Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№40 (508) 10 октября 2005 г. Личный вкус

ЮРИЙ ПОЛЯКОВ. «ГРИБНОЙ ЦАРЬ». - М.: «Росмэн», 2005.

10.10.2005
Елена СЕЛЬЧЕНОК

№ 40 [508] от 10.10.05 -  * Юрий ПОЛЯКОВ. «Грибной царь» * Дмитрий БЫКОВ. «Оправдание» * Сергей КАРА-МУРЗА. «Экспорт революции. Ющенко, Саакашвили…»

ЮРИЙ ПОЛЯКОВ. «ГРИБНОЙ ЦАРЬ». - М.: «Росмэн», 2005.

С какой страницы читать. Со стр. 235-й: «Сравнивая свою советскую, скудную, боязливую жизнь с нынешней, Михаил Дмитриевич… приходил к выводу, что прежняя была лучше, во всяком случае - справедливее и честнее. Бога не помнили, со свечками по храмам не стояли, а жили-то праведнее!»

Рекомендуется поклонникам творчества Юрия Полякова и читателям «Литературной газеты».

Что, где, когда. Презентованный 19 августа плод четырехлетних усилий главного редактора «Литературной газеты» уже в первую неделю продаж разошелся более чем в 30 тыс. экз. Сам роман едва ли может служить достаточным объяснением подобного ажиотажа, чего не скажешь о PR-кампании автора.

Будучи заключительной частью трилогии («Замыслил я побег…», «Возвращение блудного мужа»), роман претендует на остросюжетность, но больше соответствует подзаголовку «36 часов из жизни почти одинокого мужчины». Сказочный happy end снимает некоторую банальность и избитость бизнес-разборок и взаимного «заказывания». Попадаются и ценные наблюдения: «Люди похожи на грибы: тоже всю жизнь накапливают в себе разную дрянь, а потом вдруг становятся смертельно опасными». Но Поляков остался верен своему советскому творческому прошлому: «крутая» современность переплетается со светлыми воспоминаниями о временах копеечного мороженого и культпоходов в кино.

Место на полке. В полном собрании сочинений Полякова, включающем произведения советской поры.

ДМИТРИЙ БЫКОВ. «ОПРАВДАНИЕ». - М.: «Вагриус», 2005.

С какой страницы читать. Со стр. 244-й: «И большого закона, закона Империи, тоже никогда не было… Мучительство было единственным способом дать человеку сверхличную цель…»

Рекомендуется всем экстатически ностальгирующим по той или иной эпохе.

Что, где, когда. Тема репрессий начинает претендовать на статус «вечной». Проза известного поэта, критика, журналиста в фантастической форме реконструирует картину эпохи, когда «брали всех», идейную подоплеку, причины и следствия репрессий: «Она не знала и того, зачем всех берут, но чувствовала только, что это органически вытекает из самого порядка вещей». Пытаясь доказать легенду о существовании поселения в Сибири, где собраны лучшие из лучших, прошедшие все допросы в застенках, герой вместо мифического поселения обнаруживает «туристский лагерь с садомазохистским уклоном», где «боль была поставлена во главу угла - не тупая боль избиваемого животного, но высокая метафизика наказания, перед лицом которого все равны». Это и откровение, и оправдание террора. Но утопия, незаметно перетекающая в антиутопию, описав круг в мире фантазии, возвращается к исходной точке - недоумению и молчанию: «Человека развелось невероятно, нечеловечески много. Его надо было отфильтровать, сжать, прокипятить в десяти водах…» Сильно, ярко, местами афористично.

Место на полке. Напротив Роя Медведева и Роберта Конвекста.

СЕРГЕЙ КАРА-МУРЗА. «ЭКСПОРТ РЕВОЛЮЦИИ. ЮЩЕНКО, СААКАШВИЛИ…» - М.: «Алгоритм», 2005.

С какой страницы читать. Со стр. 6-й: «Как выразился в мае 2005г. один политолог, «оранжевые революции» становятся отличительной особенностью постсоветского пространства».

Рекомендуется плеяде учеников Глеба Павловского - ради обучения азам контрреволюционного дела.

Что, где, когда. Попытка стянуть идеологические и политические подкрепления ко всем фронтам на «оранжевых» границах России со странами постсоветского пространства. Вместе с коллективом авторов публицист пробует сделать информационно-аналитическую прививку против каких бы то ни было революций. Наукообразный язык не может скрыть мировоззрения: «Если государство способно противостоять «ненасилию» (как в Белоруссии), то спектакль попросту закрывается». Коллекция путчей, митингов и переворотов от «Пражской весны» до Интифады, накрытая лавиной цитат, составляющих две трети книги.

Квалифицируя бархатные революции как спектакль постмодерна и программу манипуляции сознанием, автор намеренно снижает уровень явления до хорошо разыгранной провокации. Это не отменяет авторского страха, пронизывающего вторую часть книги, где рассматривается не только угроза революции в России, но даже пути преодоления еще не состоявшегося переворота.

Место на полке. Между подшивками СМИ за последний год.

Книги предоставлены ИП А.С.Немыцкий (asnem@mail.ru):ул. Октябрьская, 5 (КЗ «Минск»), ул. Даумана, 23,  ул. Козлова, 3 (Дворец искусства)
Добавить комментарий
Проверочный код