Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№32 (500) 15 августа 2005 г. Визави

ВСЕ УРАГАНЫ - В ЛИЦО

15.08.2005
Елена АНКУДО

Ураган, который пронесся по стране на минувшей неделе, дал работу более 7,5 тыс. специалистов, принявших участие в ликвидации последствий. Согласно докладу руководителя республиканского штаба оперативного реагирования премьер-министра Сергея Сидорского, оперативно была восстановлена подача электроэнергии в дома минчан, полностью ликвидированы сбои в системе водоснабжения, приводятся в порядок скверы, парки и здания. Наиболее тяжелые воспоминания, пожалуй, останутся лишь у тех граждан, на чьи автомобили, оставленные у жилых домов, сильным ветром были повалены деревья. Помогут ли власти компенсировать ущерб, причиненный стихией, или, не дожидаясь нового штормового предупреждения, стоит застраховать свою машину? Об этом корреспондент «Белорусской газеты» беседовала с хозяином пострадавшего автомобиля Василием СЕНКЕВИЧЕМ и главным инженером ЖЭС N18, на территории которого случилось происшествие, Александром КАПУСТО.

Василий СЕНКЕВИЧ: «ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ ДЕРЕВА ДО ПОЯВЛЕНИЯ РАБОЧИХ С ПИЛОЙ ПРОШЛИ СУТКИ»

- Что произошло вечером 9 августа, когда в городе поднялся шквалистый ветер?


- Мы с семьей только вернулись из отпуска. Успели поставить машину у подъезда и подняться на пятый этаж. Вдруг - характерный стук, какой бывает при дорожной аварии, вой сирены. Ребенок подбежал к окну и закричал: «Папа, нашу машину раздавило!» Дерево плашмя упало на машину. Когда я выскочил на улицу, там уже собрались соседи, они пытались удержать дерево, чтобы оно не опустилось всей тяжестью на автомобиль. В первые часы повреждения были не такими значительными: разбита задняя крышка багажника и проломана крыша сзади, но спереди она еще была целой.

- Почему вы не попытались отогнать машину, пока ее окончательно не придавил ствол дерева?

- Не мог выпутаться из кроны, большой и тяжелой. Около полуночи, спустя несколько часов после падения, двор посетили главный инженер ЖЭСа и мастер. Я попросил помочь отпилить крону, чтобы хоть как-то спасти машину. Они согласились, сказали, что сходят за пилой и вернутся через полчаса. «Вы потерпите, - сказали они, - мы обрежем сучья, сделаем на стволе надпилы, и машина отъедет». И пропали.

Я ждал под ветром и дождем, промок до нитки. Было еще не совсем поздно, я мог успеть поставить машину в гараж, чтобы салон не промок через разбитые стекла. Но время шло, на помощь никто не пришел, и я был вынужден оставить машину на улице. Как уверяли меня на следующий день сотрудники ЖЭСа, они якобы приходили ночью. Если бы они действительно подошли к машине с намерением помочь, то связались бы со мной, ведь я оставил номера своих телефонов. Но утром 10 августа дерево опустилось на крышу и смяло ее. Только за это надо подавать в суд.

- Куда вы обращались?

- Сразу же после происшествия звонил по всем телефонам, которые висят у нашего дома. Обращался в ГАИ, но сотрудники этой службы отказались приехать, т.к. ДТП не произошло - не было второго транспортного средства, а я не сидел за рулем. Сразу вспомнил об участковом, но его координат в списке служб не оказалось. Нашел милиционера самостоятельно, написал заявление о происшествии, ответ надо ждать в течение десяти суток. На вопрос о дальнейших действиях участковый направил меня в ЖЭС, т.к. именно этой службе принадлежит дворовая территория. По словам милиционера, в таких случаях начальник ЖЭСа должен составить акт обследования, указав, какие повреждения нанесены машине и где она находилась. Эти слова несколько позже подтвердили мой адвокат и представители общества защиты потребителей. Заключение надо получить еще до того, как распилят и уберут дерево. Но появления рабочих с пилой я дожидался почти сутки.

- В каком состоянии машина сегодня?

- Если до происшествия мой Nissan Рrimiera 1991г.в. оценивался примерно в $3 тыс., то сегодня за него можно получить в лучшем случае $1 тыс. Разбита крышка багажника вместе со стеклом, полностью проломана крыша, выбит электрический люк, покорежены боковое зеркало и дворник.

- Во сколько обойдется ремонт?

- Заднее стекло стоит около $160, крышка обойдется в отдельную сумму. Переднее стекло - $100 с установкой, зеркало - $70, дворник - около $10, замена люка - $500. Прибавьте стоимость работы - у машины нарушена геометрия кузова.

- Машина была застрахована по автокаско?

- Нет, ей больше десяти лет.

- Куда вы намерены обращаться?

