Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№34 (502) 29 августа 2005 г. Экономика

НА МОРЕ КАЧКА

29.08.2005
Ольга МИКША

№ 34 [502] от 29.08.05 - Стоило Беларуси объявить о том, что она готова увеличить до 1 млн. т грузопоток на Калининград, как остальные балтийские порты немедленно занялись разработкой собственных привлекательных предложений для ценного экспортера. Первой выступила Польша.

В ходе переговоров на 49-й сессии рабочей группы по внутреннему водному транспорту Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН, которые состоялись на прошлой неделе в Минске, среди прочих был рассмотрен вопрос о возможности использования польских портов Гданьск, Гдыня и Щетин для перевозки белорусских внешнеторговых грузов. Как заявила руководитель польской делегации, директор департамента морских перевозок министерства инфраструктуры Польши Янина Ментрак, Польша заинтересована в его положительном решении. В этом случае объем перевалки может достигнуть 2 млн. т грузов в год.

Однако для достижения таких показателей польским транспортникам придется провести определенную работу. Их белорусские коллеги заявили, что, как показал сравнительный анализ доставки грузов (трактора, автомобили, калийные и азотные удобрения, щебень) в польские и другие морские порты Балтики, доставка этих грузов в порты Польши на сегодняшний день дороже доставки в другие порты. «Полагаю, что польская сторона внесет конструктивные предложения, конкурентные литовским, латвийским и другим вариантам, для продвижения наших товаров», - сказал руководитель белорусской рабочей группы, замминистра транспорта и коммуникаций Владимир Уласень. В качестве положительного контраргумента польская сторона предложила немалые капвложения в инфраструктуру своих портов. По словам Ментрак, в 2004-06гг. Евросоюз планирует инвестировать в польские порты 120 млн. евро.

2К - ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ

Однако развитая инфраструктура - важное, но не единственное условие для выбора порта. В стоимости доставки CIF не меньшее значение имеют стоимость транспортировки до порта, аренда вагонов, портовые сборы, хранение, перевалка, фрахт судна. В свете этого предложения калининградского губернатора Владимира Егорова, высказанные им в ходе визита в Беларусь в середине августа, выглядят беспрецедентными.

СПРАВКА «БГ». В настоящее время через калининградский порт перевозится около 2% белорусских морских грузов, через Вентспилс (Латвия) - более 50%, Клайпеду (Литва) - 21%, Николаев (Украина) - 18%. Расстояние от Солигорска до портов: Калининград - 771 км, Вентспилс - 1076 км, Клайпеда - 717 км, Николаев - 1290 км.

Егоров предложил увеличить объем перевалки грузов через Калининград с нынешних 355 тыс. т до 1 млн. т в год. «Технически и технологически порт готов дополнительно принимать и переваливать более 1 млн. т белорусских грузов в год, в том числе и калийные удобрения», - сообщил он. Однако в настоящее время экспортные поставки белорусских калийных удобрений через Калининград не осуществляются, и тому есть обоснованные причины.

Несмотря на то, что латвийский порт по расстоянию находится дальше других балтийских портов, до настоящего времени он предлагал наиболее выгодные тарифы при экспорте крупных партий удобрений, что компенсировало более высокие затраты на железнодорожный транспорт. Возить калий в Литву Беларуси также выгоднее, чем в российский анклав: по оценкам Минтранса, при практически равном расстоянии до Клайпеды и Калининграда доставка и перевалка грузов из Беларуси в Клайпеду стоит $16,52 за т, в Калининград - $20,76 за т. Кроме того, латвийский и литовский порты могут принимать большегрузные суда, а предельный дедвейт калининградского - 15 тыс. т.

Несмотря на это, по словам министра транспорта и коммуникаций Михаила Борового, белорусская сторона считает перспективным увеличение своего грузооборота через Калининградскую область за счет сокращения перевозок в Вентспилс. Егоров предложил механизм снижения железнодорожных расходов: «Если Беларусь не будет оттягивать грузопоток международных грузов от Клайпедского порта и при этом увеличит объем перевалки грузов через портовый комплекс Калининграда, Литва в ходе переговоров вполне может пойти на уступки и снизить тарифы на транзит белорусских грузов».

НЕ ЩЕЛКАТЬ КЛЮВОМ

Правда, в этой ситуации представляется, что Литва будет сама заинтересована перевалить дополнительные объемы грузов, о чем было неоднократно заявлено в ходе совместных переговоров. Для достижения желаемого Литва еще осенью прошлого года объявила о снижении на 40% ставки портовых сборов при увеличении однородных грузопотоков, а в марте текущего - предоставила белорусским грузоотправителям скидки на железнодорожный транспорт. При этом Клайпеда уже сейчас наращивает объемы перевалки калийных удобрений: в 2004г. - до 1,1 млн. т (на 28%), в 2005г. - до 1,4 млн. т, и белорусская сторона объявила о намерении в последующие годы увеличить эти объемы до 1,5-2 млн. т.

В то же время «Беларуськалий» не может наращивать объемы производства удобрений в темпе, удовлетворяющем аппетиты всех балтийских портов. Если в 2003г. комбинат поставил на экспорт 6,4 млн. т, в 2004г. - около 7 млн. т, то в следующем году, как заявил недавно вице-премьер Владимир Семашко, Беларусь намерена экспортировать 7,3 млн. т калийных удобрений - на 2,8% больше ожидаемого объема продаж текущего года.

Понимая это, калининградский губернатор открыл последний козырь, предложив построить в Балтийске первый на территории союзного государства белорусско-российский морской порт. В отличие от калининградского порта, где судам приходилось проходить более 40 км по каналу с односторонним движением, выход к морю в новом порту будет всего 4 км, а глубина канала составит 11 м. Строительство обойдется в $80-120 млн., зато в случае реализации проекта, по оценкам специалистов, новый порт мало чем будет уступать главному конкуренту - Клайпеде.

«Мы представим документы, в которых будут обоснованы как необходимость, так и возможности строительства порта на территории Балтийска», - сказал Егоров. Он напомнил, что с предложениями о строительстве совместного с Беларусью порта уже выступали Литва и Латвия, однако «Россия в лице Калининградской области должна предложить Беларуси более приемлемые условия».

До июльской встречи президентов России и Беларуси идея переориентации белорусского экспорта из Латвии на Калининград вряд ли представлялась возможной. Но желание Александра Лукашенко легко может переломить экономические доводы, как это уже случалось не раз. Впрочем, белорусские экспортеры могут выиграть даже от призрачной вероятности появления на Балтике еще одного порта-конкурента. Это означает, что действующие порты должны основательно поработать над снижением своих тарифов, сборов и пошлин.
Добавить комментарий
Проверочный код