Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Акция:. Сертификат ТР ТС - подробнее читайте на сайте!
№40 (508) 10 октября 2005 г. Тема недели

АЛЕСЬ МУХИН: «МЫ ЗАСТАВЛЯЕМ ПОСТАВЩИКОВ ЗАНИМАТЬСЯ СЕРТИФИКАЦИЕЙ»

10.10.2005
Ольга МИКША

№ 40 [508] от 10.10.05 - Длительная и дорогостоящая процедура сертификации мобильных телефонов - одна из главных причин, по которым в Беларусь в большинстве своем ввозят «серые» мобильники. Не так давно на белорусском рынке появился новый крупный игрок - российская розничная компания «Евросеть».

О своих оценках сложившейся ситуации, методах работы и перспективах развития отечественного рынка мобильной связи корреспонденту «БелГазеты» рассказал гендиректор компании «БелЕвросеть» Алесь МУХИН.

- Где проще процедура сертификации мобильных телефонов - в России или Беларуси?

- Конечно, в России. И, что самое главное, дешевле. Но дело не только в этом. Мы ритейлеры, продавцы, и, по большому счету, нас вообще не должна интересовать сертификация мобильных телефонов. Наша задача - их продавать. А сертификацией занимаются сами производители, во всяком случае во всех нормальных странах.

Там производитель заинтересован в том, чтобы его продукт был представлен на том или ином национальном рынке. Производитель находит там контрагента, ритейлера, заключает с ним дистрибьюторский договор. Задача по сертификации полностью лежит на производителе.

В Беларуси ситуация сложилась так, что на «белом» рынке здесь до сих пор не было сильного игрока-ритейлера. Местные компании не имели ни финансовых, ни каких-либо других возможностей влияния на ситуацию в стране. В результате сложился порочный круг: нет сильных контрагентов, производители не получают сертификаты. По простой причине: получение сертификата на одну модель телефона стоит более $2 тыс., плюс большие трудозатраты. Не имея сильных «белых» продавцов, производителям невыгодно заниматься этим вообще.

- Но продавцы-то заинтересованы в продажах…

- Нет сильных игроков на рынке! У самой крупной белорусской компании немногим более 20 салонов сотовой связи. В каждом из них должно быть представлено не менее 60-70 моделей телефонов (такие нормы уже сложились в России), только тогда такой салон считается достойным. Умножьте количество моделей на цену сертификата, и вы получите сумму затрат продавца. В этом вопросе в Беларуси «Евросеть» занимает такую же позицию, как в России: мы общаемся с поставщиками и заставляем их ускорять процессы сертификации мобильников, предназначенных для нашей страны.

Есть положительный пример: в конце октября один крупный производитель мобильных телефонов сертифицирует линейку своих моделей для Беларуси. Раньше для нашего рынка они вовсе не сертифицировали свои телефоны, а все, что продавалось, привозилось «в серую». Приятно, что этими сертификатами смогут пользоваться все поставщики. Это один из шагов для «обеления» отечественного рынка.

- Независимо от того, кто проводит сертификацию для местного рынка, производитель или оптовик, это приводит к росту цен и падению конкурентоспособности по сравнению с продавцами «серых» мобильников...

- Не соглашусь. У производителей есть рекламный бюджет. Мы предлагаем им рассматривать сертификацию как свои рекламные расходы. Сертификат - реклама для ритейлеров, своеобразный сигнал, что их телефоны можно свободно продавать на местном рынке.

- Не слишком ли дорогая реклама?

- Для крупных производителей это вполне доступно. Ведь речь идет о десятках тысяч долларов, а объем рынка мобильных телефонов - сотни тысяч и даже миллионы. На мой взгляд, проблема более раздута, чем есть на самом деле.

- Вы сказали, что договорились с одним производителем. Рассчитываете, что за ним последуют другие?

- Да. Даже крупные производители, которые имеют белорусские сертификаты, сейчас пересматривают свою стратегию работы на этом рынке. Из продукции производителей, заслуживающих внимания, ведутся «белые» продажи телефонов Nokia, Siemens, Samsung. Это всего три ТМ из первой шестерки крупных производителей! Сейчас они наделяют свои представительства в Беларуси большими функциями, интенсивно занимаются обновлением сертифицированной ассортиментной линейки и т.д. На мой взгляд, есть все предпосылки для того, чтобы максимально «обелить» белорусский рынок мобильных телефонов.

- Но пока это только предпосылки… Как решает проблему сертификации белорусская «Евросеть»?

- Мы не занимаемся сертификацией. Мы заставляем заниматься этим оптовиков. Я бы сравнил их с человеком перед стоящим поездом метро - ему деваться некуда, кроме как быстренько бежать вперед. У нас то же самое происходит.

- Возможно, поставщики не станут с вами работать?

- Это их право.

- Если все будет развиваться по оптимистическому сценарию, через какое время можно ожидать «просветления» на белорусском рынке мобильных телефонов?

- Думаю, если в следующем году удастся добиться соотношения 40:60 против 10:90 в текущем, это будет настоящим прорывом. А если государство продолжит проводить такие массированные акции, как та, что прошла на прошлой неделе, процентовка может быть даже 60:40.

«ДАЙТЕ ЕМУ ПО ГОЛОВЕ, ЧТОБЫ НИМБ СЛЕТЕЛ»

Как «Евросеть» завоевывает рынок


1. В мае нам нужно продать 1 млн. телефонов. С 26 апреля поставить цены хотя бы на 8 руб. ниже, чем у конкурентов. Особенно жестко - по среднему и нижнему ценовому сегменту. Если телефоны модные, дорогие и их мало, с них надо зарабатывать. В мае нам нужна доля рынка. Продолжать снижать цены хоть каждый день, несмотря на закупочную стоимость. Срок этих действий - не менее четырех недель. Никаких согласованных с кем-то повышений цен в мае быть не может!

2. С 11 мая мы будем мочить всех рекламой. Это самый пик активности. Когда конкуренты видят слово «Евросеть», они должны понимать, что им «П…ц».

3. Деморализация. Конкурентам и другим участникам рынка нужно активно врать относительно масштабов и сроков акции. Можно сказать, что все закончится завтра, можно сказать, что все продлится до Нового года, можно говорить о снижении цен от 5% до 50%, а как оно будет - узнаете позже.

4. Если по бюджету, структуре или иному документу у вас в офисе находится человек, который получает зарплату за работу, которая не нужна, выгоните его в момент осознания этого. Если ваше руководство этого не видит, придите и громко хором ему об этом скажите.

5. У некоторых недавно назначенных руководителей и руководителей в отдаленных местах над головой вырастает нимб. Диаметр нимба не должен превышать диаметр головы. Если в комнату сначала входит сияние, а потом такой манагер, дайте ему по голове, чтобы нимб слетел.

6. За время больших продаж никто не отменял правил обслуживания клиентов. Если товар продает себя сам, вас заменят кнопкой (или мартышкой).

7. Скорость. Не выставил на полку - вылетел сам.

Евгений Чичваркин, председатель совета директоров и совладелец компании «Евросеть»
Добавить комментарий
Проверочный код