- Планирую подавать судебный иск на бездействие властей. Понадобится время, чтобы перечислить все инстанции, с представителями которых я разговаривал, - ЖЭС N18, ЖРЭО Заводского района, администрация Заводского района, Мингорисполком, участковый инспектор, ГАИ Заводского района… На следующий день после происшествия я «висел» на телефоне, но везде меня футболили в другие инстанции. Да, штормовое предупреждение было объявлено заранее, да, отдаю отчет в том, что машина не застрахована. Но я думал о безопасности в тот день - не оставлял автомобиль прямо под деревом. Наш двор запущен, деревья высокие, они никогда не обрезаются. Упасть могло любое.

В нашем жилом районе деревьями раздавлено шесть машин. Мой случай, по отзывам сотрудников ЖЭСа, - самый тяжелый. На следующий день заговорили, что упавшее дерево не было гнилым и старым, следовательно, претензий к ним быть не может. Высота дерева превышала пятиэтажный дом. По правилам, крону надо было подрезать уже давно.

- Кто, на ваш взгляд, должен нести ответственность за происшествие?

- Это решит суд. На мой взгляд, виноват ЖЭС, ведь ему принадлежит это дерево. Как бы ни сложилась ситуация, я намерен требовать возмещения морального ущерба: после падения дерева до появления рабочих с пилой прошли сутки без двух часов.

- Ситуация с вашей машиной не укладывается в картину, описанную официальными источниками: была организована «круглосуточная работа ситуационно-оперативных штабов», а милиция наладила «тесное взаимодействие» с аварийно-восстановительными службами и подразделениями МЧС по ликвидации последствий...

- То, о чем рапортуют службы, - неправда. Рабочие появились перед домом только тогда, когда я обзвонил все имеющиеся у нас службы и везде оставил свои данные. Когда машина была окончательно придавлена деревом, я увидел на СТВ весьма оптимистичный репортаж: мол, следы разрушений в Минске уже убраны. Я тут же позвонил в отдел происшествий СТВ, описал свою ситуацию. Но они отказались приехать! Сотрудники ОНТ, напротив, обещали появиться, но пока съемочной группы не видно.

- Сколько представителей госорганизаций откликнулись на ваш призыв?

- Никто, кроме представителей ЖЭСа. Сперва они отказывались пилить дерево без справки ГАИ. В диспетчерской ЖРЭО сказали открытым текстом: «Никаких бумаг вы от нас не дождетесь, потому что мы не хотим брать на себя ответственность». По мнению юристов, ЖЭС должен подготовить акт обследования, как, скажем, при затоплении квартиры, и составить калькуляцию. Но в конечном итоге дерево убрали без всяких заключений.

- Неужели ни один представитель власти не согласился дать вам хотя бы совет?

- Лишь участковый мне действительно помог, он хотя бы дозвонился до МЧС. Спасатели приехали, посмотрели, записали мои данные и уехали. Просьба убрать крону повисла в воздухе. Нигде, даже в исполкоме, не назвали телефон «горячей линии» мэра Минска. Вместо этого оставляли координаты каких-то отделов, где никто не снимал трубку.

СПРАВКА «БГ». Василий Сенкевич родился в 1971г. в Ленинграде. В 1992г. окончил Военный институт физкультуры по специальности «преподаватель физподготовки и спорта, начальник физподготовки бригады воинского соединения». Последнее место работы - командир взвода охраны милиции РУВД Фрунзенского района. В настоящее время безработный.

Александр КАПУСТО: «ЕСЛИ МАШИНА НЕ ЗАСТРАХОВАНА, ВЫ ЕЕ ПОТЕРЯЛИ»

- Что делали сотрудники вашего ЖЭСа после сигнала о штормовом предупреждении?


- Информация пришла во вторник вечером, когда уже смеркалось. Мы тотчас вызвали всех работников, создали аварийную бригаду и предприняли меры к аварийному устранению последствий. Шел дождь, была гроза. Мы взяли фонарики и пошли обследовать последствия ударов стихии. Работали с вечера. Сперва обошли территорию ЖЭСа N18, на которой расположено почти 60 жилых домов, чтобы оценить размер повреждений. Видели и помятый Nissan Рrimiera. Его владелец связался со мной, попросил составить акт и убрать дерево. Бензопилы у нас в то время не было - мы отправились только осмотреть территорию. Никто не ожидал, что будет повалено 46 деревьев и шесть машин окажутся придавленными.

- Почему вы не убрали поврежденные машины той же ночью?

- Во-первых, ЖРЭО Заводского района, которому подчиняются восемнадцать ЖЭСов, располагает небольшим количеством техники. У нас всего две вышки, с помощью которых можно убрать поваленные деревья. В ЖЭСе N18 только одна бензопила - при всем желании не устранишь все неполадки моментально, пострадавшие выстроятся в очередь. А во-вторых, работать ночью в дождь и сильный ветер рискованно. Придавленные машины были уже разбиты, они не создавали угрозы жизни людей. Да, владелец Nisan говорил, что дерево все сильнее давит на машину. Но у нас просто не было времени убрать все завалы сразу. Ко времени нашего с вами разговора (11 августа. - Е.А.) на подведомственной территории еще остались два поваленных дерева, я жду, когда приедут вышки. Есть дома, где спустя два дня после урагана отсутствует электроэнергия. Люди сидят без света, у них не работают холодильники - вот кому надо помогать в первую очередь.

