Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№40 (508) 10 октября 2005 г. Экономика

АВТОПЕРЕКУПЩИКОВ ПОПРОСЯТ

10.10.2005
Александр ПАВЛОВ

№ 40 [508] от 10.10.05 - 7 октября станет для всех белорусских автомобилистов красным днем календаря. Белорусский автобизнес взбудоражен очередной инициативой президента. Пока до 2006г. было далеко, все инициативы автомобильных дилеров об изменении таможенного законодательства разбивались о неприступные чиновничьи головы. Да и с чего бы их менять, когда под рукой всегда есть рычаг воздействия на дилера?

Нынешнее законодательство вынуждает дилеров работать по т.н. «серой» схеме, когда автомобили ввозятся и растаможиваются на подставных физлиц. Этого не скрывают сами дилеры. Кроме прочего, для продажи автомобиля юрлицу необходимо пройти процедуру сертификации, которая стоит немалых денег. И без того высокая цена автомобиля еще более возрастает.

Естественно, на продаже автомобилей юрлицам много не заработаешь. Приходится торговать «по-серому». Прекрасно об этом осведомлены и соответствующие структуры, поэтому каждый дилер спит и видит страшный сон: проверка. Чуть активнее начал предлагать свои автомобили - проверка тут как тут, стучится в двери автосалона. Проверят то, о чем сами прекрасно знают, и уйдут. Дилер оклемается немного и снова начинает продавать.

Одним из вариантов решения проблемы было уравнивание таможенных пошлин для физических и юрлиц. В этом случае дилерам нет необходимости изобретать «левые» схемы продаж автомобилей. Бизнес становится честным и прозрачным. Уже несколько раз предлагалось принять такой вариант таможенного законодательства, но «автовоз» до сих пор оставался на месте.

И лишь когда за дело взялся лично президент, дело сдвинулось с мертвой точки. Но куда оно двинулось, пока непонятно. Как много непонятного и в самой инициативе президента. Разумеется, создание цивилизованного автомобильного рынка в Беларуси - инициатива как раз благая. Все-таки в центре Европы и такая дикость в торговле автомобилями! «Серые» схемы, «перегонщики», «перекупы» и бог знает какое еще жулье. Только когда об этом говорили дилеры, их никто не слушал. Проект, разработанный по инициативе холдинга «Атлант-М», не нашел поддержки и был отправлен на доработку. Когда заговорил президент, все понимающе закивали головами. Как же, давно так думали!

С таможенными пошлинами для физических и юрлиц пока все понятно. Уравнивать их не собираются, но разницу максимально уменьшат, что позволит автомобильным дилерам работать «открыто и прозрачно». Причем ставки для физлиц оставят на прежнем уровне, а для юридических они будут снижены. Так что в ближайшее время не стоит нестись на авторынок за первым попавшимся «ведром»: прошел слух, что скоро увеличатся таможенные пошлины. А продавцы на рынке умело играют на слухах, поднимая цены.

Уравниванием таможенных пошлин останутся довольны и продавцы, и покупатели. Но эта идея уже не так интересна. Основное внимание привлекает новая инициатива, поддержанная президентом, - создание свободных таможенных складов по продаже ввезенных автомобилей. Лукашенко поручил правительству и всем заинтересованным органам незамедлительно заняться реализацией этого плана.

Планируется, что каждый из складов будет иметь собственные станции автодиагностики и расчетно-кассовый центр. Такие склады на основе проведения тендера планируется создать во всех областных центрах и Минске. Ожидается, что один из них возглавит председатель правления ТЦ «Ждановичи» Евгений Шигалов. Как было отмечено на совещании, свободные таможенные склады не нанесут ущерба «перегонщикам», а также тем, кто хочет самостоятельно приобрести автомобиль за рубежом. Однако очевидно, что свободные таможенные склады смогут предложить покупателям гораздо более выгодные условия приобретения транспортных средств. Интересно, какие именно? Расчетно-кассовый центр и станцию диагностики? Других преимуществ пока не видно, да и эти вряд ли можно назвать конкурентными.

С созданием свободных таможенных складов возникает много вопросов, на которые трудно найти ответы. Например, интересно, кто именно и каким образом будет привозить автомобили из-за границы и наполнять ими склады? Далее. Таможенный склад - не бесплатная площадка для хранения автомобилей. В проекте закона предлагается за хранение автомобиля на таможенном складе брать 1,5-2 евро в сутки.

Теперь что касается деятельности автомобильных дилеров (кстати, именно уровень продаж новых автомобилей является показателем экономического роста и благосостояния граждан) и их отношения к свободным таможенным складам. Как пояснил «БелГазете» сотрудник одного из дилерских центров, принцип функционирования таможенного склада в Беларуси в корне отличается от такового в развитых европейских странах. Основное и самое важное отличие в том, что конечным продавцом нового автомобиля является не дилер, а таможенный склад.

Схема примерно такова: таможенный склад как бы выкупает у дилера автомобили, которые тот получает по договоренности с производителем. На этом роль дилера заканчивается. Такая схема работы свободного таможенного склада абсолютно неприемлема не только с точки зрения финансовой выгоды дилера, но и идет в разрез с договором, заключенным между дилером и производителем. И работать по такой схеме автопроизводители и дилеры не будут. Последние просто будут хранить автомобили на таможенных складах в Литве или Финляндии. Зато такая схема позволить государству полностью контролировать продажи новых автомобилей.

Между тем президент, как сообщает его пресс-служба, «поставил перед Евгением Шигаловым задачу - уже 1 ноября начать наполнение свободного таможенного склада импортными автомобилями, а также обеспечить работу всех сопутствующих структур, в т.ч. диагностического и ремонтного центров». И далее:«координировать эту работу будут также руководители Госкомтаможни и МВД».

По словам президента, «вопрос о ввозе и продаже автомашин имеет не только экономическую составляющую, но и немаловажное социальное и даже политическое значение». Он уточнил, что «экономическая составляющая вопроса - это почти $100 млн. прямых таможенных платежей при ввозе автомобилей и еще приблизительно $100 млн. - в виде косвенных и сопутствующих налогов». Политическая составляющая упомянута не была. Но учитывая то, что почти половина белорусских семей имеют автомобили, это начинание должно укрепить авторитет президента среди автовладельцев.

Президент особо подчеркнул, что важно не «ухудшить ситуацию, не «задавить» тех, кто хочет сегодня приобрести автомобиль. Мы должны поощрять это стремление людей».

А как же те, кто сегодня продает эти автомобили? Есть идеи?
Добавить комментарий
Проверочный код