Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№34 (502) 29 августа 2005 г. Экономика

КИОТСКИЙ ПРОКОЛ

29.08.2005
Ярослав РОМАНЧУК

№ 34 [502] от 29.08.05 - Белорусские власти, упорно сопротивляющиеся всякому влиянию Запада, неожиданно купились на один чрезвычайно вредный проект. Его реализация в Беларуси грозит резко приостановить экономическое развитие страны. Речь идет о подписании Киотского протокола (КП) к рамочной Конвенции ООН об изменении климата. Подготовлено заключение на имя президента, а Совмин уже высказался за ратификацию. Присоединяться к протоколу, как Россия и еще более 140 стран, или оставаться вне рамок этой формы борьбы с глобальным потеплением, как США, - вот в чем главный вопрос.

МИФЫ И СТРАШИЛКИ

В 1988г. Всемирная метеорологическая организация (WMO) и Программа ООН по окружающей среде (UNEP) создали Межгосударственный совет по изменению климата (IPCC). Этот орган установил, что в XX в. климат Земли стал теплее на 0,6оС +/- 0,2оС. Этот вывод стал основой для выработки Киотского протокола и рамочной конвенции, вводящей ограничения на выбросы парниковых газов. В основе КП - исследования ученого Манна, который утверждает, что рост температуры в северном полушарии не имеет аналогов в истории человечества. Позже ученые Макинтайр и Мак-Китрик опровергли этот вывод, доказав, что в XV в. средняя температура в северном полушарии была выше. Очевидной глупостью было бы считать этот феномен следствием развития гужевого транспорта.

СПРАВКА «БГ». Сегодня средняя температура на планете составляет 14,3оС. На Земле были длительные периоды, когда средняя температура была от 15 до 22оС или ниже 10оС. Температура менялась вне зависимости от деятельности человека. Долголетняя температурная кривая напоминает спираль сложной формы, поэтому линейная экстраполяция любого ее отрезка некорректна. Сторонники ратификации Киотского протокола сознательно сужают временные рамки для сравнения температурных колебаний. Климатологи знают, что колебания температуры на Земле носят циклический характер. Так что нет оснований считать нынешнее глобальное потепление уникальным и грозящим катастрофой вселенского масштаба.

В качестве еще одного аргумента сторонники КП говорят о предотвращении глобального затопления. Действительно, за последние 20 тыс. лет уровень мирового океана поднялся на 120 м. Скорость подъема уровня воды была максимальной 6-7 тыс. лет назад - примерно в 10 раз выше, чем сегодня. Это означает, что в эпоху активной промышленной деятельности человека скорость повышения уровня мирового океана упала в 10 раз.

Наконец, нет оснований говорить о том, что более частыми стали засухи и природные катаклизмы. Все катастрофические засухи на территории нашего региона и России были в 1891г., 1922-23гг., 1927-28гг., 1933г., 1946г., 1964г., 1972г., когда температура была ниже на 0,9-1,6оС. Количество осадков в южной и юго-восточной части той же России выросло в среднем на 45 мм в год, или на 9%.

ЧЕТЫРЕ ИСТОЧНИКА

Эмиссия углекислого газа как основного источника парникового эффекта зависит от четырех факторов: численности населения, ВВП на душу населения, энергоемкости ВВП и карбоноемкости энергии. По мнению советника президента РФ по экономике Андрея Илларионова, «все эти факторы, за исключением ВВП на душу населения, в большой степени предопределены сложившейся ситуацией. Они весьма инерционны. Следовательно, единственным инструментом, остающимся в руках политиков, желающих замедлить скорость эмиссии парниковых газов в краткосрочной перспективе, остается замедление скорости роста ВВП на душу населения».

Самый консервативный прогноз мирового ВВП предполагает рост мировой эмиссии углекислого газа в 3,3 раза: с 23,7 до 78,4 трлн. т. Киотский протокол устанавливает эмиссию углекислого газа в пределах 19 трлн. т. Очевидно, цели КП абсолютно нереальны. Предложения сократить эмиссию на 60-80% привели бы к глубокому экономическому кризису.

КП предполагает методами негосударственного регулирования ограничить эмиссию углекислого газа, метана и закиси азота, а также поглотителей этих парниковых газов. Не факт, что именно углекислый газ вызывает глобальное потепление. Ученые считают, что причиной температурных колебаний могут быть также вулканы, космические явления и состояние мирового океана.

КП собирается ограничивать только антропогенные выбросы углекислого газа, умалчивая, что доля этих выбросов, хоть и увеличилась за последние 200 лет, не превышает 8% от общей эмиссии углекислого газа на Земле. Без США, которые дают около 25-30% эмиссии этого газа, КП будет влиять на мизерную долю выбросов. Самые амбициозные планы по ограничению антропогенной эмиссии составляют 8% до 2012г. Очевидно, что даже действующий КП не окажет никакого влияния на климат.

ЦЕНА ВОПРОСА

Данные ЕС и ООН радикально отличаются от озвучиваемых Илларионовым. КП не подписали 30% стран, дающих 70% эмиссии парниковых газов. Причем 88% населения планеты живет сегодня в странах, не принявших никаких ограничений по эмиссии углекислого газа, хотя чиновники утверждают, что КП поддержали 80% населения Земли. При этом замалчивается тот факт, что только 37 из 141 страны, ратифицировавших КП, взяли на себя обязательства по сокращению эмиссии. В этих странах проживает лишь 12% населения Земли. Среди них - такие крупные генераторы парниковых газов, как Китай, Индия, Мексика, Бразилия, Турция и др.