- А как относиться к жалобе пострадавшего, который утверждает, что не мог дождаться сотрудников ЖЭСа даже для составления акта о происшествии?

- У ЖЭСа нет лицензии на оценку автомобильных поломок, наша служба может протоколировать повреждения жилищных конструкций, скажем, отслоение обоев от избыточной влаги, порчу потолков или стен. Но с автомобилями мы не работаем. Как я, человек, не разбирающийся в машинах, даже не автомобилист, составлю такой акт? Записка, что на машину упало дерево, - это не документ.

Ночью во время урагана собирался штаб исполкома, куда приезжал и глава администрации Заводского района Юхнович. На собрании я поднял вопрос: что делать в таких ситуациях? Мое руководство ответило: владельцам машин стоит обращаться в милицию. Днем мы вновь собирались на обсуждение. Тогда я узнал, что владелец пострадавшей машины дозвонился до исполкома. Насколько мне известно, дерево, придавившее его машину, убрали на следующий день.

- Владелец Nissan Рrimiera заявил, что его имущество пострадало по вине городских властей. Если бы деревья вовремя обрезали, они не упали бы во время сильного ветра. Почему ваши службы допустили такое развитие событий?

- Возможность приобретать бензопилы городские службы получили совсем недавно. Где-то мы успели провести обрезку, в таких дворах деревья не падали. С остальными - более тяжелая ситуация. Грунт здесь сухой, а корневая система у многих деревьев расположена у поверхности. Во время дождя земля намокает, и дерево может упасть под порывом ветра. Хотим пояснить: чтобы спилить дерево, кроме заявления граждан, необходимо решение исполкома. Даже если дерево сухое, нужно пройти такую процедуру. Она длительная и, к сожалению, чревата неприятностями для наших сотрудников.

Прошлой весной нашего директора наказали за то, что по просьбе жильцов с его участием было спилено дерево. Большинство остались довольными, но какая-то женщина пожаловалась, сказав, что жила ради этого дерева.

И вообще, если твоя машина застрахована - обращайся в милицию и страховую компанию. По словам президента, такой ущерб будет возмещен. Наверное, стоило думать о своей собственности еще до штормового предупреждения. По ТВ передавали, что во время грозы в палатке, поставленной в лесу, человека убило поваленным деревом. Следуя логике пострадавших владельцев машин, в гибели человека в палатке виноват лесник.

О степени нашей вины можно говорить только в том случае, если служба ЖЭСа спилила дерево и повалила его на машину. Но штормовое предупреждение - это как цунами. Разве можно говорить, что кто-то виноват, что смыло Филиппины?! Даже если бы дерево упало на гараж и повредило хранящуюся в нем машину, мы не виноваты. Стоит оценить действия владельца, которому надо было застраховать машину. Никакие службы не будут компенсировать потери.

- Как быть с автомобилистами, которые не могут позволить себе застраховать машину по автокаско?

- Пожалеть их. Я не могу позволить себе машину, поэтому хорошо понимаю этих людей. Но если есть деньги на покупку автомобиля, должны найтись средства и на страховку. Это обезопасит собственность и избавит от попыток что-либо доказывать. Если человек не хочет платить издержки, а потом предъявляет претензии, это неправильно.

- Есть ли у сотрудников ЖЭСа план действий после объявления штормового предупреждения?

- Конечно. Сперва нас оповещает Гидрометцентр или МЧС. Мастерам, кровельщикам, трактористам и другим сотрудникам ЖЭСа сообщают, какого рода повреждения могут произойти. Если нет большой опасности, вызов можно ждать дома. Случается, ситуация настолько сложна, что людей отзывают из отпуска. Кроме того, у нас ненормированный рабочий день. В шутку знакомые говорят, что мы приравнены к армии.

- Какие происшествия во время ненастья считаются наиболее сложными?

- Те, что представляют угрозу для жизни людей. Когда дерево падает на человека, как это случилось в прошлом году. Главное, чтобы не было смертельных случаев.

- Что посоветуете автомобилистам на случай, если вновь разгуляется непогода?

- Обращаться к страховщикам. А уже потом, когда пострадает машина, звоните в милицию и в свою страховую компанию. Милиционер составит акт, страховая компания выплатит компенсацию. Если же машина не застрахована, вы ее потеряли. Ждите, когда ЖЭС уберет дерево, причем знайте: рабочие не несут ответственности за повреждение машины при обрезке веток.

СПРАВКА «БГ». Александр Капусто родился в Чашниках (Витебская обл.) в 1964г. В 1983г. окончил Полоцкий лесной техникум по специальности «лесное хозяйство»; в 1991г. - факультет энергетического строительства Белорусского политехнического института. Должность главного инженера ЖЭСа N18 занимает с 2001г.
Добавить комментарий
Проверочный код