Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Забивка свай шпунтов, собственная техника с бригадами, выгодные цены
uralzvs.ru
№36 (504) 12 сентября 2005 г. Экономика

ОКАЗЫВАЕТСЯ, ОНИ СОВМЕСТИМЫ

12.09.2005
Сергей ЖБАНОВ

Посещение российским премьером Михаилом Фрадковым Минска вылилось в настоящий фестиваль интеграции. Развлекали московского гостя как могли: переговорами, выставкой, плавленым колбасным сыром и участием в первом белорусско-российском экономическом форуме.

Фестиваль и банкеты обошлись недорого, поскольку были оплачены из союзного кармана, где на белорусскую долю расходов (из RUR4 млн.) выпадает лишь законная треть. Да и время было выбрано удачно: на дворе - теплая белорусская осень, удивительно располагающая к разговорам о российских кредитах и поставках энергоносителей на будущий год.

В дружеской атмосфере, царившей на форуме, стороны предавались воспоминаниям о рекордных размерах взаимного товарооборота, достигнутых в прошлом году, и размышляли о способах сохранения набранных темпов. Грустных тем, вроде юридической ущербности союзного государства, старались до ноября не касаться. Пусть об этом президенты посудачат.

Но осенней грустью все равно повеяло, когда Фрадков заговорил о снижении межгосударственного товарооборота в первом полугодии 2005г. С чем его визави, премьер-министр РБ Сергей Сидорский, не согласился – как и с позицией белорусского МИДа, официальный представитель которого публично признал на брифинге 25 августа факт снижения темпов роста взаимного товарооборота в первом полугодии на 8,9%. По оценкам белорусского премьера, товарооборот, напротив, вырос - на 5%.

Если Фрадков мечтает лишь о преодолении спада в торговле, то Сидорский уже готов «повысить товарооборот не менее чем на 20%». Очевидно, белорусский премьер очень верит в укрепление союзного сотрудничества «на основе новых технологий», но уже не так сильно, как в августе, когда он потребовал от правительства обеспечить до конца года прирост экспорта в Россию на 30%. Других, более реальных источников роста названо не было.

Как показывает опыт последних лет, бездонное количество резервов для взаимного экономического развития кроется именно в увеличении поставок энергоносителей в Беларусь и транспортировки нефти и газа через ее территорию. И белорусское правительство, не скромничая, проинформировало российских коллег о возросших аппетитах.

Эти желания в цифрах выглядят так: объем получаемой нефти к 2010г. должен быть доведен до 22 млн. т, а к 2020г. - до 25 млн. т. Поставки газа в республику хотелось бы нарастить с сегодняшних 20,5 млрд. куб. до 25 млрд. в 2020г. при одновременном увеличении объема транзита газа до 100 млрд.

Но правительство РФ, по сообщению РБК, вполне удовлетворено сложившимся объемом поставок как нефти, так и газа в Беларусь и, ссылаясь на ограниченность ресурсной базы, пока не видит возможностей наращивания поставок энергоносителей. Итоги заседания союзного Совмина подтвердили это, а заодно и другие, более тревожные опасения.

Согласившись предоставить Беларуси кредит в размере $146 млн. в 2005г., правительство России тут же отказалось кредитовать компенсацию «потерь в связи с увеличением цен на российский газ» в 2006г. Но первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко в интервью «Интерфаксу» заверил страну: мы инвестиционную нужду «выдержим» и долг за газ в сумме $120 млн. страна вернет в ближайшие 2 года. Семашко уточнил, что белорусская сторона обычно возвращает по $3 млн. в месяц. Но лучше бы он этого не делал, поскольку зародил некоторые арифметические сомнения.

Такими порциями долг за 2 года не отдать. Как ни крути, но больше $72 млн. за отпущенный срок никак не получается. Чтобы избавиться от долгового бремени, нужно отстегивать по $5 млн. ежемесячно. Непонятно, как удалось снизить задолженность с $316,7 млн. за «3-4 года»? Видимо, Семашко не углядел, как аппарат проявил инициативу и увеличил средний размер ежемесячных отчислений в пользу России с $3 до $4 млн., обеспечив сокращение общей суммы задолженности на $196,7 млн. Иной сценарий не стыкуется с правилами арифметики.

Не все ясно и с перспективами стоимости газа, поставляемого в Беларусь. Еще до начала минских встреч из российских СМИ, со ссылками на некие источники в правительстве России, поступала информация о возможном увеличении цен на газ для Беларуси. Но Семашко опроверг домыслы, заявив журналистам, что цены останутся прежними - $46,68 за тыс. куб.

Впрочем, с тем же задором первый вице-премьер заверял страну, что газовый контракт на 2006г. будет заключен к 1 июля. Ну и где тот контракт? Теперь Семашко к концу сентября обещает согласовать только объемы поставок, а дата подписания контракта по-прежнему неизвестна. Недаром говорят, что компетентность и информированность плохо сочетается с оптимизмом.

После того как будет получен компенсационный кредит, рост цен на газ неизбежен. А исходя из суммы кредитной договоренности в $146 млн., можно рассчитать новую цену за 1 тыс. куб. газа. Для этого сначала надо уменьшить сумму прошлогоднего кредита в $175 млн. на $29 млн., которые были предназначены для погашения задолженности Беларуси по другому российскому кредиту.

СПРАВКА «БГ». Тогда Россия оказалась не в состоянии дать первый кредит Беларуси для компенсации возросших цен на газ, не нарушив собственные законы. По российскому законодательству, «предоставление новых кредитов заемщикам, имеющим текущую просроченную задолженность», не допускается. Беларусь такую задолженность на 1 апреля 2004г. по кредитам России имела в размере $29,51 млн. ($20,2 по основному долгу, остальное - по процентам). Чтобы обойти требование Бюджетного кодекса и погасить образовавшуюся белорусскую задолженность, российские власти приняли решение увеличить сумму первого «газового» кредита с $146 млн. до $175 млн.

Исходя из того, что размер второго «газового» кредита целиком предназначен для компенсации роста цен на газ и идентичен по сумме, из установившихся пропорций нетрудно определить ориентировочный размер новой входной цены за 1 тыс. куб. в 2006г. - $55,08. Надо полагать, рост в 18% Беларусь переживет, хотя с дешевым газом она расстается заметно тяжелее, чем с идеей единого рубля.

В ходе минских встреч окончательно похоронена надежда на введение российского рубля на территории Беларуси с 1 января 2006г. А вслед за ней под сомнение поставлена и идея ввода единого рубля с 1 января 2008г. Расставание с иллюзиями не прошло бесследно для Беларуси: по информации некоторых российских СМИ, Россия отказала союзнице в очередном стабилизационном кредите в RUR9 млрд.

В этом году наш рубль оказался заметно крепче российского. И кредиторы наконец-то заметили, что белорусский рубль, вскормленный на российских кредитах, утрачивает склонность к единению по мере набора веса. Это еще один довод против скептиков, настаивавших на несовместимости белорусской и российской экономик.

Недаром ведь президент воскликнул на форуме, почти как Галилей: «А, оказывается, они совместимы!». Воистину совместимы - как кормящая мать с младенцем.
Добавить комментарий
Проверочный код