Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№38 (506) 26 сентября 2005 г. Портмоне

ПО ДЕКРЕТУ ВСЕМУ СВЕТУ

26.09.2005
Мария КИРИЛЛОВА

№ 38 [506] от 26.09.05 - По окончании горячего летнего сезона расходы-доходы подсчитывают не только в туркомпаниях, но и в кругах самих туристов, со знанием дела добивающихся не только возврата своих денег, но и моральных компенсаций.

Турбизнес в Беларуси - двуликий Янус, позволяющий туркомпаниям и туристам весьма эффективно зарабатывать друг на друге. Причем последние с каждым годом становятся все изощреннее и находчивее, не гнушаются никакими доступными средствами, используют в своих действиях способы, близкие к шантажу, и демонстрируют высокую компетентность в вопросах отечественного законодательства.

АКТУАЛЬНЫЙ ДЕКРЕТНедавно в одну из белорусских туркомпаний с требованием возврата почти $2 тыс. обратилась женщина, заявив, что во время отдыха в Турции служащие отеля постоянно беспокоили ее предложениями сексуального характера, неоднократно делали непристойные намеки, в т.ч. публично. Естественно, установить, является ли эта информация достоверной, не представлялось возможным. Скорее всего, в суде туристку ждет разочарование, поскольку она не обращалась ни в диппредставительство, ни в правоохранительные органы Турции и Беларуси. А доказать, что горячие турецкие парни именно домогались, а не флиртовали, довольно трудно.

Но требования женщины любопытны: она сослалась на президентский декрет «О некоторых мерах по предотвращению торговли людьми», вполне серьезно утверждая, что каждая турфирма обязана проверять отели на предмет отсутствия там людей, склонных к непристойным предложениям. По мнению практикующего юриста Дениса Алейникова, представляющего интересы туркомпании, «это очевидное злоупотребление правом, когда граждане используют нормы законодательства, направленные на их защиту, в своих корыстных целях. Декрет направлен на разрешение конкретных проблем и никоим образом не связан с турфирмами, но любую ситуацию можно довести до абсурда. Женщина не заинтересована в поиске виновных, она хочет элементарно вернуть деньги, потраченные на отдых». В случае неудовлетворения своих требований гражданка грозит обратиться в КГК, МВД, КГБ и другие ведомства. С учетом того, сколь магически на некоторых действуют ссылки на декрет главы государства, ее шансы не выглядят нулевыми. По мнению Алейникова, подобные ситуации - «проблема нашей несовершенной системы защиты прав потребителей, ущемляющей права организаций во имя прав граждан».

ЮРИДИЧЕСКИЙ БИЗНЕСВ Минске существует несколько общественных объединений, занимающихся защитой прав потребителей. Ежегодно в эти объединения за помощью обращаются тысячи людей. То, что скрывается за добродетельной вывеской, многие называют не иначе, как юридическим бизнесом. Зачастую в подобных обществах прямым текстом заявляют: «Приходите к нам, мы поможем вернуть ваши деньги». Естественно, за совсем уж невыигрышные дела защитники потребителей не берутся. Но как только они видят хоть малейшую зацепку, тотчас же берут потребителя в оборот.

По сравнению с адвокатскими, услуги таких обществ обходятся потребителям значительно дешевле, однако это позволяет зарабатывать приличные деньги. По некоторой информации, за счет одного клиента, подающего жалобу на туркомпанию, общество по защите потребителей может пополнить свой бюджет. И это при том, что оно существует как общественное объединение, освобождено от необходимости иметь в своем штате специалистов, аттестованных в Минюсте, и не несет практически никаких судебных издержек. Как призналась юрисконсульт ОО «Защита потребителя» Елена Мойсейчик, «приходит много людей, которые уже действительно примелькались, но мы обязаны оказывать им юридическую помощь в соответствии с законом «О защите прав потребителей». Люди, которые приходят повторно, как правило, все хотят денег».

Туристы используют в своих претензиях все мелочи, указанные в договорах, - от номера места в автобусе до количества метров до пляжа. Чаще всего турфирмы стараются не доводить дело до суда и приходят к мировому соглашению, полностью или частично удовлетворяя требования клиентов. Если дело доходит до суда, то потребитель освобожден от уплаты госпошлины, а значит, рискует лишь теми деньгами, которые выплачивает за услуги общества потребителей. Но, по словам Елены Мойсейчик, «когда люди уже немножко разбираются в букве закона, то действуют самостоятельно».

«ЧЁРНЫЙ СПИСОК»«Черные списки» успешно множатся как среди туркомпаний (фамилии неблагонадежных туристов), так и в кругах их клиентов (нежелательные турагентства). Списки компаний пользуются большим спросом не среди тех, кто настроен на благополучный отдых, а среди тех, кто намерен отдохнуть без потери денег. По словам одного из таких искушенных туристов, «можно назвать как минимум три десятка компаний, после отдыха с которыми я в течение одной недели запросто верну свои деньги». Связано это с тем, что «в этих туркомпаниях нет ни квалифицированных специалистов, ни гарантий достойного отдыха. Они готовы выплачивать компенсации, не доводя дело до суда, чтобы не нести судебные издержки и не наносить урона своей репутации. Закон полностью на нашей стороне, и по любой, даже самой невероятной претензии именно туркомпания должна доказать в суде, что права».

По мнению директора туристического портала holiday.by Андрея Барашко, «проблема во взаимоотношениях между туристами и турфирмами связана не только с т.н. «черными» туристами и «черными списками». Налицо сохранившаяся постсоветская дикость среднестатистического туриста, приобретающего в основном недорогой отдых в Крыму, Турции или Египте. Хваленые толерантность, терпимость, доброжелательность белорусов у большинства наших соотечественников за пределами своей страны пропадают бесследно. Многим туристам не хватает элементарной культуры и цивилизованности. Белорусы хотят заплатить за отдых две копейки, а требовать от организаторов тура шикарных условий, полного комфорта и неукоснительного соблюдения всех пунктов договора, включая поминутное расписание».
Добавить комментарий
Проверочный код