Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№36 (504) 12 сентября 2005 г. Экономика

ИЗНОС НА ФОНЕ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ

12.09.2005
Ярослав РОМАНЧУК

Как-то незаметно прошла презентация восьмого по счету странового доклада ПРООН «Экономика и общество Беларуси: диспропорции и перспективы развития. Национальный отчет о человеческом развитии 2004-05». Работа по написанию самого текста длилась, очевидно, меньше, чем его согласование с правительством. Несмотря на легкую критику экономической политики правительства, научный редактор доклада ректор Владимир Шимов по главным позициям сошелся во мнениях с министром экономики Николаем Зайченко, но дипломатичные оговорки имели место: доклад «не во всем отражает точку зрения правительства РБ».

НАША ПЕРСПЕКТИВА - ЕВРОПА

Первая глава доклада посвящена проблемам и возможностям Беларуси в контексте глобализации и расширения ЕС. На фоне динамичной глобализации мировой экономики авторы считают, что «в Беларуси масштабы и глубина рыночных преобразований пока недостаточны, а по индексу инвестиционной привлекательности ЮНКТАД Беларусь значительно отстает от постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы. В результате белорусская экономика имеет в целом низкий уровень конкурентоспособности».

Авторы справедливо говорят о необходимости вступления Беларуси в ВТО, что требует «изменения экономического законодательства страны и обеспечения более отрытого доступа иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок». Эти слова звучат как весьма закамуфлированный призыв к системным реформам, к отказу от инструментов сильного бюрократического государства, созданного при интеллектуальной поддержке практически всех авторов доклада.

Интеграция Беларуси в ЕС значит, в первую очередь, увеличение торговли и ее диверсификацию. Здесь есть проблемы. В 2003г. белорусский экспорт в страны ЕС на 64,8% состоял из минеральных продуктов; на текстиль приходилось 8,7%, на продукцию из неблагородных металлов - 7,6%. По итогам I полугодия 2005г. риски монотоварности возросли. Больше бензина и солярки на европейском рынке - это хорошо для бюджета, но причем здесь конкурентоспособность остальных 95 тыс. предприятий? Сырьевой экспорт - неперспективная стратегия: «Экспорт товаров, требующих значительной обработки, был невелик. Причина - низкая конкурентоспособность отечественной продукции на европейском рынке, несоответствие ее качества запросам западных потребителей», - констатируют авторы.

Авторы доклада предлагают ноу-хау в сфере интеграционной политики в виде своеобразной геометрической конструкции: «Долгосрочным направлением интеграции в треугольнике ЕС-Беларусь-Россия является образование единого экономического пространства на основе прогрессивных стандартов ЕС и развития Беларуси и России в направлении постиндустриального общества». Любопытно, знают ли о предлагаемом треугольнике ЕС и Россия? Трудно себе вообразить столь странное единое экономическое пространство.

А вот в краткосрочной перспективе «следует начать разработку ежегодных программ развития и активизации внешнеторговой деятельности Беларуси со странами ЕС в рамках Программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-10 гг., чтобы определить основные цели и критерии проведения реформ экономической системы». Проявлением бесспорной гражданской смелости можно считать перечисление авторами доклада требований к странам, стремящимся интегрироваться в ЕС. Среди них - не только формирование рыночной экономики, но и, оказывается, «стабильность демократического государства» и даже «соблюдение прав человека».

Таблица

СТРУКТУРНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ

Владимир Шимов и его коллеги говорят о необходимости подготовки к конкуренции с зарубежными фирмами, констатируя, что в последнее время «происходит вытеснение некоторых белорусских предприятий с внутреннего рынка». Но они не дают оценку растущему протекционизму, дискриминации негосударственных предприятий и не призывают отказаться от широкомасштабного регулирования цен и уменьшить присутствие государства в экономике.

Зато диспропорцией белорусской экономики называется превышение денежных расходов и сбережений по сравнению с официально декларируемым уровнем доходов. Трудно понять, что здесь плохого. Естественно, белорусы прячут существенную часть своей экономической деятельности в «тень». Мы тратим деньги, которых вроде бы не должно быть. Никакой диспропорции нет. Перед нами неадекватная методика расчета доходов и доказательство существования «серой экономики». Если бы ее не было, уровень жизни в стране был бы гораздо ниже, а нагрузка на бюджет - больше.

Третья диспропорция, обнаруженная ПРООН, - «это несоответствие динамики денежных доходов населения темпам роста объемов розничного товарооборота и платных услуг населению». Странные проблемы у белорусской экономики. Авторы умалчивают, что белорусские банки все чаще приглашают людей жить в кредит, что правительство вообще не знает, насколько эффективно оно инвестирует деньги налогоплательщиков. Ничего не сказано о жестком административном вытеснении из той же розничной торговли дешевых импортных товаров. Власти опять переусердствовали: лозунг «Покупайте белорусское» плавно трансформировался в «Покупайте только белорусское». В рознице возникла ситуация, когда наши товары продаются по ценам выше мировых. Однако об этой диспропорции в докладе нет ни слова.

ПРОБЛЕМЫ БЕЗ РЕШЕНИЙ

Опасно тратить больше, чем зарабатывать. Об этом ПРООН предупреждает правительство: рост зарплаты под административным принуждением «может привести к повышению стоимости белорусской продукции… и, соответственно, к снижению ее ценовой конкурентоспособности в условиях укрепления белорусского рубля, к сокращению других элементов добавленной стоимости.., к увеличению складских запасов, готовой продукции и росту инфляции».

Состояние производственной базы страны неуклонно ухудшается. Основная часть определяющих технологий в промышленности внедрена еще до 1985г.: «Традиционные технологии производства составляют около 80%, а доля новых и высоких технологий незначительна. Ситуация мало изменилась к 2005г., т.к. обновление производственного потенциала происходит медленными темпами». Моральный и физический износ активов - это не только чрезмерная ресурсо- и энергоемкость. Это и рост несчастных случаев на производстве, потеря рынков сбыта и экологические проблемы.

Проблемы промышленности усугубляются тем, что примерно половина основных средств простаивает. Около 2 млн. кв. м производственных площадей госпредприятий не используется и не сдается в аренду, а объем неустановленного оборудования только на конец 2003г. оценивался в Br650 млрд. Сегодня 0,2% наиболее успешных производств обеспечивают 40% поступлений в консолидированный бюджет. Впрочем, полностью следуя в фарватере указаний президента о никчемности для Беларуси широкомасштабной приватизации, авторы доклада робко советуют активизировать аренду, приватизировать полусгнившие и разрушающиеся активы на основе лизинговых и льготных схем. Так они предлагают помочь предпринимательству: попробуй подними на свои деньги из руин то, что государство методично разваливало последние 15 лет.

Когда первым шагом на пути по обеспечению роста конкурентоспособности ПРООН считает «поддержку динамично развивающихся предприятий за счет предоставления им налоговых льгот, в т.ч. по налогам на инвестируемую прибыль», тогда его интеллектуальную команду можно считать структурным подразделением Минэкономики. Она может позволить себе легкий плюрализм, оставляя за скобками реальные причины проблем белоруской экономики.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код