Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№34 (502) 29 августа 2005 г. Тема недели

«БЕЛОРУССКИЕ РУКОВОДИТЕЛИ НЕ БЫЛИ САМЫМИ СОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ»

29.08.2005
Елена АНКУДО

Называя принятие законопроекта «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы РБ по вопросам декларирования доходов и имущества» «своевременным вопросом», генерал-майор милиции Николай Соболь, в прошлом - руководитель белорусских и союзных структур БХСС, отмечает: традиционная скромность всегда выгодно выделяла белорусов.

В БССР чиновники из высшего эшелона власти редко привлекались к уголовной ответственности за коррупцию, взяточничество и накопление имущества незаконным путем. Николай СОБОЛЬ, ныне возглавляющий управление безопасности «Белагропромбанка», рассказал корреспонденту «Белорусской газеты» о том, как в советские времена отслеживались доходы чиновников.

- Чем вызвано появление проекта закона и как вы его оцениваете?

- Главная причина его появления - усиление борьбы с коррупцией, злоупотреблениями и взяточничеством. Это своевременный вопрос, ведь с расслоением общества у некоторых состоятельных людей появилось больше возможностей для подкупа чиновников. Президент понимает положение вещей и занимает весьма жесткую позицию. Возможно, поэтому в нашей стране размах коррупции куда меньше, чем в России.

- Как личные доходы чиновников контролировали в советские времена?

- Четко выраженных методов контроля раньше не было. Работая в МВД СССР, я и мои коллеги неоднократно выступали с предложениями о внесении изменений в действующее законодательство. Так появился указ о борьбе с саботажем. Особое внимание обращали на сферу торгового и бытового обслуживания.

В советские времена была распространена практика создания излишков дефицитных товаров, которые распределялись централизованно и по лимитам. Скажем, возможность купить и сразу же перепродать автомобиль приносила существенную прибыль. Но постановления о борьбе с такими явлениями, которые принимались на уровне исполнительной власти, не носили законодательного характера. Так что фактов выявленных нами злоупотреблений, не подпадавших под тогдашнее уголовное право, хватало.

- Становились ли такие факты объектом гласности в СССР?

- Нет, если они касались высоких должностных лиц. Такие дела до суда не доходили, чиновника освобождали от должности - и всё. В СССР вместо реальных виновников под суд шли «стрелочники». К примеру, после событий в Нагорном Карабахе мы искали источники финансирования боевиков. Вскоре появился подозреваемый - гендиректор крупного азербайджанского предприятия, который собирал излишки, продавал их и передавал вырученные деньги боевикам. Едва возбудили дело, как местные парторганы и силовые структуры принялись чинить препоны. Мы увезли гендиректора в Москву, поместили его в «Матросскую тишину», он начал давать показания. Но расследование длилось недолго: защитники обвиняемого нашли выход на руководство СССР, дело вернулось в Азербайджан, гендиректор изменил показания, а в скором времени избежал ответственности. Под суд пошли клерки.

- На чем строилось благосостояние советских функционеров?

- Членам коллегий союзных министерств полагалась т.н. «кремлевка» - продуктовый паек на 60 руб. Для прочих это была закрытая сфера. Когда Горбачев стал президентом СССР, он принял ряд ограничений, лишив избранных кремлевских пайков.

Существовали столы заказов. Работники ЦК отоваривались при Совмине. Глядя на них, создали свою кормушку обкомы и райкомы партии. Характерно, что организация столов заказов была узаконена лишь на верхнем уровне - для Совмина, ЦК, руководства министерств и ведомств. Другие существовали полулегально. Но правоохранительные органы избегали проверок таких точек: как правило, ничего, кроме лишнего шума, из этого не получалось. А ведь под прикрытием столов заказов отдельные руководители могли создавать излишки и зарабатывали, продавая товар спекулянтам.

Во время моего руководства БХСС БССР в универсаме «Центральный» обнаружили большое количество продовольствия. Дефицит прятали даже в туалетных комнатах. Гендиректор «Центрального», как видно, доверенное лицо в партийных кругах, нашел выход на своих покровителей, и звонки от руководства стали поступать еще до окончания проверки.

- Какие должности в СССР считались наиболее «хлебными», позволяющими получать хорошие продуктовые и вещевые пайки?

- Руководители района или областных инстанций всегда считались полновластными хозяевами на своей территории. Хорошо кормились по партийной или исполнительной линии. Систему распределения в отдельных случаях можно было считать справедливой, ведь из-за большой загруженности работой у многих руководителей не было возможности ходить по магазинам.

Но случалось, что к магазинам прикрепляли по блату. Определенный перечень товаров можно было купить в обход общей очереди: дубленки, ондатровые шапки. Они продавались строго поштучно, но были и такие товары, количество которых не ограничивалось.

- Пытались ли белорусские чиновники заработать, используя помощь цеховиков?

- С организаторами подпольных фабрик, как правило, работали торговые работники и спекулянты, белорусские руководители в советские времена отличались скромностью и не занимались таким видом деятельности. Союзное руководство когда-то даже предъявляло БХСС БССР претензии, что у нас нет «громких» дел. Я встречал проверяющих, возил их по областям, объясняя: наши люди скромные, им не свойствен размах, как в иных союзных республиках.

Даже цеховики в Беларуси работали не так широко. В начале 70-х гг. на бобруйской фабрике выпускали металлическую бижутерию, расходившуюся по стране, и только.

Белорусские руководители не были самыми состоятельными людьми. В СССР чиновники не располагали такими возможностями тратить деньги, какие существуют сегодня. О зарубежном счете даже не думали - деньги хранили исключительно в Сбербанке; верхом роскоши считались «Жигули». О том, чтобы взятка могла быть сравнима со стоимостью машины, как это случается сегодня, нельзя было даже мечтать. Вспоминаю дело сотрудников Октябрьского райисполкома Минска, которые за быстрое продвижение по квартирной очереди брали большие по тем временам деньги - 50-100 рублей…

- Скрывали ли чиновники свои доходы?

- Тогда не было жесткого контроля. Чиновнику не имело смысла переписывать часть имущества (которого в советские времена было немного) на родственников, ведь система декларирования доходов отсутствовала.

СПРАВКА «БГ». Генерал-майор милиции Николай Соболь начал службу в милиции с должности оперуполномоченного уголовного розыска. В различное время руководил управлением БХСС МВД БССР, УВД Могилевского облисполкома. С 1988г. по 1992г. - первый замначальника главного управления БХСС, Центрального бюро по борьбе с экономической преступностью оперативно-розыскной службы МВД СССР.
Добавить комментарий
Проверочный код