Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№38 (506) 26 сентября 2005 г. Портмоне

12 СТУЛЬЕВ ДЛЯ ОДНОГО ОФИСА

26.09.2005
Вероника СВЕТЛОВА

№ 38 [506] от 26.09.05 - Всего в Беларуси работают более 500 производителей и продавцов мебели. Большую их часть составляют мелкие фирмы, порой с практически кустарным производством. В 2003г. рынок офисной мебели перестал расти бешеными темпами, и есть основания полагать, что с нынешнего года он вошел в стадию зрелости, близости к насыщению и предсказуемости.

 

Основные игроки на рыночном поле - отечественные производители. Нынешнюю стадию характеризуют большое количество конкурентов, уменьшающиеся рентабельность и темпы роста продаж, хотя динамика сравнительно с другими отраслями достаточно привлекательна: в 2004г. прирост объема рынка внутри РБ составил около 15%.

ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙРынок офисной мебели - рынок монополистической конкуренции: большое количество продавцов, однородная продукция, невозможностью ценового сговора. Тенденции последних лет - ориентация крупных предприятий на российский рынок, организация российским и иностранным капиталом предприятий на территории РБ с последующей реализацией продукции в РФ и ЕС.

Если в 2004г. многие предприятия, ориентированные на российский рынок, столкнулись с проблемой стагнации объемов и, чтобы не останавливать производство, вынуждены были реализовывать продукцию на внутреннем рынке по демпинговым ценам, то 2005г., даже с учетом снижения покупательной способности россиян на 20%, обещает быть хлебным. Белорусская мебель - в моде.

СКОЛЬКО СТОЯТ ВСЕ СТУЛЬЯ

Рынок офисной мебели РБ можно оценить примерно в $20 млн. Увы, официальная статистика тут не поможет: Минстат не делит мебель на домашнюю и офисную. А вот по сводным данным аналитиков компаний-производителей, в прошлом году чуть больше половины всей приобретенной мебели приходилось на офисную, в денежном выражении - $18-20 млн. При этом около $3 млн. «весит» рынок мебели no brand. Если же оценивать по количеству проданных товарных единиц, офисный сегмент составляет около 40%.

Спрос на офисную мебель формируют новые фирмы, открывающие собственные офисы, и преуспевающие компании, время от времени обновляющие интерьер. Как в шутку заметили в отделе маркетинга одного из лидеров отрасли, рост объемов рынка офисной мебели приблизительно должен повторять показатели роста экономики страны. Жизненный цикл офисной мебели - синусоидный, со сроком службы мебели в 7-10 лет. В 1992-95гг. были произведены основные инсталляции офисной мебели, и ныне производители ожидают бума продаж, связанного с обновлением устаревших офисов.

ОГОЛЕНИЕ НОГ ПОД ВЫБЕЛЕННЫМ ДУБОМ

Тенденции мебельного дизайна задаются итальянцами и доходят до Беларуси с опозданием на 10-20 лет. Итальянские фабрики перемещаются в полярные цветовые решения: хит сезона - кабинеты в темно-коричневом цветовом решении и полярном светлом (т.н. «выбеленный дуб»).

Конструктивно все по-минималистски просто: шкафная группа в кабинетах директоров уменьшается до абсолютно открытой стенки, подстолья у столов не прикрываются - вся Европа «оголяет ноги». Нашему потребителю такие тенденции трудно принять: он привык прятать под столом пакеты, сменную обувь и т.п. И в России мебель для персонала «пересела» на металлические каркасы - дань новым веяниям и прагматичное желание скрыть кабели, опутывающие офис. Увы, стоимость одного рабочего места при этом увеличивается на 30-40%.

Если раньше потребитель приобретал только мебель теплых древесных тонов и темных оттенков, то сейчас в моде светлая мебель с имитацией карельской березы - извилистый, а не традиционный радиальный рисунок. «Фишка» сезона - мебель из МДФ с округлыми и обтекаемыми формами. Пока в Беларуси по такой технологии мебель производят единицы: очень высока стоимость оборудования.

