Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№40 (508) 10 октября 2005 г. События. Оценки

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

10.10.2005
Анатолий ФИЛОЗАФОВИЧ

№ 40 [508] от 10.10.05 - Со времен Аристотеля известно, что образованным является человек, способный вынести компетентное суждение по любому вопросу, даже не зная его в деталях. Наличие по крайней мере одного такого индивида в современной Беларуси ни у кого не вызывает сомнений. Но, увы, этого трагически мало. Фундаментально образованные кадры тем нужнее любой стране, чем более амбициозные задачи она ставит перед собой.

В Беларуси сегодня напрочь отсутствует вменяемая официальная идеология для широких слоев трудящихся. Нет и в помине тщательно разработанной иерархии духовных ценностей для национальной элиты. Патриотизм образца XXI в. не может быть создан демонстрациями старых кинолент и откровениями чудом уцелевших ветеранов. Для молодежи - в условиях информационной прозрачности - нужны кардинально иные образовательные программы.

В конце прошлой недели на факультете философии и социальных наук Белгосуниверситета торжественно провожали в отставку ушедшего по собственному желанию (задолго до пенсионного возраста) декана. Присутствовали ректор и проректор, были цветы и проникновенные речи. Судя по проверенным слухам, ситуация для виновника торжества была не столь уж безоблачной. В Интернете распространялись письма недовольных сотрудников, было судебное разбирательство, защитившее честь и достоинство одного из преподавателей, но не касавшееся проблем факультета в целом. Была резкая реакция на ситуацию из президентской администрации: оставлять вузы вне контроля смерти подобно.

Руководитель ушел. Что оставил после себя? Структура факультета вполне соответствует стремлению Беларуси идти собственным, не имеющим аналогов маршрутом по тропе обретения идейного суверенитета. Философский факультет в Минске, вероятно, единственный в мире, не имеет кафедры истории философии. Для примера: в Московском и Санкт-Петербургском госуниверситетах работают по две-три такие кафедры, занимающиеся исследованием философии различных эпох. Кафедра или несколько кафедр истории философии - центральное звено любого философского факультета. Именно этот предмет является наиболее содержательной философской дисциплиной, сохраняющей духовные достижения человечества.

Кафедра истории философии и логики, открытая в 1948г., была одной из старейших кафедр университета и существовала даже в те годы, когда в университете не было отделения философии. Будучи хранительницей традиций, духовного опыта и центром подготовки кадров, эта кафедра и позволила открыть в 1966г. на истфаке отделение философии. Увы, с легкой руки безответственных экспериментаторов она была ликвидирована, а осуществившая эту задачу интеллектуальная команда чуть позже почти в полном составе перекочевала в ЕГУ.

Поэтому, разумеется, не совсем понятно, почему с факультета произошел массовый исход наиболее профессиональных преподавателей: за последние пару-тройку лет оставшиеся философские кафедры покинули шесть профессоров, десятки кандидатов наук и доцентов.

В нынешнем виде философская кузница национальных кадров вряд ли соответствует своему предназначению. Кого-то, разумеется, это способно лишь порадовать: чем хуже, тем лучше. Возможно, кто-то впоследствии предъявит такие итоги в качестве личной лепты в «борьбу с режимом».

Жаль лишь, что множество молодых ребят, избравших своей жизненной стезей многотрудный промысел философии, покинут вуз разочарованными и изломанными. Лучше бы их принял на учебу любой областной пединститут - привычная кузница профессиональных оптимистов.
Добавить комментарий
Проверочный код