Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№38 (506) 26 сентября 2005 г. Личный вкус

НА ЧТО ХОДЯТ ПРЕЗИДЕНТЫ?

26.09.2005
№ 38 [506] от 26.09.05 - Театральный фестиваль в Тампере (Финляндия). Спектакль: «Коккола». Автор и режиссер: Л.Клемола (Городской театр Тампере и Ауринкотеатр, Финляндия)

Что это? Международный фестиваль в Тампере организаторы начали с небольшого отчета: «Население Финляндии - примерно 4 млн. жителей, в прошлом году в театр сходило 2,5 млн. В стране ежегодно выпускается 120 новых финских пьес. 70 драматургов находятся на госстипендии. Государство полностью финансирует около 100 театров». Конечно, хотелось рассмеяться им в лицо и убить их статистикой отечественного Минкульта, но негоже унижать организаторов с самого начала. Город Тампере - прекрасная иллюстрация финского отношения к культуре. При населении около 150 тыс. человек в городе более 20 театров, включая роскошную оперу и симфонический оркестр, с десяток бесплатных музеев и театральный университет.

В этом году на фестиваль, который является самым большим в Северной Европе, приехала президент Финляндии Тарьи Халонен. Президент посетила несколько спектаклей, но все ждали ее на главный финский хит сезона - спектакль «Коккола».

Для белорусов особенно познавательно будет узнать, как ходят в театр президенты в Европе и на что они ходят.

Естественно, театральная тусовка знала о приходе г-жи Халонен, но особенного ажиотажа это не вызвало. Как ни странно, при входе в театр не оказалось ни охраны, ни металлодетекторов. Люди свободно заходили в фойе и зал. За несколько минут до начала в зал заглянул охранник, затем в его сопровождении вошли две дамы - президент с подругой. Они спокойно сели на свои места, о чем-то оживленно болтая. Справа от президента сел охранник. Ни речей, ни аплодисментов. В зале продолжали рассаживаться люди. В антракте для президента отвели в буфете столик, где она угощалась кофе с коньяком и шоколадом. После спектакля президент продолжила общение со зрителями и актерами, живо интересуясь подробностями создания спектакля. Ни банкета, ни благодарственных речей о внимании государства к «отрасли культуры», ни просьб залатать крышу… Короче, провинция.

Драматургия. Еще более удивил выбор спектакля. «Коккола» - это история о жизни на дальнем финском севере. Герои - обычные финские работяги, которые убирают снег, развозят на автобусах детей в школы, чинят коммуникации. Короче, делают жизнь в стране вечной мерзлоты удобной и цивилизованной. Казалось бы, что здесь такого? Однако главная «фишка» пьесы - в том, что добрую половину спектакля эти горячие финские парни проводят на сцене абсолютно голыми. То они делают импровизированную сауну, включая в автобусе-декорации печку на максимум, и под несколько чарок водочки весело раздеваются донага, то устраивают разухабистые пляски-ню в баре, то просто разговаривают о жизни и попивают пивко неглиже. И все это буквально в нескольких метрах от г-жи президента! Тонкости психологической мотивации стриптиза понять было трудновато, потому что спектакль был на финском, но ощутить все стремление финского народа к естественности и отсутствию условностей удалось.

Режиссура. Финская режиссура очень многому научилась у других наций. У русских она взяла психологическую достоверность характеров и тонкость, у немцев - открытость, отсутствие табу и агрессивность, у англичан - стремление говорить о современности, отражать реальную жизнь реальных людей. Люди в «Кокколе» - настоящие и достоверные, как в жизни, со всеми их проблемами, глупостями и радостями. Впрочем, в распределении ролей тоже присутствует оригинальный ход: главную женскую роль пожилой алкоголички в финском баре играет очень известный в Финляндии комик.

Плюсы. «Коккола» еще и еще раз доказывает непреложную истину: если театр не будет говорить о своих современниках, о людях, до боли зрителю знакомых и узнаваемых, о своей стране, городе, деревне - у такого театра нет шансов на развитие. Именно потому, что финская драматургия и режиссура научилась быть актуальной и современной, 60% населения страны, включая президента, ежегодно ходят в театр.

Минусы. Финский язык, который не дал возможности насладиться тонкостями диалогов.

Драматургия/режиссура/актерская игра 8/9/10 
Добавить комментарий
Проверочный код