Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№32 (500) 15 августа 2005 г. Тема недели

СЕРГЕЙ КУЗИН: «В ЭФИРЕ ДОЛЖНЫ ВЗРЫВАТЬСЯ КРЕАТИВНЫЕ БОМБЫ»

15.08.2005
Виктор МАРТИНОВИЧ

8 августа премьер-министр Польши заявил о выделении $290 тыс. на организацию радиовещания на Беларусь. Неделей ранее замминистра связи РБ Владимир Теслюк предупредил: Польша не сможет начать вещание на РБ без согласования с нашей страной и Международным союзом электросвязи. Руководитель Национального совета по радиовещанию и телевидению Польши Данута Ванек предложила задействовать частоты и передатчики закрытого радио «Рацыя», вещавшего из Белостока на Беларусь: «Рацыя» имеет разрешение на вещание до июля 2006г.

О том, как раскрутить новое радио, сделать его популярным в Беларуси, никто пока особенно не задумывается. С экс-генпродюсером и DJ минского «Альфа Радио» Сергеем КУЗИНЫМ мы обсуждали методы раскрутки станций, вещающих из-за границы. С выпускником факультета радиоэлектроники ВИЗРУ Сергеем Кузиным - особенности распространения радиоволн в FM и СВ-диапазоне. С эмигрантом Сергеем Кузиным, полтора года проживающим на Украине, - роль FM-станций в период «оранжевой революции». А сын военного контрразведчика Сергей Кузин рассказывал о том, эффективно ли глушить вещание из-за рубежа. Редко обозревателю «Белорусской газеты» доводилось говорить со столь разносторонним собеседником.

- Насколько выполнима идея организации радиовещания на Беларусь с территории Польши?

- Идея организации любого вещания с одной территории на другую - организация радиостанции с нуля. Для этого нужно поставить вышки на территории Польши и повесить на них передатчики, на которые будет заведен сигнал, ретранслируемый источником…

- Это нужно согласовать с белорусской стороной?

- Убежден, согласовывать ничего не надо. В Польше организуется станция для белорусов, проживающих на польской территории. Беларусь к этому никакого отношения не имеет. В таких случаях страну, на территорию которой осуществляется вещание, могут просто не ставить в известность. В МСЭ, регулирующий частотное поле над Европой, раз в год заинтересованные ведомства разных стран, нуждающихся в частотном ресурсе, подают заявки, согласно которым получают частоты на ближайший период.

В Киеве, например, нет ни одной свободной частоты. Но интерес инвесторов к FM-рынку очень высок. Поскольку ресурс исчерпан, решение может быть найдено только путем передачи частоты, принадлежащей, например, Минобороны, в ведение гражданского ведомства с последующей продажей инвестору.

МСЭ все равно, происходит вещание в Киеве, на украинско-польской или украинско-белорусской границе. С технической точки зрения главное - чтобы находящиеся рядом в частотном диапазоне номиналы не мешали друг другу.

«В FM-ДИАПАЗОНЕ ЭТО НЕВОЗМОЖНО»- Польский дипломат Марек Бутько заявил, что передатчики «Рацыi» слишком слабы для вещания на Беларусь. Какую территорию можно покрыть с их помощью?

- Если мы ведем речь об FM-диапазоне, в котором только и можно распространять качественный стереосигнал, то, грубо говоря, передатчик мощностью в 1 кВт на высоте 100 м может гарантированно покрыть лишь 45-50 км в радиусе. 12-киловаттный передатчик на высоте 270-300 м покрывает 200 км. Насколько я знаю, 300-метровых вышек в Польше нет. И стоимость строительства такой башни составит $500-700 тыс.

Если же мы говорим о более длинных номиналах волн - средних, длинных и сверхдлинных, то при резкой потере качества сигнала, полном отсутствии стерео и наличии только моносоставляющей дальность приема увеличивается очень существенно.

