Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№40 (508) 10 октября 2005 г. Экономика

КОРОНОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ

10.10.2005
Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Маркетинг был и, к сожалению, остается одним из самых проблемных звеньев деятельности белорусских предприятий. Слишком часто его сводят к какой-либо отдельной функции. Но нарастающая конкуренция все более убедительно свидетельствует: маркетинг - не функция, а система, процесс, точная наука, требующая изучения и лишь потом - творчества.

Существующая система подготовки в вузах не всегда обеспечивает специалистов в этой области практическими знаниями. Да и в маркетинг попадают люди, имеющие самое разное образование. Опытных маркетологов мало, к тому же многие из них отправляются в Россию и на Украину - за более амбициозными проектами и бюджетами. Налицо дефицит профессионалов.

Наиболее болезненный характер принимает этот дефицит для компаний, работающих на конкурентных рынках. Дистрибьюторы и производители продуктов питания, напитков, одежды и т.п., предприятия, выходящие на внешние рынки, сталкиваются с тем, что уровень требований к маркетологу повышается, а имеющихся знаний явно недостаточно. Да и требования эти не всегда в состоянии сформулировать как топ-менеджеры, так и сами маркетологи.

- От многих компаний мы слышим вопросы: «Что должен уметь маркетолог? Как поставить перед ним задачу и соизмерить ее с возможностями фирмы? Как проконтролировать исполнение?» - говорит Павел ГОЛЕНЧЕНКО, директор бизнес-школы ИПМ.

У ИПМ, как ни у одного другого игрока рынка бизнес-образования, есть ответы на все перечисленные вопросы. В бизнес-школе проводится уже 12-й набор на обучение по программе The Chartered Institute of Marketing (CIM). А 25 октября начнутся занятия в рамках ее русскоязычного аналога - программы «Маркетинг-директор».

СПРАВКА «БелГазеты». Королевский институт маркетинга Великобритании (CIM), основанный в 1911г., - одно из старейших учебных заведений в сфере маркетинга в Европе, где ежегодно проходят обучение тысячи студентов из 80 стран мира. СIМ осуществляет проекты по корпоративному обучению персонала таких ТНК, как Motorola, Shell, Porsche, British Airlines, IBM, Levi’s, McDonald’s. Бизнес-школа ИПМ является единственным учебным центром, аккредитованным CIM в Беларуси. В зависимости от ступени обучения слушатели CIM получают профессиональный диплом или диплом высшего уровня в маркетинге международного образца.

Программы CIM и «Маркетинг-директор» - не альтернатива МВА, хотя многие из выпускников этих программ в дальнейшем охотно идут учиться на Executive МВА. Это годичное специализированное обучение маркетингу как системе, всему, что должен знать и уметь маркетолог. В CIM разработан стандарт компетенций для маркетологов - специалистов и руководителей разного уровня, - где четко регламентируется, что именно необходимо знать на данном уровне для управления продуктом или рекламой, анализа рынка и т.п. Учебная программа отдельными своими блоками рассматривает все перечисленные в перечне компетенций вопросы (полную версию стандарта см. http://ipm.by/index.pl?topicid=CIM).

- Основная задача наших программ - формирование базы для удовлетворения практических потребностей специалиста и компании, - подчеркивает Павел Голенченко. - Это не академическое образование: наши программы несколько уже, но зато более прагматичны по отбору материала.

Прагматизм - не только в структуре контента, делящегося на четыре блока: маркетинговое планирование, маркетинговые исследования и информация, маркетинговые коммуникации, менеджмент в маркетинге. Достаточно прагматично сосуществование двух программ, слегка отличающихся по содержанию и адресованных разным целевым группам. CIM - образовательный продукт для специалистов и особенно руководителей подразделений маркетинга зарубежных компаний, открывших представительства в РБ, для персонала СП, ориентированных на внешние рынки. Немало и частных лиц, желающих существенно повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Занятия проводятся исключительно на английском языке, в группах по 10-12 человек. Очно-дистанционная форма обучения (пять сессий по 2,5 дня в течение полугодия), блок домашних заданий, литература для самостоятельного изучения и письменный экзамен, проверяемый и оцениваемый в Великобритании, - вот что такое CIM.

- Программу мы практически не меняем, -
признается Павел Голенченко. - Добавляем некоторые кейсы, статьи, примеры, чтобы несколько оживить курс, адаптировать его. Пожалуй, за счет этого обучение делается и сложнее, и интереснее. Программа CIM в Беларуси - менее массовая, чем в Великобритании, а средний уровень белорусских слушателей, уже обладающих определенным опытом, несмотря на англоязычное преподавание, выше, чем у англичан, что подтверждается и результатами экзаменов.

«Маркетинг-директор» - адаптированный с разрешения CIM русскоязычный вариант программы Королевского института. Он менее продолжителен, да и по стоимости доступнее. Большинство слушателей (80-90%) - специалисты, которые учатся за корпоративный счет в группах по 15-20 человек. Экзамен принимается в Беларуси, выпускник получает диплом бизнес-школы ИПМ. По существу, из программы изъяли лишь то, что отсутствует в белорусских экономических реалиях, максимально «заземлив» ее на нужды отечественного рынка.

В остальном программы схожи: превалируют активные формы обучения, кейсы или деловые игры, которые анализируются и решаются в аудитории. В отличие от академического преподавателя тьютор выступает в процессе обучения скорее помощником и наставником, нежели работающим в режиме нон-стоп лектором и контролером: с ним можно посоветоваться по телефону или электронной почте. По признанию Павла Голенченко, хороший тьютор говорит мало: его задача - направить аудиторию в русло учебного процесса, организовать обмен бизнес-идеями и опытом. А опыт у многих сидящих за партами может оказаться уникальным, особенно в таких дефицитных и востребованных сейчас областях, как исследование рынка или организация рекламных кампаний. Получается по-английски дельно, сдержанно, но демократично: тьютор и слушатели обращаются друг к другу на «вы», но по имени.

- К нам приходят уже сформировавшиеся личности, имеющие за плечами определенную бизнес-практику, - говорит Павел Голенченко. - Наша задача - вооружить их соответствующим инструментарием, сделать их деятельность максимально успешной. Я иногда спрашиваю: сколько лет необходимо, чтобы стать безупречным маркетологом? Многие амбициозно заявляют: два-три года. Конечно, это не так. Рынок не стоит на месте, развивается. Так что, по большому счету, маркетингу учатся всю жизнь. Но для этого нужна хорошая стартовая площадка, комплекс базовых знаний. И бизнес-школа ИПМ готова ее предоставить.
Добавить комментарий
Проверочный код