Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№40 (508) 10 октября 2005 г. Экономика

МАТЯШ БРЕН: «БЕЛАРУСЬ - ПОЛНАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ СТЕРЕОТИПУ О НЕЙ»

10.10.2005
Ольга МИКША

Активно взявшимся развивать в Беларуси въездной туризм координаторам и участникам отечественного туристического рынка было бы небесполезно узнать, что о нашей стране думают за рубежом. Достоверная информация позволит правильно скорректировать имидж Беларуси и направить средства на решение первоочередных задач. Об этом корреспондент «БелГазеты» беседовала с американским специалистом в области экотуризма, главой международной компанииICARA Матяшем БРЕНОМ.

ПЕРВЫЕ АССОЦИАЦИИ: РОССИЯ И ЧЕРНОБЫЛЬ

- Каково впечатление о Беларуси за рубежом?

- У людей за рубежом нет достаточной информации о вашей стране. А если есть, то она, как правило, отрицательная и связана либо с Россией, либо с Чернобылем. В США большинство даже не знают, где находится эта страна, поскольку в образовательном процессе географии, к сожалению, не уделяется должного внимания.

- В таком случае Беларусь может быть интересна для европейцев, но не американцев?

- Мне кажется, Беларусь может быть интересна и для европейцев, и для американцев. Основная проблема, которая касается любой услуги, которую вы продаете, - наличие информации о ней. Надо, чтобы широкая аудитория, во-первых, была проинформирована об услуге, во-вторых, для нее необходимо создать имидж. Поэтому, на мой взгляд, основная проблема развития въездного туризма в вашу страну заключается в том, что иностранцы не проинформированы о том, что есть такое место под названием Беларусь, куда можно ездить отдыхать.

До поездки сюда я знал о Беларуси очень мало. Единственную информацию получил от моих друзей из Словении, которые приезжали сюда на футбольный матч. Они сказали: о, там очень хорошо. Они ожидали увидеть Россию, но это оказалось не так.

Я знаю, это распространенный стереотип среди многих западноевропейцев и американцев: когда произносится слово «Россия», первыми ассоциациями будут серость, мрак, очень серьезные люди, которые смотрят только вниз. Мне кажется, Беларусь является абсолютной противоположностью этому.

- Среди белорусских специалистов в области туризма сложилось мнение о трех наиболее серьезных проблемах, которые мешают притоку интуристов: неразвитость дорожной и гостиничной инфраструктуры, высокая стоимость турвиз и отсутствие информации. Какая из названных проблем требует неотложного решения?

- Что касается первой проблемы, то я не совсем могу судить о ее остроте: это мой первый визит в Беларусь, я видел только часть Минска. Но я был во многих других странах мира, и проблемы инфраструктуры всюду примерно одинаковы. Могу предположить, что за пределами Минска дороги окажутся плохими, а инфраструктура почти отсутствует. Но посмотрите на Боливию или Перу - там количество приезжающих туристов очень велико, однако туристическая инфраструктура гораздо хуже. И все равно туристы туда едут потоком!

Вторая проблема - стоимость визы - действительно актуальна. Мне кажется, главное не столько в стоимости визы, а в ощущении туриста, насколько его рады видеть в этой стране. Скажу честно: когда подаешь документы на визу, возникает ощущение, что тебя здесь боятся. Кстати, в США с введением усиленных мер безопасности и новых требований к выдаче студенческих виз количество иностранных студентов, обучающихся в стране, очень сократилось.

ДРУЗЬЯ И ИНТЕРНЕТ

- Каким образом турист за рубежом получает информацию об интересующей его стране?

- Обычно используются два пути. Первый - друзья, информация передается из уст в уста. Второй - через Интернет.

- Вам о Беларуси рассказали ваши друзья. Пробовали ли вы найти о ней что-нибудь в Интернете?

- Да, накануне я очень активно занимался поиском в Интернете. Но для туриста, решившего поехать маршрутом, выходящим за рамки стандартных, необходимо помнить, что информацию из Интернета надо воспринимать с некоторой долей скепсиса. Например, я смотрел официальные и неофициальные сайты. Как известно, на официальных сайтах фотографии всегда будут очень красивыми. Но, к сожалению, там ничего не сказано, как пахнут туалеты, какого качества вода, дружелюбны ли жители, рады вас там видеть или нет. Подобную информацию я нашел на сайтах неофициальных. И все же эта информация не так достоверна, как та, которой делятся друзья.

- Если бы вы собирались в Беларусь как турист, найденная информация привлекла бы вас или насторожила?

