Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№34 (502) 29 августа 2005 г. Экономика

НАДАЮТ И БЕЗ РЕЙТИНГА

29.08.2005
Сергей ЖБАНОВ

№ 34 [502] от 29.08.05 - Торжественное открытие московской кредитной линии для белорусских предприятий затягивается. Мешает не только бюджетный дефицит Москвы, но и отсутствие у Беларуси пресловутого суверенного кредитного рейтинга.

Договоренность между премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским и мэром Москвы Юрием Лужковым о кредитовании правительством Москвы белорусских инвестпроектов была достигнута еще в декабре 2004г. Но до сих пор московских кредитов белорусские предприятия так и не получили.

Согласно комментариям, предоставленным банком «Москва-Минск» агентству «Интерфакс», кредитование задерживается по техническим причинам. В частности, прямое кредитование московским правительством правительства Беларуси оказалось невозможным из-за «условий формирования и структуры расходов бюджета» столицы России.

Видимо, это означает, что бюджет Москвы, страдающий в последние годы хроническим дефицитом, оказался не в состоянии профинансировать процветающий, а если выражаться по-научному, «профицитный» (+Br839,7 млрд. за 7 месяцев этого года) бюджет целой Беларуси. Но московское правительство, не скупясь, решило перещеголять «федералов» и пообещало белорусам аж $200 млн.!

Величина последнего кредита, полученного от российского правительства, составила только $175 млн., которые были использованы для обеспечения расчетов за поставки «Газпрома» 2004-05гг. Поначалу Беларуси обещали кредит в $200 млн., но эту сумму правительство России выделить так и не смогло или не захотело.

Масштаб обещанного московского кредита тоже вызывает сомнения, поскольку бюджет Москвы до сих пор дотировался, точнее получал субвенции из федерального бюджета России за осуществление столичных функций. Однако, приняв закон о передаче некоторых госучреждений из ведения столичных властей в федеральную собственность, Минфин РФ решил с 2006г. ликвидировать эту форму дотирования столичного бюджета, а заодно лишить мэрию значительной части доходов от сдачи помещений в аренду.

В ответ на предпринятые Минфином РФ жесткие действия Юрий Лужков сделал ряд ярких заявлений экспертного свойства в адрес бывших спонсоров - российского правительства. Московскому мэру не нравится профицитный бюджет России, «где основные отрасли науки, промышленности, образования и здравоохранения умирают от недофинансирования». Зато бюджет столицы с хроническим дефицитом столичный мэр считает «нормой для любой структуры».

Оказывается, дефицит московского бюджета - благо, вынуждающее власти «находить дополнительные средства и в конце года сводить бюджет по нулям». А бюджетную стратегию федерального правительства, предусматривающую формирование стабилизационного фонда, Лужков квалифицировал как «ненормальность, которая граничит с психическим состоянием».

Впрочем, московский проект кредитования Беларуси из скудного городского бюджета назвать образцом здравого смысла тоже затруднительно. Иначе с какой стати правительство Москвы стало бы переводить собственные обязательства по заключению кредитного соглашения в адрес некоторых московских коммерческих банков? Например, «Банка Москвы», где московское правительство имеет контрольный пакет акций.

Но прямому кредитованию «Банком Москвы» белорусских предприятий мешает отсутствие у Беларуси суверенного кредитного рейтинга. Согласно российскому законодательству, любой коммерческий банк вынужден резервировать в Центробанке РФ 100% объема кредита, выделяемого предприятиям страны, не имеющей кредитного рейтинга.

На этих условиях любой прямой кредит из российских банков для предприятий-заемщиков Беларуси заведомо невыгоден. Но формально коммерческие банки и другие кредитные учреждения России и Беларуси давно уже работают в едином финансовом пространстве союзного государства.

Поэтому, раздавая кредитные обещания в декабре 2004г., Лужков руководствовался скорее нежной дружбой, чем инструкциями Центробанка, и не учел правил страхования кредитных рисков, на которых в том же году обожглось российское правительство, обещая Беларуси «газовый» кредит на льготных условиях. Но выход из создавшегося положения все же найден.

«Банк Москвы» не видит необходимости в 100-процентном резервировании средств в Центробанке в том случае, если он будет выделять инвестиционные ресурсы не белорусским предприятиям напрямую, а своему дочернему банку в Беларуси «Минск-Москва», которому предстоит принять на себя большую часть рисков. После этого белорусским инвестпроектам остается только пройти экспертизу, «аналогичную той, которая проводится при процедуре предоставления правительственных гарантий», отмечает «Интерфакс».

Эта кредитная история заставляет вновь вспомнить фразу Александра Лукашенко, адресованную кабинету министров: «Даже если мы не будем иметь этого кредитного рейтинга, нам и так дадут кредиты». Делая подобное заявление, президент явно имел в виду приятельские отношения, предполагающие исключения из правил. А общие правила кредитования остаются без изменений, делая доступ к зарубежным кредитам без суверенного рейтинга таким же долгим и тернистым, как и путь к абсолютной истине.

Отсутствие суверенного рейтинга у страны делает цену заимствования для ее субъектов хозяйствования максимальной, поскольку риски, включая политические, признаются равными 100%. А почти любой присвоенный рейтинг дает шанс минимизировать цену заимствований. Однако в январе т.г. Лукашенко потребовал для Беларуси только «солидный рейтинг». В итоге вся работа Минфина и Нацбанка в этом направлении была временно приостановлена.

Но поскольку народное хозяйство республики пашет без передышки, за экономические заблуждения власти расплачиваются белорусские предприятия, ежедневно сталкиваясь с дефицитом и дороговизной кредитных ресурсов.
Добавить комментарий
Проверочный код