Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№34 (502) 29 августа 2005 г. Радости жизни

NAVINKI N7. «Перформанс удался!»

29.08.2005
Ася КАЛИТИНА

«Еще рано, экспонаты для выставки не привезли», - выросла прямо перед входом в зал билетер, чрезмерно удивляясь тому, что экспонатов и не будет. «А что за выставка?» - спрашивали у нее случайные посетители. «Прафоранса», - гордо отвечал им какой-то дядька, путая «перформанс» и «преферанс». В минувшую субботу эти слова были совсем не далеко друг от друга, если вспомнить, что перформанс - тоже азартная и весьма увлекательная игра. 27 августа во Дворце искусств открылся седьмой международный фестиваль перформанса Navinki-2005.

За стеклянными дверями совершали последние приготовления организаторы. «Хо-хо-хо», - громко и раскатисто, как Санта-Клаус в мультфильмах, хохотал один из участников, разминая горло. Во внутреннем дворике, разложив палатку и расставив перед ней чугунки и кастрюльки, пачку печенья, банки со сгущенкой и несколько консервов, сидел по-турецки гость из Швеции Эрик Викстрем. Оказалось, он большой поклонник перформанса: посетил немало различных фестивалей, пока не загорелся идеей сделать свой перформанс. «Я подумал: что же я буду делать? Разные вещи в родительском доме натолкнули меня на мысль стать «Счастливым туристом».

Несмотря на то, что перформанс, по словам его куратора Виктора Петрова, должен нести в себе идею и «отображать процессы - как внешние, так и происходящие внутри человека», Эрик своим представлением сказать ничего не пытался: «Это просто красивая картинка: я тут сижу, получаю удовольствие от общения с публикой. Заходите ко мне на кофе!»

С другой стороны зала готовилась к перформансу англичанка Хелен Шарп. Вдоль стены, на которую она нанесет маркером надписи вроде «Dress-code: никаких белых рубашек в сочетании с черными брюками», на протянутых с потолка веревках висели коричневые сапоги и мобильный телефон. Время от времени, посмотрев на свои дрожащие руки и проверив время на экране мобильника, она будет писать: «13.21: анализ нервов - начинаю чувствовать себя больной» или «Интересный момент: название было Taxi deriver, но Денис хотел No street actions. Хотя на самом деле перформанс называется Belarus Blues».

Пока публика ходила от Хелен к Эрику, организаторы - Виктор Петров и Денис Романовский - настроили микрофоны и стали приветствовать собравшихся. Журналисты протиснулись поближе, чтобы ничего не пропустить. Но сенсации не случилось. Произнеся вводную речь и представив публике художников, Виктор Петров объявил первый перформанс - «Пятую фазу из цикла «Дешевые трюки» Войцеха Стефаника и Януша Балдыги.

Усевшись за стол, поляки представляли странную игру в стаканы. Как шахматные фигуры, они расставляли граненую посуду, подолгу раздумывая над каждым «ходом» и доставая из черных сумок все новые и новые стаканы. Когда посуды в сумках не осталось, в ход пошли бутылки. По сигналу свистка, висевшего на груди у Войцеха Стефаника, Януш Балдыга стал доливать воду, добавляя стаканам весу. А когда последний стакан наполнился до краев, Стефаник вдруг свернул простыню и, медленно подталкивая кулек к краю, опрокинул его на пол. Струйка воды поползла по полу.

«Ну и что это значило?» - довольно громко спросила какая-то девушка, обратившись к молодому человеку, который, очевидно, бывал на предыдущих фестивалях и, как заметила перформер Наталья Лисовская о постоянных посетителях Navinak, мог отличить хороший перформанс от плохого. «Игра. Вся наша жизнь - игра», - произнес он, еще не зная, что иностранные перформансы, как заметит Наталья, «сложные, мультимедийные, а славянские - попроще, но глубокие».

Но настоящее представление было еще впереди. Если хитом прошлогоднего фестиваля Navinki-2004 стало выступление Рои Ваара из Финляндии, который почистил подсолнечным маслом ботинки скульптуре Якуба Коласа, то в этом году зрителям, несомненно, больше всего запомнится перформанс канадского художника Патриса Дюшена.

Пристроившись незаметно для всех в углу, так, что ведущим даже пришлось объявлять, что перформанс Патриса уже начался, канадец в грязных ботинках заводил будильник и заправлял Polaroid. Чуть-чуть повозившись, он сфотографировался. Затем перебежал на другую сторону и снова запечатлел себя и, прикрепив свои фото на стену, зашвырнул ботинок с привязанной к нему выкрашенной бечевкой к противоположной стене. «Знаешь, на что нужно смотреть? - спросила в этот момент свою подругу какая-то дама. - На зрителей: как они подскакивают, фотографируют его». А он и вправду дурачил публику: переносил вещи с места на место, заставляя всех перемещаться то в один, то в другой угол зала, фотографировался. Связав ботинки, он прополз по бечевке, вытирая об нее щеки, и, оторвав перемазанное лицо от пола, вылизал подошву ботинок. А после снова фотографировался, напевал любимую мелодию под неработающий плейер и раздавал грязными руками конфеты без оберток. «У меня руки грязные, простите!» - извинялся Патрис перед публикой, с опаской протягивавшей ему руки.

Но то, что началось после завершения представления, означавшего, по мнению его автора, «путешествие и изменения, которые происходят с каждым во время любого пути», было еще больше похоже на перформанс. Художника окружила толпа девочек: кто-то выдернул из пола флажок с его фото и попросил расписаться, кто-то стащил со стены другое фото. Зрители выпрашивали у него диски, а Патрис радостно дарил мелкие предметы, разбросанные вокруг, и грязную рубашку. «Перформанс удался!» - прокомментировал он и, раздав все вещи, умчался на «остров» к счастливому путешественнику.
Добавить комментарий
Проверочный код