Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Большой ассортимент калькуляторов в интернет магазине (Могилев).
№40 (508) 10 октября 2005 г. Рекламный мир

ЗА ПАРТУ - С КАЛЬКУЛЯТОРОМ

10.10.2005
Иван ДУБОВЕЙ

В изучении экономических дисциплин, включая маркетинг, в отечественной высшей школе и западном бизнес-образовании различий столько, что все они вряд ли уложатся в формат газетной статьи. Главное, организация учебного процесса призвана сформировать маркетолога, который сам найдет свое место на рынке, а не обезличенного «специалиста», которого куда-нибудь да распределят, чтоб утешался «дипломом гособразца».

У них, к слову, для будущих маркетологов тоже централизованное тестирование, однако проводится оно по запросам университетов независимыми тестовыми центрами, что при высокой стоимости (свыше $100) гарантирует и высокую объективность. Для поступления на дневное отделение госуниверситета по специальности «маркетинг» на уровне бакалавров достаточно теста, сдаваемого по окончании школы, на уровне МВА и аспирантуры требуются более продвинутые GMAT (Graduate Management Admission Test) или GRE (Graduate Admission Test), а от иностранцев - еще и языковой TOEFL (Test of English as Foreign Language).

Зачисленному в университет будущему маркетологу в начале каждого семестра надо зарегистрироваться на три-четыре читаемых курса. Выбор индивидуален, однако курсы отличаются количеством не только обычных часов, но и т.н. «кредитных часов». Студент оплачивает кредитные часы (а не диплом гособразца или проведенные за партой годы!) и ими же отчитывается об успеваемости.

СПРАВКА «БелГазеты». Большинство американских университетов являются госсобственностью, но не федеральной, а местной, муниципальной и получают бюджетные дотации. Однако обучение платное. Бизнес-школы функционируют при университетах, а не жестко инкорпорированы в их структуру. Четырехгодичная подготовка маркетолога стоит свыше $10 тыс.: при стоимости кредитного часа от $200 каждый предмет оценивается в $600-800. К расходам на образование добавляется оплата проживания и питания. Преподаватель маркетинга, будучи полным профессором и доктором философии (Ph.D) по этой дисциплине, а также имея достаточное количество публикаций и высокий рейтинг среди студентов, зарабатывает свыше $100 тыс. в год.

Засчитанный кредитный час равен определенному количеству личных встреч в аудитории с преподавателем, не менее 45 мин. каждая, в течение семестра (15 недель) и выполнению всех озвученных на этих встречах требований. Чтобы кредит был засчитан, начинающий маркетолог обязан набрать по каждой дисциплине не менее 70 из 100 возможных баллов. Существует пятибалльная градация оценок - А, В, С, D и F. Для успешного прохождения предмета нужны только А (90-100 баллов), В (80-89) или С (70-79). Впрочем, «американский трояк» (С) может уже считаться провалом, особенно если обучение спонсируется. Когда же предмет откровенно завален (D-F), слушатель теряет кредитные часы и деньги и вынужден вновь записываться на проваленный или аналогичный курс с обязательной оплатой.

В среднем предмет обычно равен трем кредитным часам. За 4 года будущий маркетинговый гуру осваивает по три-четыре предмета за каждый из восьми семестров. Слушатель получает не только аннотированный каталог предлагаемых курсов, но и т.н. «силлабус», содержащий требования по его работе в данном семестре по каждой дисциплине. Лишь около половины дисциплин обязательны для изучения, т.е. назначаются советом факультета. Вручение диплома гарантировано успешным изучением определенного минимума предметов, остальные же, факультативные, выбираются по личным предпочтениям за дополнительную плату.

Итоговая оценка определяется не единичным устным или письменным экзаменом (зачетом). Требования к слушателю дробятся на несколько пунктов и могут включать промежуточное и заключительное тестирование, реферат, а также участие в кейсах, дискуссиях и т.п. в ходе семестра. Выполнение каждого вида требований обеспечивает студенту 10-40% будущей оценки. В итоге он ориентируется в том, что более, а что менее важно, и может равномерно распределять свои усилия в ходе семестра, чтобы приблизиться к заветным 100%. Фишка в том, что, завалив одно из звеньев учебного процесса, оценки А, а то и В не дождешься. Кстати, тесты письменные, часто анонимные и кодированные, проверяются они порой ради вящей объективности не самим профессором, а кем-либо из его ассистентов.

Списать экзаменационный тест - практически мертвый номер: сама попытка списывания (cheating) или использование чужого реферата (academic dishonesty), выклянченного у друзей или скачанного из Сети, почти без альтернатив заканчивается пинком под зад - вон из alma mater.

При продуманной системе индивидуального построения процесса обучения студенческие группы у американцев отсутствуют. Слушатели объединяются лишь на определенный семестр ради изучения определенного предмета. У этой системы есть свои достоинства (навык самостоятельной работы и индивидуального выбора) и недостатки, связанные со способностью к командной работе (team work). К слову, успех на внутреннем рынке США китайских, японских и южнокорейских фирм не в последнюю очередь связывают с их установкой на формирование командного духа. Американское образование уже сделало немало шагов для адаптации team work к процессу обучения, но легче это удается на более высоких образовательных уровнях, чем при обычной подготовке специалиста.
Добавить комментарий
Проверочный код