Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (502) 29 августа 2005 г. События. Оценки

ФИШКИ ПРО КНИЖКИ

29.08.2005
Алексей КАРАМАЗОВ

Белорусский книжный рынок, о котором наряду с вешалками и стаканами позаботился Совмин, открыл этот год очередным повышением цен и введением НДС. Отрасль целиком связана с Россией, белорусские издательства по экономическим причинам не заинтересованы работать только на Беларусь: это малые тиражи и высокая себестоимость.

Многие вузы научились закрывать бреши на библиотечных полках учебниками по базовым для той или иной специальности дисциплинам, написанными читающими этот курс преподавателями и изданными, как правило, самим вузом. Полиграфическое качество такой продукции не всегда высоко, зато соответствует изучаемому курсу. Получается что ни вуз, то свой учебник. Существенный минус - экономическая эффективность: чем ниже тираж, тем менее рентабельно издание. Но при такой схеме работы тираж и не может быть высоким, а гонорар автора - не копеечным. Поэтому вузы, кафедры и авторские коллективы заинтересованы в более высоких тиражах и продажах в России, а это лучше обеспечивают частные издательства, выросшие на базе книготорговых фирм и обладающие налаженными партнерскими связями.

При открытии новой специальности или дисциплины в вузе обязательным условием аттестации и аккредитации является наличие учебной литературы. Есть понятие книгообеспеченности дисциплины: если этот показатель ниже норматива, вуз может быть не аттестован. Увы, даже норма в один учебник или учебное пособие на пять студентов стационара и один комплект на каждого студента заочного обучения многими библиотекарями оценивается как завышенная и нереальная. Значительная часть новых дисциплин никогда не привлекала взоров белорусских ученых, поэтому приходится прибегать к российским пособиям. Учебники, получившие разрешительный гриф Минобраза РФ, используются лишь при отсутствии отечественных. Как правило, выручают опять издательства и их российские партнеры: например, белорусская часть тиража идет с грифом нашего Минобраза, российская - с тамошним грифом. Возможна и книга с двумя грифами, но тиражи для различных рынков будут незначительно различаться по содержанию - примерами, иллюстративным материалом, ссылками на национальное законодательство или хозяйственную практику.

Увы, Беларусь никогда самостоятельно не закроет такую брешь отечественного рынка, как первоисточники. Здесь нет ресурсов для того, чтобы подготовить полное собрание сочинений гуру менеджмента Питера Друкера или родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта, поэтому приходится уповать на русские переводы и российские издательства. Эта же закономерность касается современной и «реабилитированной» в 90-е зарубежной художественной литературы: белорусские переводчики (при всех своих прорывах последних лет) просто не в состоянии поднять сразу целый пласт. Еще болезненней ситуация с узкоспециальной малотиражной литературой: монографию о свойствах некоторых видов полупроводников или отдельных результатах палатализации заднеязычных звуков в праславянском языке даже при тираже в пару сотен экземпляров можно печатать только при наличии связей с Россией. В свою очередь тамошние вузы производят больше подобных изданий, чем белорусские (в силу количественного фактора), а библиотеки научных и высших учебных заведений крайне заинтересованы в доступе к такому селективному продукту. Есть и специальности, по которым в вузе обучается 10-25 студентов в год. Пособие в этом случае вряд ли будет рентабельнее монографии.

Наконец, существуют виды литературы и отрасли знания, развитие которых обгоняет административные процессы, вялотекущие вокруг белорусского печатного станка, - скажем, компьютерная литература. В 90-е гг. госиздательства так и не смогли нагнать технический прогресс: пока выходило пособие по самой первой версии Windows, у всех на компьютерах уже стоял Windows’98. Весь рынок компьютерной литературы делят несколько российских издательств. Частные белорусские издательские фирмы стараются искать еще незанятые ниши - с прицелом на Россию. В последние годы растет спрос и на электронную книгу, удовлетворить который местными силами тоже невозможно.

На эту ситуацию накладывается качественное изменение системы книготорговли. Вузы заинтересованы обычно в больших объемах литературы, ассортиментная же политика магазинов такова, что им выгоднее держать на полках два-три экземпляра. Магазинная наценка тем более препятствует сотрудничеству. Наконец, магазины практически никогда не рискуют, попросту отказываясь от узкоспециальной, малотиражной или элитарной, по их разумению, литературы. Существующая система сбыта порождает довольно уродливые явления. Например, покупка студентом учебника читающего курс преподавателя иногда становится условием сдачи экзамена. И преподавательской корысти тут немного: что делать, если магазины книгу не берут, а у библиотеки родного вуза закончились деньги?

Многое зависит от политики самих библиотек по комплектации фонда. Например, студенты экономических специальностей считают достаточно богатой и продвинутой библиотеку БГЭУ. Напротив, филологи и философы библиотекой БГУ недовольны: все равно приходится пользоваться Национальной библиотекой, потому что по учебникам 60-70-х учиться тяжеловато. Где-то посередине лежит точка зрения «технарей», сильно зависящая от специализации, но многие из них тоже убеждены, что на «десятку» можно подготовиться только в РНТБ.

Решение «читать только белорусское» болезненно ударит в первую очередь по вузовским библиотекам, которым и без того несладко: совокупные усилия как частных, как и государственных издательств не утолят ни потребности учебного процесса, ни духовную жажду студентов и преподавателей. Может, проще снизить налоги на издание научной и учебной литературы и улучшить финансирование библиотек?
Добавить комментарий
Проверочный код