Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№36 (504) 12 сентября 2005 г. Sexus

СТЕРВЫ КОНЧАЮТ ПЛОХО

12.09.2005
Елизавета ЕПАНЧИНА

По мнению многих мужчин, в каждой женщине живет «стерва». И когда подобный агрессивный, воинственный тип «королевы-амазонки» становится доминирующим, мужчин ожидает много проблем. Правда, куда меньше, чем самих женщин.

Заполонившие книжный рынок околопсихологические издания развлекательно-прикладного характера пропагандируют образ стервы. В массовой культуре даже появились такие понятия, как «стервология» и даже «стервософия», которыми кишит Интернет, что свидетельствует о назревшей серьезной социальной проблеме.

Комментарий психолога Ольги Андреевой:

- Мы живем во время, для которого характерен кризис мужской и женской идентичности. Если 100 лет назад было понятно, что значит быть мужчиной и что значит быть женщиной, то сегодня ответов нет. Это вопрос гендерной психологии (социальной конструкции пола).

Ответы, как правило, ищут в двух направлениях. Во-первых, существуют научные концепции, во-вторых, процветают кустарные методы решения. Как в медицине, наряду с серьезной литературой цветет махровым цветом самолечение и околомедицинские «научно-популярные» книги, так и в гендерных вопросах наряду с серьезными исследованиями развиваются подобные «легкие решения» сложных вопросов.

Есть у этого жанра и свои классики. Например, Е. Кабанова, И. Ципоркина дали миру целую серию «руководств»: «Стерва - сама себе хозяйка. Кодекс семейных ценностей», «Стерва побеждает обстоятельства. Как извлечь пользу из неудач», «Стерва получает все. Почему хотеть не вредно», «Стерва высшей пробы. Игра по правилам и без». Здесь же многочисленные авторы серий типа «Школа выживания в любви», само название которой свидетельствует о введении военного положения во взаимоотношениях между полами. Цинично-лирические исповеди, примеры якобы из жизни, цитаты из классики, тактики, стратегии, практические руководства к действию с примитивными краткими советами, сформулированные в виде «шагов», «ступеней», «этапов», «путей» и т.д. Деловитость и расчет образа объясняет появление лексики криминального мира в этих книгах: «Верный способ кардинально избавиться от мужчины - поставить его на счетчик благодарности. Страх, вина и непогашенный моральный вексель - вот три рифа, о которые с годами разбиваются любовные лодки» (Лидия Гущина. «Когда любовник моложе»). Открывается целая галерея стерв: женщина-вамп, хищница, злая жена, интриганка, оригиналка правдоискательница, королева.

Комментарий Ольги Андреевой:

- Подобные простодушные попытки женщин утвердиться в этом мире к научной психологии не имеют никакого отношения. Мужчины и женщины нуждаются друг в друге, они друг для друга важны и ищут способ завоевать интерес друг друга. Стервология предполагает, что можно завоевать интерес противоположного пола, проманипулировав им. В основе подобного подхода - глубокое неуважение женщины к мужчине и к самой себе. Центральная идея здесь - идея власти, победы, порабощения. Если человек не уважает другого, то в нем нет и самоуважения. Такая женщина-стерва не состоится как мать. По сути, стервы глубоко несчастны, потому что оказываются в ловушке собственной игры. Все, что построено на манипуляции, ведет в тупик.

Это может интересовать тех, кто не очень уверен в себе, кто боится предъявить себя миру такого, каков он есть. Это сфера интересов малообразованных и неуверенных в себе людей.

