Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№40 (508) 10 октября 2005 г. БГ-Феномен

TESCO: НА ПРИЛАВКАХ ТЕСНО

10.10.2005
Андрей ПОДВИЦКИЙ

Если какая-либо компания на розничном сегменте рынка остается лидером более 10 лет, это безусловный успех. К таким лидерам относится сеть британских гипермаркетовTESCO, продающая треть продовольственных товаров в стране.

Сначала успех TESCO казался скорее чудом, чем закономерностью. В начале 90-х компания занимала небольшую нишу розничного рынка для малообеспеченных покупателей. Подобраться поближе к более дорогим Sainsbury и Waitrose было достаточно сложно. Несмотря на вековые традиции демократии, британцы продолжали судить о классовой принадлежности человека по тому, где он делает покупки.

Постепенно TESCO упрочила свои позиции в нише среднего класса. В мясных отделах, где раньше продавались только простые куски добротного мяса (иного к продаже высокие стандарты магазина просто бы не допустили), начало появляться высококачественное филе с эксклюзивными соусами и приправами. Резко расширился молочный ассортимент. Винные отделы пополнились напитками со всего мира. Удобное расположение, конкурентные цены, вежливый персонал, широкий ассортимент, продуманная стратегия раскрутки - и народ принял TESCO как свой, домашний, национальный магазин. И не потому, что в нем продаются исключительно британские товары. И не потому, что американский Wal Mart или французский Carrefour дискриминируются властями страны. Просто владельцы и менеджеры TESCO лучше других поняли пожелания, капризы и механизм принятия решений британских потребителей.

Сегодня в TESCO трудится 250 тыс. человек. Это третья сеть в мире по величине розничных продаж: в 2004г. валовая прибыль составила 2 млрд. фунтов при объеме продаж в 37 млрд. фунтов. TESCO продолжает расширять свою долю в розничном товарообороте страны, но активно работает и на новых рынках - Польша, Таиланд, Южная Корея, Ирландия и Венгрия.

СЕКРЕТ УСПЕХА

Секрет успеха TESCO не только в том, что сеть представляет богатеющую Британию, где все больше людей относят себя к среднему классу, выбирая соответствующий своему социальному статусу магазин. Менеджеры компании делают особый акцент на том, чтобы внимательно анализировать поведение потребителя: что, когда, почему он покупает, как сделать так, чтобы он купил еще больше.

Налажено сотрудничество с University College London. Ученые предлагают компании новые способы сбора и обработки статистической информации по розничным продажам. Огромный объем информации приходит от 12 млн. владельцев клубных карточек TESCO: менеджерам важно понять, что с чем продается, чтобы оптимизировать мерчендайзинг. По мнению экспертов, TESCO имеет одну из самых больших в мире баз данных по потребителям.

Гипермаркет предоставляет постоянные (сезонные, праздничные, одноразовые) скидки на товары, которые потребитель покупает чаще всего. По истечении квартала каждый владелец карты TESCO получает ваучер стоимостью 1% от суммы, которую он потратил в гипермаркете. В дополнение - купоны, предоставляющие скидки на товары, которые, по мнению компании, могут понравиться клиентам. В течение квартала TESCO рассылает до 6 млн. писем, предлагая лояльным клиентам различные системы скидок.

Подробная информация о продажах позволяет организовать товары на полке согласно вкусам потребителей в данной конкретной местности или даже в зависимости от времени суток. Магазины TESCO в центре Лондона по выкладке товара сильно отличаются от расположенных в глубинке. Менеджеры также принимают во внимание этнический и демографический факторы, моду, даже содержание телепрограмм.

ГРЕХ НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ

По мнению управляющего компании Terry Leahy, TESCO - зеркало, отражающее вкусы и желания британцев. Но далеко не у всех успех компании вызывает восторг. Как и во многих других странах, против гипермаркетов выступают владельцы небольших магазинов и традиционных рынков. Поставщики гипермаркета хранят в строжайшей тайне условия поставки товаров в огромную розничную сеть. Активные противники компании объединились, создав движение Tescopoly с целью развалить сеть TESCO, которая, по их мнению, стала монополией и угрожает благосостоянию британцев.

Госагентство по правилам справедливой торговли также рассматривало поведение TESCO, но пока не нашло признаков монополии. Тем не менее, дабы сбить ажиотаж вокруг своего имени, компания начала открывать небольшие магазины. Сегодня это один из самых динамично развивающихся сегментов розничного продовольственного рынка. Поскольку дальнейшее развитие сети гипермаркетов и магазинов TESCO зависит от местных органов власти, компания вкладывает деньги в строительство жилья, развитие образования и многое другого. По сути, речь идет о своеобразных отступных чиновникам и политикам за то, что они дают работать.
Добавить комментарий
Проверочный код