Можно поставить хоть 100 передатчиков на белорусско-польской границе, но, если станция работает в FM-режиме при тех технических условиях, которые реально можно соблюсти, передатчики захватят только 50 км вглубь. Насколько я понимаю, задача господ, организующих вещание из Польши, - донести альтернативную информацию до основной части населения. Для этого нужно воздействовать на центр и север Беларуси, где проживает большинство жителей. В FM-диапазоне это невозможно.

«МНЕ НЕПОНЯТНО, КОМУ ЭТОТ ПРОДУКТ АДРЕСОВАН»- Можно ли в принципе сделать радиостанцию, вещающую из-за границы, популярной?

- Насколько я знаю, сейчас есть лишь одна станция, работающая в этом режиме, - Радио «Свабода». Мне совершенно непонятно, кому этот продукт адресован. Имея талантливых и профессиональных сотрудников, станция зачастую занимается банальной демагогией по принципу «Мы делаем радио, которое интересно радиослушателям - по нашему мнению». А надо делать радио, которое интересно радиослушателям - по мнению самих радиослушателей. Это касается и оппозиции вообще. Они скоро список из своих кандидатов доведут до сотни и дальше будут устраивать хит-парад. Там только что песен еще никто не поет.

Поэтому для подавляющего большинства населения Беларуси формат работающих из-за рубежа радиостанций является абсолютно непонятным.

«ПОДХОДИТЬ КАК К БИЗНЕС-НАЧИНАНИЮ»- А каковы ваши рекомендации?

- Применима лишь одна схема - talk radio, «разговорное радио». Это должна быть радиостанция, работающая на всю территорию Беларуси. Пример - радио «Эра», разговорная киевская станция, в преддверии «оранжевой революции» перешедшая на сторону оппозиции и предоставлявшая свою студию всем политическим силам страны. За октябрь-ноябрь 2004г. она увеличила свой рейтинг в 8 раз, по общему количеству радиослушателей переместившись с 22-го на 5-е место в Киеве.

В Беларуси такое радио может быть только на русском языке, нравится это кому-то или нет. Навязывать белорусский язык в качестве языка, на котором будут обсуждаться серьезные политические, духовные и социальные проблемы, нереально. Такое радио никто не будет слушать.

Сейчас на Украине активно внедряют украинский язык в традиционно русскоязычные регионы. Станции теряют гигантские рекламные бюджеты. Жители Одессы, Донецка, Днепропетровска, Харькова, Крыма отказываются воспринимать рекламную информацию и новости на языке, на котором они не общаются.

Ведущими станции не должны быть люди, сидящие в Варшаве, Праге или Америке и оттуда анализирующие ситуацию внутри Беларуси. Это должны быть белорусы, живущие в стране. Причем не только те, кто считается флагманами того или иного альтернативного движения, но и представители нейтральной ментальной среды.

Ведь основная масса людей в Беларуси совершенно довольна своим положением. Глядя на то, как белорусские СМИ преподносят то, что происходит на Украине и в России, они вновь и вновь убеждаются: нам нравится абсолютно безболезненно, не напрягаясь, получать маленькие деньги и за это ходить на работу.

Новому радио нужны сильные менеджеры, которые будут подходить к проекту как к бизнес-начинанию, а не как к идеологической затее.

«ТАКАЯ РАДИОСТАНЦИЯ ДОЛЖНА ДРАТЬСЯ»- А могут ли сильные менеджеры раскрутить проект вещания в СВ-диапазоне?

- Единственная страна, где около 30% всего рынка занимает станция, работающая на СВ, - это Америка. Там уже 80 лет популярны форматы middle of the road (середина дороги) и talk radio c многочасовыми дебатами, ток-шоу и т.д. Но такая популярность СВ может быть только в США, где культуре политических дискуссий уже более 100 лет. У нас культуры политических дебатов нет. Как нет вообще никакого диалога в стране, сплошные монологи.

Сделать популярную СВ-станцию можно с упором на очень резкие, контрастные споры. Каждый день в эфире должны взрываться креативные бомбы, сталкиваться совершенно противоположные точки зрения. Такая радиостанция должна драться.

