Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Пивной ресторан. Сеть пивных ресторанов
gambrinusbar.ru
№38 (506) 26 сентября 2005 г. Портмоне

БИЗНЕС ЛЮБИТ МИНИ

26.09.2005
Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

№ 38 [506] от 26.09.05 - Всем хорошо бизнес-образование, да вот беда: любому слушателю МВА, особенно владельцу бизнеса или управленцу, всегда хочется сэкономить время, не повторять пройденное, выбирать именно то, что нужно. Спрос рождает предложение: бизнес-школы идут на компромиссы, которые применительно к конкретным группам слушателей порой оказываются достаточно плодотворными.

На Западе с этой ситуацией остро столкнулись после подъема экономики конца 90-х. Тогда не грех было бросить насиженное рабочее место и рвануть за дипломом МВА. Когда же ситуация ухудшилась, двухгодичная MBA стала отождествляться с двухгодичным отсутствием на рынке труда, ее быстрая окупаемость стала проблематичной, количество поступающих на традиционную MBA снизилось, хотя классические двухгодичные программы остались наиболее востребованными.

Еще более четко изменились подходы топ-менеджеров, желающих повысить квалификацию, но не готовых тратиться на МВА или EMBA. Им не всегда нужен диплом, порой достаточно сертификата. Зато им необходимы практические навыки решения конкретных проблем. Базовый опыт (зачастую и экономическое образование) у них уже есть. Краткосрочных курсов-семинаров (Executive Development Programmes) явно недостаточно. Выбор между дневной (full-time), вечерней (part-time), дистанционной (distance MBA) и модульной (очно-заочной, modular MBA) формами обучения, а также ускоренным курсом (fast track) для слушателей с высшим экономическим или управленческим образованием - проблема, ставящая аппликанта в положение Буриданова осла, который умирает от голода между двух одинаковых охапок сена, не зная, к какой притронуться.

Ответ на запросы слушателей бизнес-школам пришлось искать на стыке различных форм обучения. Альтернативой классической программе может стать годичная мини-MBA, сокращенная по времени, но не по содержанию. Такие программы ориентированы на специалистов, уже уверенных в своих профессиональных планах, а также топ-менеджеров, желающих получить «сливки» традиционных курсов с большей практической направленностью, но меньшим расходом времени и денег. Добавим сюда элементы вечерней, дистанционной и модульной форм обучения и получим оптимальный для этой категории аппликантов вариант.

Однозначной концепции мини-МВА пока нет. Например, в России многие бизнес-школы позиционируют как мини-MBA семинарские занятия или обучение online до трех месяцев с сертификатом на выходе. В ряде случаев это реально больше напоминает пестрый набор тренингов и семинаров по повышению квалификации. Тем не менее именно в последние два года в СНГ наблюдается всплеск интереса к мини-MBA, и программы данного типа интенсивно совершенствуются, приближаясь как к западным стандартам, так и к запросам отечественных слушателей.

У мини-MBA существуют как ярые противники, так и не менее ярые сторонники. Доводы первых сводятся к тому, что МВА нельзя минимизировать в принципе, особенно при достаточно разношерстном составе слушателей - от владельцев бизнесов до специалистов. Вторые подчеркивают, что если оставить главное, лучшее, практически значимое, то качество обучения от этого не пострадает. Истина, вероятно, в том, что качество мини-MBA зависит от конкретной программы и преподавательского состава: размер не имеет значения. Аппликант сам разберется, чему учатся три дня, чему - две недели, а чему - весь год.

Сбалансированный и привлекательный белорусский вариант мини-MBA представили в конце августа - начале сентября консалтинговая группа «Здесь и Сейчас» и Институт бизнес-технологий «Алтлант-М - ФорумОСТ». Как эссенция, из классической МВА были извлечены шесть базовых блоков, соответствующих основным компетенциям руководителя, - управление: 1) организацией; 2) финансами; 3) рынками; 4) персоналом; 5) изменениями; 6) проектами. Как водится, по окончании каждого блока слушатели выполняют практический проект на материале своей компании. Возможна работа в режиме online, предусмотрены десять дополнительных консультационных часов с руководителями проектов и двенадцать - с ведущими курсов. Годичное обучение с перерывом на июль-август осуществляется в удобном режиме: каждый вторник с 16.00 до 20.00, раз в две недели - суббота, с 10.00 до 19.00. Отцы отечественной мини-MBA обещают в слогане программы «MAXимум за MINимальный срок» и никаких теоретических курсов - только семинары-тренинги, деловые игры, кейсы и т.п. Требования к слушателям предсказуемы: работа на руководящей должности не менее трех лет, высшее образование, высокая мотивация и собеседование. Это позволяет объединить несколько категорий аппликантов: состоявшихся в бизнесе людей, которым необходимо повышение уровня компетенции, и тех потенциальных учащихся традиционной МВА, которых не устраивают в двухгодичной программе продолжительность, формат, большие объемы теории и, конечно, стоимость. Что касается состава практикующих тренеров-консультантов, то лучший довод в их пользу - четырехлетний опыт реализации программы в Беларуси, России и на Украине Институтом бизнес-технологий «Атлант-М - ФорумОСТ» и рекомендации более 300 менеджеров, прошедших обучение. Таким образом, еще одна ниша на рынке бизнес-образования теперь занята. И хотя курс называется мини-МВА, но ниша - совсем не мини.
Добавить комментарий
Проверочный код