С одной стороны, стервозность - признак шикарной жизни, комплекс истерично-капризной, эгоистичной принцессы. Стерва превращается в определенный сексуальный и деловой тип. Но, с другой стороны, стервозность представляют как вынужденную социальную модель поведения, как способ преуспеяния в бизнесе. Пример - книга Анны Владимирской «Деловая стерва, или Как выжить в мире мужчин». Женщине приходится проходить более сложный карьерный путь, чем ее коллеге-мужчине. О равенстве полов говорить не приходится. Стать стервой - значит стать преуспевающей женщиной. Вынужденные бороться с мужским шовинизмом и карьерной дискриминацией, женщины приходят к подобному «стервозному» типу. Это своего рода школа выживания. Недаром книги про стерв пишут не тихие домохозяйки, а self-made-woman, леди с именем, опытом руководства и, как правило, с несложившейся личной жизнью. Пропагандируемая ими система поведения относится скорее к самообороне, чем к женственности: «Стервология - воинское искусство, боевая техника». Так, название книги Алины Холиной, автора мужского журнала «Медведь», «Как завести врагов и довести мужчин до срыва» говорит само за себя. Вторым основанием «стервозности» оказывается сексуальность, отличающаяся расчетливостью и даже жестокостью. Образ стервы в рамках типа деловой женщины может сужаться до образа карьеристки, прокладывающей себе «дорогу в небо» через постель: «Секс здесь - входной билет в магазин «Прада», секс - рост общественного статуса, секс - шанс попасть в газету или на ТВ-шоу».

Из «акулы бизнеса» стерва постепенно превращается в общедоступный повседневный тип, к которому надо стремиться и который оказывается «единственно правильным» в современном мире. Слово «стерва» постепенно становится синонимом слова «женщина» («Стерва на кухне», «Стерва за рулем»). В Москве на Арбате существуют специальные курсы, обещающие сделать из обычной женщины заправскую стерву. Нормальным явлением становятся сайты типа stervologia.ru, sterwa.ru, одним из характерных разделов на которых является новая дисциплина - мужеведение. Появляются даже соответствующие руководства. Примечательно, что пишут их не только женщины, но и сами мужчины, то ли в издевку, то ли из желания запутать своих «противниц»: «Женщины не любят рыбалку? Так думают мужчины… пока не окажутся в роли рыбки, пойманной на крючок» (Стив Накомото. «Поймайте на крючок мужчину»). При этом «ни автор, ни издательство не несут никакой ответственности за ущерб и разрушение, связанные с изложенными здесь фактами».

Комментарий Ольги Андреевой:

- Кого может привлечь такая женщина? У человека (в данном случае, у мужчины) в любом возрасте есть потребность в полноценных отношениях. Такая женщина может привлечь внутренне ущербного мужчину мазохистского типа личности, для которого тема власти является центральной. Поиграть в подобные игры можно, но не создать семью.

Потребительское отношение к противоположному полу не остается безнаказанным. Социальный и литературный ответ не заставил себя долго ждать. Книги типа «Женщина: где же у нее кнопка? Пособие для городского циника» Виса Виталиса - пример варианта уже мужской стервологии: «Врать женщине - дело нужное и полезное, это всего лишь соблюдение правил игры. Женщина всегда стремится поудачнее продать то, что у нее есть - саму себя. А это и есть проститутское мышление». Подобное печатное объявление войны говорит о том, что игра зашла слишком далеко.

Комментарий Ольги Андреевой:

- Мы становимся заложниками подобных стереотипов, поскольку наша страна, соревнуясь с Россией, занимает то 1-е, то 2-е место в мире по уровню разводов, т.е. распадается более 50% браков. За этим стоит несформированность мужской и женской идентичности, конкуренция, борьба за власть, что влечет глубокое разочарование в браке и в партнере. Жизнь превращается в ежедневное выяснение, кто кому что должен. И победителя в этой войне нет.

Стерва не испытывает нужды в подругах, презирает брачные узы, она переменчива, взбалмошна, «внутренне свободна», демонстрирует свое равнодушие, не нуждается в большой любви и не верит в нее. Стервозность - это современная модель женского одиночества, поражения под маской победы.

Вывод Ольги Андреевой:

- На мой взгляд, распространение идей так называемой стервологии - признак низкого уровня культуры общества и отсутствия представления о ценности личности. А кто-то просто делает на этом деньги.
Добавить комментарий
Проверочный код