Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№38 (506) 26 сентября 2005 г. Портмоне

БИЗНЕС ЛЮБИТ МИНИ

26.09.2005
Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

№ 38 [506] от 26.09.05 - Всем хорошо бизнес-образование, да вот беда: любому слушателю МВА, особенно владельцу бизнеса или управленцу, всегда хочется сэкономить время, не повторять пройденное, выбирать именно то, что нужно. Спрос рождает предложение: бизнес-школы идут на компромиссы, которые применительно к конкретным группам слушателей порой оказываются достаточно плодотворными.

На Западе с этой ситуацией остро столкнулись после подъема экономики конца 90-х. Тогда не грех было бросить насиженное рабочее место и рвануть за дипломом МВА. Когда же ситуация ухудшилась, двухгодичная MBA стала отождествляться с двухгодичным отсутствием на рынке труда, ее быстрая окупаемость стала проблематичной, количество поступающих на традиционную MBA снизилось, хотя классические двухгодичные программы остались наиболее востребованными.

Еще более четко изменились подходы топ-менеджеров, желающих повысить квалификацию, но не готовых тратиться на МВА или EMBA. Им не всегда нужен диплом, порой достаточно сертификата. Зато им необходимы практические навыки решения конкретных проблем. Базовый опыт (зачастую и экономическое образование) у них уже есть. Краткосрочных курсов-семинаров (Executive Development Programmes) явно недостаточно. Выбор между дневной (full-time), вечерней (part-time), дистанционной (distance MBA) и модульной (очно-заочной, modular MBA) формами обучения, а также ускоренным курсом (fast track) для слушателей с высшим экономическим или управленческим образованием - проблема, ставящая аппликанта в положение Буриданова осла, который умирает от голода между двух одинаковых охапок сена, не зная, к какой притронуться.

Ответ на запросы слушателей бизнес-школам пришлось искать на стыке различных форм обучения. Альтернативой классической программе может стать годичная мини-MBA, сокращенная по времени, но не по содержанию. Такие программы ориентированы на специалистов, уже уверенных в своих профессиональных планах, а также топ-менеджеров, желающих получить «сливки» традиционных курсов с большей практической направленностью, но меньшим расходом времени и денег. Добавим сюда элементы вечерней, дистанционной и модульной форм обучения и получим оптимальный для этой категории аппликантов вариант.

Однозначной концепции мини-МВА пока нет. Например, в России многие бизнес-школы позиционируют как мини-MBA семинарские занятия или обучение online до трех месяцев с сертификатом на выходе. В ряде случаев это реально больше напоминает пестрый набор тренингов и семинаров по повышению квалификации. Тем не менее именно в последние два года в СНГ наблюдается всплеск интереса к мини-MBA, и программы данного типа интенсивно совершенствуются, приближаясь как к западным стандартам, так и к запросам отечественных слушателей.

У мини-MBA существуют как ярые противники, так и не менее ярые сторонники. Доводы первых сводятся к тому, что МВА нельзя минимизировать в принципе, особенно при достаточно разношерстном составе слушателей - от владельцев бизнесов до специалистов. Вторые подчеркивают, что если оставить главное, лучшее, практически значимое, то качество обучения от этого не пострадает. Истина, вероятно, в том, что качество мини-MBA зависит от конкретной программы и преподавательского состава: размер не имеет значения. Аппликант сам разберется, чему учатся три дня, чему - две недели, а чему - весь год.

Сбалансированный и привлекательный белорусский вариант мини-MBA представили в конце августа - начале сентября консалтинговая группа «Здесь и Сейчас» и Институт бизнес-технологий «Алтлант-М - ФорумОСТ». Как эссенция, из классической МВА были извлечены шесть базовых блоков, соответствующих основным компетенциям руководителя, - управление: 1) организацией; 2) финансами; 3) рынками; 4) персоналом; 5) изменениями; 6) проектами. Как водится, по окончании каждого блока слушатели выполняют практический проект на материале своей компании. Возможна работа в режиме online, предусмотрены десять дополнительных консультационных часов с руководителями проектов и двенадцать - с ведущими курсов. Годичное обучение с перерывом на июль-август осуществляется в удобном режиме: каждый вторник с 16.00 до 20.00, раз в две недели - суббота, с 10.00 до 19.00. Отцы отечественной мини-MBA обещают в слогане программы «MAXимум за MINимальный срок» и никаких теоретических курсов - только семинары-тренинги, деловые игры, кейсы и т.п. Требования к слушателям предсказуемы: работа на руководящей должности не менее трех лет, высшее образование, высокая мотивация и собеседование. Это позволяет объединить несколько категорий аппликантов: состоявшихся в бизнесе людей, которым необходимо повышение уровня компетенции, и тех потенциальных учащихся традиционной МВА, которых не устраивают в двухгодичной программе продолжительность, формат, большие объемы теории и, конечно, стоимость. Что касается состава практикующих тренеров-консультантов, то лучший довод в их пользу - четырехлетний опыт реализации программы в Беларуси, России и на Украине Институтом бизнес-технологий «Атлант-М - ФорумОСТ» и рекомендации более 300 менеджеров, прошедших обучение. Таким образом, еще одна ниша на рынке бизнес-образования теперь занята. И хотя курс называется мини-МВА, но ниша - совсем не мини.
Добавить комментарий
Проверочный код