Практически все крупные производители пытаются сформировать в ассортименте полный «джентльменский набор» мебельных серий во всех ценовых категориях, чтобы максимально удовлетворить потребности клиентов, проводящих тендеры при массовой закупке офисной мебели. Количество таких компаний и бюджетных организаций в последнее время значительно возросло. «Джентльменский набор» включает серию кабинетной мебели для топ-менеджеров в разных вариациях, одну-две серии для персонала (бизнес- и эконом-класс), реже - серию мебели high-tech.

Главной тенденцией на рынке офисной мебели в 2005г. стал отказ покупателей от формулы «что угодно, лишь бы подешевле», повлекший за собой перераспределение рынка в пользу бизнес-класса, а также более дорогой мебели в целом и снижение доли эконом-класса. Но в ассортименте большинства производителей эконом-класс все еще преобладает.

ДИРЕКТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫНа 2005г. эксперты «Беллесбумпрома» прогнозируют рост производства мебели по меньшей мере на 20%. Будут расти и объемы экспорта - вероятно, на 15-20%.

В перспективе ближайших трех лет рынок офисной мебели в РБ выйдет на новый виток развития, связанный с апгрейдом уже установленной офисной мебели - начиная с самых консервативных, физически и морально устаревших моделей. Отсутствие вторичного рынка офисной мебели может быть сдерживающим фактором, однако признаки его формирования заметны уже сейчас.

Можно выделить несколько индикаторов, подтверждающих начало нового этапа развития рынка. Во-первых, это увеличение спроса/объема продаж новых по дизайну коллекций, рост предложения более высокой ценовой категории со стороны производителей/продавцов, значительное увеличение спроса на мебель для руководителей. Основные игроки будут выводить из ассортимента коллекции оперативной мебели низкой ценовой категории.

Во-вторых, появляются новые производители, инвестирующие в диверсификацию бизнеса; переходят на новый уровень «гаражные» производства, стремящиеся к освоению открывающихся узких сегментов рынка. Как правило, они предлагают продукт, удовлетворяющий условиям только одного из критериев, значимых при выборе офисной мебели. В большинстве случаев этим критерием является цена. В-третьих, неизбежно формирование вторичного рынка офисной мебели.

ЦЕНЫ, ВПЕРЁД!По оценкам экспертов, до конца 2005г. белорусская корпусная мебель подорожает в среднем на 10%. Это связано с ростом цен на древесину и материалы на рынках ближнего зарубежья, а также общей ситуацией на мебельном рынке. Повышение зарплаты, отмена льгот для СЭЗ увеличивают себестоимость продукции и снижают рентабельность почти до нуля. В таких условиях продавать мебель на внутреннем рынке неинтересно, поэтому многие мебельщики поспешно переориентируются на Россию. Удивляет, что большая часть производителей, не работающих на экспорт, пытается выживать, не меняя ценовой политики, хотя в перспективе это чревато убытками. По информации «Беллесбумпрома», недавно такую ситуацию пережила Слуцкая мебельная фабрика, выпускающая офисной мебели примерно на Br270 млн. ежемесячно. Предприятие не снизило цены, а переориентировалось на работу под заказ (более 70% объемов производства).

При достаточно большом количестве убыточных предприятий-«корпусников» в 2004-2005гг. в госсектор были сделаны крупные инвестиции, ложащиеся на себестоимость продукции. Например, в «Пинскдрев» было инвестировано более 1,3 млн. евро - по белорусским меркам, немалые деньги даже для такого гиганта.

Членство Чехии и Польши в ЕС и переход на евро обусловили рост цен на рынках этих стран, откуда в Беларусь идут основные потоки древесных материалов для производства мебели. При отсутствии качественного сырья в РБ и РФ и существенном снижении рентабельности производства цены на мебельном рынке неминуемо возрастут. Крупнейшие производители уже сделали первые шаги, подняв цены в среднем на 5% и высказав намерение продолжить их увеличение в IV квартале 2005г.

Курс евро и общая динамика рынка сырья за последние полгода привела к удорожанию ДСтП на 17%, фурнитуры - на 5%. Так что 10% - далеко не предел ожидаемого ценового скачка.
Добавить комментарий
Проверочный код