачем тогда еще и ректоров назначать?

- С той же целью: чтобы они несли ответственность за свою работу не только перед коллективом вуза, но и перед всеми налогоплательщиками - родителями студентов - в лице государства.

- Разве ректор, избранный советом преподавателей вуза, менее ответственен?

- В нашей стране для того, чтобы быть ректором, мало быть творческим и профессиональным человеком. Как и во всей регулируемой экономике, он должен иметь соответствующие контакты и поддержку органов власти. Иначе решения проблем не добьется. Например, сколько наш покойный ректор потратил усилий, чтобы одно из университетских зданий, переданных университету еще в 90-х, включили в план Совмина для капитального переустройства под нужды учебного процесса! Но это удалось наконец сделать нынешнему ректору совместно с министром, который несет ответственность за его назначение и оказывает соответствующее содействие.

- Но назначение ректора в частный вуз, по сути, государственное назначение в частное предприятие?

- С точки зрения рыночной экономики, это, безусловно, неправильно. Но с точки зрения регулируемой и социально-ориентированной экономики, это единственный способ навести порядок.

- Следующим шагом станет огосударствление частных вузов?

- Вовсе нет. Какая разница, чей капитал лежит в основе вуза, если назначенный государством ректор будет нести ответственность не только перед попечительским комитетом, но и перед государством? Кроме того, назначение происходит по согласованию с попечительским комитетом вуза. А это очень серьезно.

СПРАВКА «БелГазеты». Андрей Тимощенко родился в 1957г. в Бресте. В 1979г. окончил физфак БГУ. Работал на факультете прикладной математики и физическом факультете. С 1994г. работает в МГЭУ имени А.Д. Сахарова, с 1999 г. - в должности проректора по учебной работе. Кандидат физико-математических наук. Женат, имеет сына.

Беседовала Ольга МИКША

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код