Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Минск готов отправить своих миротворцев на Донбасс, если «это будет приемлемо всем заинтересованным сторонам, для того, чтобы участвовать в решении миротворческих задач», - заявил глава МИД РБ Владимир Макей. А вы готовы стать миротворцем?
да, уже иду записываться в военкомат
нет, не хочу стать «цинковым мальчиком»
да, если много заплатят
да, надо помочь России очистить Украину от бандеровцев
нет, пусть туда едут дети топ-вертикальщиков
№40 (508) 10 октября 2005 г. Тема недели

ПРОМЫВКА СВЯЗИ... в ходе операции КГК

10.10.2005
Ольга МИКША

На прошлой неделе Комитет госконтроля задержал в Минске партию нелегальных мобильников - 4,5 тыс. штук приблизительно на Br1,3 млрд. Самая крупная удача финансовой милиции за все время существования в Беларуси мобильной связи дала повод заявить, что теневой рынок парализован. С оптимистическими выводами явно поспешили.

Мобильная связь попала в сферу повышенного внимания государства относительно недавно, два-три года назад, когда процесс «мобилизации» населения принял массовый характер. Между тем в Беларуси более 10 лет существовала жесткая законодательная база, позволявшая вести контроль за импортом и обращением мобильных телефонов.

Согласно старому закону об электросвязи, все радиоэлектронные устройства, к которым относятся мобильные телефоны, подлежали обязательной регистрации, а владелец такого устройства должен был помимо паспорта носить в нагрудном кармане еще и соответствующее разрешение. Следуя букве закона, государство могло отобрать не только незарегистрированный мобильник, но и легальный аппарат, на который хозяин не мог предъявить корочку.

Но все эти годы 80-90% мобильников завозилось в страну в обход правил. Госконтроль отлавливал партии «серых» мобильников в два десятка штук, но его, очевидно, намного больше интересовали нелегальные схемы ввоза автомобилей, бытовой техники и ширпотреба. И только когда запахло крупными деньгами, торговля мобильными телефонами завладела вниманием КГК.

КРУГЛАЯ ЦИФРА

Белорусский рынок сотовой связи продолжает бурный рост. По различным оценкам, к настоящему времени в Беларуси к сетям GSM ежемесячно подключаются 140-170 тыс. новых абонентов.

Количество мобильных абонентов перевалило за 3,5 млн., при этом число мобильных телефонов уже превысило число телефонов фиксированной связи. Еще два года назад эксперты осторожно оценивали перспективную емкость белорусского рынка в 33-35%, теперь они же без оглядки прогнозируют не менее 55%. Через пару лет мобильника не будет разве что у несмышленого младенца и полуслепого старца.

При этом не надо забывать, что, превратившись из предмета роскоши в средство общения, мобильник не перестал быть статусной вещью. Именно поэтому мобильный телефон задерживается в одних руках в среднем не больше чем на год, а крупные производители стараются каждые полгода радовать потребителей новыми, более функциональными и дорогими моделями. Эти обстоятельства позволяют экспертам оценивать ежегодный оборот белорусского рынка мобильных телефонов приблизительно в $200 млн. А если предположить, что к насыщению рынка сотовой связи каждый второй житель Беларуси будет раз в год менять мобильник, оборот этой отрасли приблизится к круглой цифре в $1млрд.

В БОЙ ИДУТ ОДНИ НАЛОГОВИКИ

Вероятно, подобные соображения посетили не только финансовую милицию, но и светлые головы налоговиков. По неофициальной информации, задержанию крупной партии «серых» мобильников предшествовали масштабные проверки официальных поставщиков мобильных телефонов. Например, в одной из таких компаний в течение рабочего дня побывали четыре налоговые проверки. Искали доказательств нелегального ввоза телефонов. Однако, как известно, в отсутствие таможенной границы с Россией мобильники можно провезти хоть под видом авторучек, а затем продавать в салоне в качестве товара, принятого на комиссию.

Законодательство этого не запрещает, с той лишь разницей, что даже комиссионный мобильник должен быть зарегистрирован в Госкомиссии по электросвязи: это положение перекочевало из старого в новый закон, подписанный президентом летом текущего года. Согласно закону, контрольные органы Минсвязи могли бы просто изымать из магазинов телефоны, на которые нет регистрации. Почему этим не занимаются связисты - другой вопрос. Однако первейшей задачей налоговых и таможенных служб является наполнение бюджета, и раз уж таможенники в этой ситуации оказываются почти бессильными (все же в конце лета они сумели задержать на Оршанской таможне 2,2 тыс. «серых» мобильников), в дело могут вступить налоговики. Например, потребовать, чтобы на каждом продаваемом мобильнике был наклеен идентификационный знак, и арестовывать аппарат без оного. Как известно, такая практика уже апробируется на некоторых товарах потребительского спроса.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

И такой вариант упорядочения рынка мобильных телефонов кажется более вероятным, нежели упрощение процедуры легального ввоза. Чтобы привезти для последующей продажи «белый» мобильный телефон, требуется не один месяц и около $2 тыс. Процедура доведена до абсурда: чтобы ввезти партию телефонов определенной модели, сначала нужно завезти в страну хотя бы один и провести его сертификацию, а на это нужно разрешение, которое не дают без сертификации…

Признавать сертификаты качества производителей мобильников - всех этих Nokia, Siemens, Sony Ericsson, Motorola, Alcatel и др. - отечественные госорганы не желают: ведь это означает одновременно признать собственную никчемность и лишиться заработка. Возможно, компромиссным решением стало бы некоторое упрощение и удешевление процедуры получения сертификата, чтобы ею могли заниматься местные представительства мировых производителей, а госорганы не потеряли бы денег на выросшем объеме «белого» рынка. Несмотря на все своеобразие белорусской экономической модели, рыночные законы способны действовать и здесь. Один из последних ярких примеров тому - трехкратное увеличение количества туристов, выезжающих в Литву, после снижения стоимости визы с 20 до 5 евро. По словам специалистов, менее чем за год объем поступлений от консульских сборов вернется к прежним показателям и далее будет только расти.

Пока все остается по-прежнему, сертификация делает «белый» мобильник на 32% дороже «серого» собрата, и совершенно очевидно, салон какого поставщика выберет покупатель. Государство создало такие условия, в которых законно работать невыгодно, нерентабельно. Поэтому совершенно очевидно, что будут найдены другие обходные пути, взамен обнаруженного КГК.

И здесь стоит задуматься о будущих приоритетах: честные налоги с честных продаж мобильников на сумму, близкую к $1 млрд., или самодовольные рапорты о конфискации на $0,5 млн.
Добавить комментарий
Проверочный код