- Некоторая - немного напугала бы, другая - напротив, заинтересовала. Например, требования при получении визы, требования к медицинской страховке… Все, что касается госбюрократии, вызывает негатив. Другие вещи - чистота, люди - произвели очень благоприятное впечатление.

ГОРЯЧАЯ ВОДА И САНУЗЕЛ НЕОБХОДИМЫ

- В стране принята Национальная программа развития туризма до 2010г., в которой въездной туризм назван одним из приоритетов. Наибольшее внимание будет уделено транзитному, экскурсионному, агро- и экотуризму. Вы согласны с выбранными направлениями развития отрасли?

- Да, поскольку для экотуризма или сельского туризма стране не нужно иметь развитую туристическую инфраструктуру. Не обязательно иметь очень высокий уровень сервиса. Экскурсионный туризм развивать также легче, поскольку можно выделить несколько достопримечательностей и направлять средства именно на них. Возможно, для правительства эти направления туризма действительно быстрее всего дадут отдачу.

- А иностранцам, интересующимся агро- и экотуризмом, интересно пожить в деревянном доме с удобствами на улице или все же на природе, но с комфортом?

- Люди, которые могут приехать в Беларусь, конечно, захотят насладиться природой. Но при этом хорошее жилье, туалет, горячий душ - все должно соответствовать общемировым стандартам.

Правительство могло бы предоставить субсидии или снизить налоги, чтобы люди в сельской местности могли довести свои условия до мировых стандартов и привлечь иностранных туристов.

Однако хочу особо подчеркнуть, что с точки зрения гигиены туристы вряд ли захотят получить аутентичный опыт использования туалетов на улице.

IN ENGLISH, PLEASE

- Вы сами приехали бы отдыхать в Беларусь?

- Здесь мое мнение нельзя считать общим, поскольку у меня двое детей, я должен учитывать их интересы. На протяжении следующих десяти лет я буду принимать решение о выборе страны на основании того, насколько легко мне поехать туда с детьми. Поэтому сейчас мой ответ на ваш вопрос будет «нет».

- Кроме глобальных, с какими еще проблемами сталкивается иностранец в Беларуси?

- Я заметил две вещи, которые негативно могут отразиться на привлечении иностранных туристов. Во-первых, язык надписей и указателей - все на русском. Во-вторых, для туриста необходимо максимально облегчить процесс траты денег. Объясню на собственном примере: мне очень нравятся картины, я обнаружил у вас две прекрасные галереи, но, чтобы я смог увезти купленную картину домой, мне нужно получить соответствующее разрешение. А это стоит дополнительных денег и занимает дополнительное время. Я не думаю, что успел бы все оформить за день до отлета.

- Сколько должно пройти времени, чтобы наша туристическая отрасль развилась в достаточной степени?

- В худшем случае, когда все будет работать против вас, когда будут возникать препятствия со стороны правительства, по-прежнему ощущаться нехватка инфраструктуры, не будет продвижения и позиционирования самой страны и отдельных ее достопримечательностей, этот процесс затянется надолго. Возможно, основное внимание в этом случае будет уделяться лишь бизнесменам, людям, которые приезжают на специальные мероприятия, и людям, которые ходят в походы.

Но если мы рассмотрим оптимистический сценарий, у вас появятся все те вещи, об отсутствии которых я только что говорил, тогда развитие может произойти очень быстро.

Я вижу тенденции, которые должны привести к положительному результату. Во-первых, это люди: в Минске я очень много гулял и сделал вывод, что ваши люди хорошо выглядят, хорошо смотрят друг на друга. Это очень сильно отличается от некоторых стран, где люди боятся смотреть друг на друга. Во-вторых, Минск - очень культурный город. Это касается и того, как люди одеваются, и магазинов, и архитектуры, чистоты, парков, зелени. Мне кажется, у приезжающих останется положительное впечатление о Беларуси. И они будут передавать его дальше.

СПРАВКА «БелГазеты». Матяш Брен родился в 1959г. в бывшей Югославии (Словении), окончил факультет международных отношений Университета Миннесоты (США), школу международного менеджмента Университета Тандерберд в Аризоне (США). Проблемами экотуризма впервые занялся в начале 90-х гг., работая в компании Eco Tourism Int. Преподает в университетах Реджис и Колорадо с 1991г., глава международной компании ICARA. Член Rotary International, член Совета директоров бизнес-инкубатора в Боулдере и Международной бизнес-ассоциации в Рокиз. Жил в Испании, Марокко и Югославии. Немного говорит на французском, испанском и русском. Является автором более 30 статей по развитию международного бизнеса.
Добавить комментарий
Проверочный код