На чем зиждилась популярность «Эха Москвы»? Все мы помним, о ком ведущий станции Черкизов сказал на всю страну: «Ему хоть с… в глаза - все божья роса». Слова обозревателей «Эха» растаскивались на цитаты. Там что ни ведущий был, то бренд. Нечто подобное делает теперь «Серебряный дождь» в Москве, где DJ’и утреннего шоу - Гордон и Соловьев.

Чем более поляризована станция, чем сильней будет искрить бренд, тем больше внимания он привлечет. Причем очень высоким будет показатель «случайных слушателей на волне». Туда будут ходить даже те, кто вообще радио не слушает, но ради скандала заинтересуется. Если дискуссия будет искренней, а не выдуманной, постепенно сформируется и поляризованная ситуация в обществе.

А если вместо этого будет невнятный бред какого-нибудь «эксперта» по поводу того, что «весь белорусский народ хочет перемен», то ничего не выйдет. Не хочет никто ничего! И пробить эту корку можно только умным и сознательным эпатажем.

«АБСОЛЮТНО ЗАГЛУШИТЬ РАДИОЧАСТОТУ НЕЛЬЗЯ»- Беларусь может заглушить незаконно распространяемый сигнал…

- Родившись в Германии и прожив там первые 15 лет своей жизни, я всю жизнь смотрел только западногерманские телеканалы - ARD и ZDF. Это были бундесканалы, работающие на территории ГДР. Никакого революционного порыва от просмотра этих каналов в обществе не наблюдалось. Разве что каждый год доблестные гэдээровцы убивали по 10-15 человек, пытавшихся перелезть через берлинскую стену в свободный мир.

Опыт глушения СВ в бывшем СССР таков, что, если сложить опыт всех остальных стран мира, они все равно тягаться не смогут. Мы помним, как «легко» в советские времена было поймать «Свободу», ВВС, «Голос Америки». Абсолютно заглушить радиочастоту нельзя. Волна - не иголка в пространстве, а целый фронт. Всегда можно принимать зеркальный, боковой, отраженный сигнал. Если, конечно, задача - просто услышать слово. Но с FM-вещанием «глушилки» справляются гораздо легче.

«ДЕНЕГ ХВАТИТ НА ДВЕ РАДИОСТАНЦИИ»- Польша выделяет $290 тыс. на организацию радиовещания на Беларусь. Хватит?

- Безусловно, если речь идет о самом радио без стоимости вышек и передатчиков. $290 тыс. достаточно, чтобы открыть в Киеве две коммерческие радиостанции. Все техническое оснащение стандартной радиостанции стоит $100 тыс. Если это новостная станция, стоимость аппаратуры возрастет до $220-230 тыс. (новостные станции дороже музыкальных). «Эхо Москвы», например, раза в четыре дороже, чем «Серебряный дождь», поэтому и рентабельность его гораздо ниже.

- Чего можно ожидать от проекта радиовещания из-за границы?

- Не вижу от этого проекта большой отдачи. Ну, заговорят на белорусском языке. Наберут белорусскоязычных музыкантов, которые (за исключением одного-двух исполнителей) на фиг никому не нужны. Их аудитория - 250-300 человек. Ведь язык и популярность - разные вещи. «Океан Эльзи» на весь СНГ известен не потому, что поют на украинском, а потому, что музыканты хорошие. Ну, будет анализ. Только знаю я этот анализ: по большей части - нескрываемая (что объяснимо) ненависть к режиму. Но в гневе теряется логика. Надо искать возможности для жесткого, но взвешенного разговора не с властью, а с нацией.

СПРАВКА «БГ». Сергей Кузин родился в 1963г. в Потсдаме, в семье военного контрразведчика. В 1980-85гг. учился на факультете радиоэлектроники ВИЗРУ. Работал генпродюсером, DJ «Альфа Радио». 23 декабря 2003г. покинул станцию из-за нежелания работать с новым руководством, назначенным Мининформации. Ныне - гендиректор украинской национальной радиосети «Хит-FM» (65 городов вещания).
Добавить комментарий
Проверочный код