Возникает трудно разрешимая проблема: кто и как будет считать реальную эмиссию, как посчитать экономические издержки для предприятий и бюджетов. Экономисты опираются только на предположения: в природе не существует некоей абсолютной цифры, которая дала бы нам понимание цены присоединения к КП.

Есть расчеты, которые доказывают, что Земля выигрывает от дальнейшего потепления. Точная оценка последствий КП не известна никому, ибо речь идет не о научно обоснованной программе, а об авантюре с неизвестными последствиями.

Есть еще один сильный аргумент против КП, особо применимый к Беларуси. В рамках КП учитывается только генерация парниковых газов, но ничего не сказано об их поглощении - в первую очередь лесами. Так что посчитать, сколько углекислого газа произвела та или иная страна, невозможно.

Авторы КП не скрывают, что за борьбу с мифическим врагом человечество заплатит сокращением темпов экономического роста, рабочими местами, сокращением соцпрограмм. Разные эксперты называют цифру от 1% до 5% ВВП.

Сторонники КП бьют в первую очередь по использованию углеводородного топлива, но энергопотребление человечества на 81% состоит именно из него. В ближайшие 20 лет ситуация едва ли кардинально изменится. Попытки бюрократическими методами изменить структуру потребления означают резкое увеличение нагрузки на экономику, в первую очередь для развивающихся стран, работающих на старом оборудовании.

Макроэкономический анализ пяти крупнейших стран ЕС (Германия, Великобритания, Италия, Испания и Нидерланды) показывает, что полное выполнение условий КП привело бы к существенному сокращению темпов роста ВВП и потере рабочих мест. Например, в Италии ВВП ежегодно был бы меньше на 0,52% по сравнению с прогнозом на 2010г., плюс потеря 50 тыс. рабочих мест.

В Беларуси с ее изношенными основными фондами и большой долей промпроизводства в ВВП выполнение требований КП имело бы еще более сильный негативный эффект. А ведь именно благодаря экономическому росту наша страна может провести технологическую модернизацию и поднять уровень жизни.

ТОРГОВЛЯ ВОЗДУХОМ

Сторонники КП рассматривают систему торговли квотами на выбросы парниковых газов как эффективный механизм сокращения затрат на выполнение требований Киотского протокола. Однако исследования Дэвида Монтгомери из Charles River Associates и Денни Эллермана из Массачусетского технологического университета показывают, что «даже те виды ограничения эмиссии, которые в полной мере используют систему международной торговли квотами для минимизации краткосрочных затрат, подвержены рискам, связанным с неопределенностью и непрогнозируемостью подобных затрат в будущем». Поэтому страны, рассчитывающие на дополнительную выгоду от торговли квотами, могут сильно разочароваться: вместо дополнительных доходов бюджета они столкнутся с ростом издержек.

Сегодня страны Восточной Европы, Украина и Россия, а также страны, которые собираются вступать в ЕС, могут предложить квот на эмиссию углекислого газа в 4 раза больше, чем потенциальный спрос на них. ЕС, разумеется, будет покупать в первую очередь у своих. Зная отношение ЕС и Запада к Беларуси, можно предположить, что занять выгодное место в торговле квотами для нашей страны (а именно об этом говорят белорусские сторонники подписания КП) весьма трудно. Туркменистану, Кубе или Узбекистану наши квоты ни к чему.

Стандартом для исчисления квот на продажу должен стать объем эмиссии при промпроизводстве уровня 1990г. Если верить официальной белорусской статистике, этот порог мы уже перешагнули. Если до 2012г. наша экономика будет расти темпами 5-7% в год, то к этому времени Беларусь будет вынуждена покупать квоты на эмиссию парниковых газов. Это создаст угрозы для сохранения высоких темпов экономического роста и приведет к ликвидации тысяч рабочих мест. Тем более что по условиям КП можно продавать не всю квоту, а тот объем, который является разницей между 90% от базового уровня и тем, что реально произведено. Так что надежды на поступления в бюджет от продажи квот тают на глазах.

В белорусском правительстве подсчитали, что торговля квотами на выброс парниковых газов может принести в бюджет от $300 до $1,5 млрд. в зависимости от цены квоты (от $5 до $25). По информации Минприроды, в 1990г. Беларусь выбрасывала в атмосферу около 112 млн. т парниковых газов в пересчете на углекислый газ. В 2005г. этот объем составляет всего около 57 млн. т.

С одной стороны, правительство декларирует повышение объема промышленного производства по сравнению с 1990г. За это время технологически мы остались практически на одном и том же уровне. Более того, наша производственная база самортизирована на 75-80%. Трудно понять, за счет чего был так резко сокращен выброс парниковых газов.

Евросоюз принял директивы по переговорам о втором и третьем этапах реализации КП, т.е. после 2012г. ЕС рассчитывает, что Россия должна сократить эмиссию на 90% по сравнению с уровнем 1990г. Нет оснований считать, что Беларусь получит другой статус - это значит, что наш ВВП должен сократиться на 60%.

Едва ли можно рассчитывать и на политические дивиденды после подписания нашей страной КП. Страны ЕС заигрывали с Россией: ее слово было решающим в ратификации КП. У нас такого статуса нет.

На самом деле, Беларуси выгодно потепление климата: для страны нашего климатического пояса повышение температуры на 1оС приводит к экономии условного топлива на $350-500 млн. т.
Добавить комментарий
Проверочный код