Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№40 (508) 10 октября 2005 г. Экономика

ДОЖИТЬ ДО «ДАЖЫНАК»... мечтают пищепром и торговля

10.10.2005
Антон ГРОМОВ

Пока труженики села готовятся к очередным «Дажынкам», пищепром и торговля приходят в себя после горячего лета. И не обольщаются: осень тоже горячая. Именно на стыке лета и осени белорусский продрынок продемонстрировал целый ряд казусов, достойных занесения в энциклопедию «Загадки Вселенной».

БЕЗ ПУЗЫРЯ

Первыми в ряду аномальных явлений стоят перебои с алкогольными напитками. В середине августа на складах Минского завода игристых вин почти не было запасов «Советского шампанского». Все лето предприятие-монополист работало с полной нагрузкой, но все равно с трудом обеспечивало потребности розничной торговли.

Руководство завода связывало неожиданный всплеск спроса с тем, что торговля перестраховывается. Как поведал в августе пожелавший остаться неизвестным эксперт, «если ситуация не изменится, будем выходить на правительство с предложением: разрешить ввоз в республику украинских и молдавских игристых вин. Не сделаем этого - можем получить дефицит шампанского, как раз под Новый год».

В сентябре проблема рассосалась: то ли население перешло на альтернативные напитки, то ли спрос на шампанское сам по себе упал, но в результате появились минимальные складские запасы. Руководство завода убеждено, что напряженки с «Советским шампанским» в рознице нет и не будет, однако сетует на невозможность увеличения отпускных. Что касается торговли, то там оптимизма меньше: по мнению аналитиков, лишь в ноябре станет ясно, хватит ли белорусам своего «Советского».

Аналогичные аномальные явления наблюдались на участке, который всегда был образцово-показательным и доходным. Речь идет о крепких напитках, включая водку. Директор одного небольшого магазина ситуацию оценил крайне болезненно: «Как можно предприятиям отрасли, у которых выручка напрямую зависит от продажи алкоголя, «вырубать» на полтора месяца ее поставки?! А ведь этим летом такая ситуация была обычной во многих наших магазинах. Начала пропадать наиболее востребованная продукция - от «Кристалла» и Брестского ликеро-водочного завода. Причины, как нам объясняли, в отсутствии зерна нового урожая и, соответственно, спирта». Руководство «Кристалла» заявило, что перебоев в поставках «нет и быть не может», заявки выполнялись вовремя, а постановка кристалловского цеха летом на профилактику на общую картину никак не повлияла. Гендиректор ООО «Винреал» Владимир Захаров не был так категоричен и признал, что проблемы «по «Кристаллу» и «Брестской ликерке» в регионах были. Вопрос в том, не повторится ли водочная недостача сейчас, на фоне «Дажынак».

ОКОРОЧКА В СВОБОДНОМ ПОЛЕТЕ

Как известно, всполошенная «птичьим гриппом» Россия запретила импорт курятины, в т.ч. белорусской. Вроде бы это должно было немедля отразиться на внутреннем рынке, где торговля давно жаловалось на недостаточные поставки куриного мяса и субпродуктов. Но отечественные цыплята расходились в магазинах все с той же удивительной скоростью, как и во времена экспорта в Россию. Зазвучали мнения, что после запрета заработала некая новая серая схема, дающая возможность экспортировать продукцию отдельных белорусских птицефабрик в РФ.

С началом осени ситуация изменилась к лучшему. Феномен объяснили так: летом куриный дефицит шел в первую очередь в сезонные детские оздоровительные учреждения и т.д. А по осени подсчитанные цыплята перепали и торговле. На этот счет есть определенные сомнения: сопоставимо ли потребление куриного мяса пионерами с его экспортом в Россию? Если вспомнить прошлый год, то тогда сбои фиксировались как по свинине, так и по бройлерным цыплятам и говядине. Рационального объяснения этого явления нет, как и многих других парадоксов директивно-распределительной системы.

ГОРЬКИЙ ОПТ

Еще одним постотпускным синдромом для рынка продовольствия стали обострившиеся проблемы оптовых фирм: мелкие закрываются, крупные (ТД «Соми», «Хартия» и т.д.) перепрофилируют деятельность. Норма прибыли в отрасли регулярно снижается, проблемы растут. На протяжении последних лет налицо падение негосударственной оптовой торговли.

Директор ТД «Соми» Александр Милявский, поделившийся горьким опытом частного опта, объяснил это так: «Причин отказа от развития бизнеса две. Первая связана с отсутствием перспективы как таковой… Мы столкнулись с двумя проблемами: новые бренды не слишком хотят идти в Беларусь, а те, которые уже у нас присутствуют, не желают менять партнеров. Однажды в разговоре с директором крупного предприятия-производителя мы вдруг узнали, что в районных городах они осуществляют продажи напрямую, несмотря на наше присутствие. На мой вопрос: «Вы понимаете, что таким ходом вы выбиваете с рынка своего собственного дистрибьютора?» руководитель ответил: «Мы бы вас придушили еще раньше, но не было возможности».

Несмотря на немалый маржинальный доход (в импорте - от 30%), затратная часть съедает практически все. Основные статьи затрат - транспорт, так как розница сегодня не делает запасов, требует довоза товара раз в неделю и чаще, и зарплата: при работе с широким ассортиментом приходится держать большой штат, основные продавцы-агенты меньше чем за 300 у.е. работать в Минске не будут. Перепрофилирование крупных негосударственных оптовых фирм - верный сигнал того, что активность госструктур в этой области резко возрастет.

НОРМАТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Как известно, в соответствии с правительственным постановлением N935, с 1 марта 2006г. все торговые организации и индивидуальные предприниматели не смогут продавать без специальных марок растительное масло, красную икру, готовую или консервированную рыбу, а также воды, содержащие добавки сахара и других подсластительных или вкусо-ароматических веществ. Розничная торговля оценивает инновацию с привычным недоумением. По словам директора среднего минского магазина, «если с икрой и маслом факт маркирования как-то объясним, то с цветными напитками я не очень понимаю, зачем это было сделано. Как правило, производители цветных напитков подчинены госструктурам, где нет места для каких-либо теневых оборотов. Российских напитков в белорусском ассортименте - мизер, они не пользуются популярностью, да и дороже. Постановление может ударить лишь по теневым торговцам, которые на «Ждановичах» через киоски за день могли реализовывать фуру контрабандного масла».

Как сообщил в сентябре пресс-секретарь МИДа Руслан Есин, «в настоящее время МИД завершает подготовку заключения о результатах проведения расследования в отношении возросшего импорта кондитерских изделий на территорию РБ». С прошлого года министерство волновала причинно-следственная связь между ввозом российских сладостей на белорусский рынок и растущим ущербом отрасли. Эксперты ожидают ограничения поставок российской «кондитерки» в Беларусь. Но, по мнению аналитиков, самой отрасли это окажет медвежью услугу. Если в ответ Россия сократит поставки белорусской сладкой продукции на свой рынок, то для «Спартака» и «Коммунарки» это будет чревато снижением продаж на 30-40%, для Белорусской кофейной компании (ТМ «Идеал») - на все 80%. И тогда выход из ситуации будет напрашиваться сам собой: обязательное доведение доли белорусского шоколада в торговле до 70%, иначе отрасль попросту рухнет.
Добавить комментарий
Проверочный код