Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№32 (500) 15 августа 2005 г. События. Оценки

СЛИШКОМ СЛАДКИЙ «ДЖЕМ» потёк под контролем силовиков

15.08.2005
Елена АНКУДО

Ситуация вокруг ОАО «Джем-банк» на минувшей неделе накалилась до предела. 9 августа Нацбанк отменил постановление о введении в банке временной администрации, одновременно приостановив действие генеральной лицензии и практически лишив банк права на проведение активных операций (за исключением расчетно-кассового обслуживания клиентов и выдачи вкладов населению). В минувшую среду гендиректор «Джем-банка» Александр Татаринцев был задержан по подозрению в злоупотреблении властью или служебными полномочиями и помещен в изолятор временного содержания. В конце недели ему предъявили обвинение по ряду статей УК: «злоупотребление властью или служебными полномочиями»; «легализация (отмывание) материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий».

Впервые уголовное дело в отношении Александра Татаринцева и начальника отдела Андрея Крота было возбуждено весной 2004г. Департаментом финансовых расследований Комитета госконтроля (ДФР КГК) по статьям УК «причинение имущественного ущерба без признаков хищения, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в крупном размере». В январе этого года в отношении Крота было вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, однако к тому времени подозреваемый скрылся от следствия и был объявлен в международный розыск.

Повышенное внимание КГК, Министерства по налогам и сборам, а затем и финансовой милиции «Джем-банк» привлек осенью 2003г. Плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности банка выявила ряд нарушений, позволивших силовикам заговорить о причастности должностных лиц к деятельности лжепредпринимательских структур - резидентов и нерезидентов РБ. Результаты проверки КГК предполагали взыскание с «Джем-банка» Br18,2 млрд. неудержанного налога на доходы с нерезидентов и экономических санкций.

СОМНИТЕЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Первую половину нынешнего года «Джем-банк» подвергался вялотекущим проверкам Нацбанка по поручению КГК. Как заверяют банкиры, нарушений проверяющие не установили. Тем неожиданнее стали события, развивающиеся в банке с 25 июля, когда Нацбанк заблокировал корсчет «Джем-банка» и ввел временную администрацию.

О причинах такого шага Нацбанк поначалу давал весьма туманные комментарии вроде отсутствия «обоснованных ответов на обоснованные сомнения» относительно неких активов банка.

Ситуация более или менее прояснилась 1 августа, когда Нацбанк потребовал классифицировать активы банка по более высокой степени риска, что могло косвенно указывать на обеспокоенность главного банка страны по поводу проведения «Джем-банком» неких высокорисковых операций. И уже на следующий день эти опасения - дефицит на корсчете банка средств, необходимых для расчетов со вкладчиками, - получили косвенное подтверждение: в своем пресс-релизе «Джем-банк» признался в получении первых сумм из фонда обязательных резервов из Нацбанка, который разблокируется исключительно в случаях реальной угрозы невыполнения обязательств перед вкладчиками-физлицами. Проанализировав ситуацию с активами «Джем-банка», размещенными в Киргизии, Нацбанк признал их сомнительными к возврату.

Лишь 8 августа, когда изъятие населением вкладов из «Джем-банка» приняло, судя по всему, лавинообразный характер (только с введения временной администрации до 1 августа банк возвратил более $1,15 млн.), Нацбанк разразился пространным пресс-релизом, в котором в ультимативной форме поставил условие: возврат активов, качество которых вызывает сомнение, в обмен на необходимую финансовую и другую помощь для обеспечения нормального функционирования банка.

«Сомнительные» активы - это, по версии Нацбанка, более $16 млн., предоставленные банком резидентам СЭЗ «Бишкек» (Киргизия) и ряду американских компаний. Эти почти 35% валовых (или около половины всех работающих) активов «Джем-банка», размещенных за рубежом (едва ли не самый высокий показатель по системе), и значительно (более чем в полтора раза) превышающие собственный капитал банка, давно беспокоят Нацбанк. Раньше эти средства размещались в виде неснижаемого остатка на бездоходной основе в иностранных банках. Когда КГК потребовал их возвратить, «Джем-банк» переоформил ресурсы в факторинговые кредиты. Деньги на срок до 10 месяцев под 1% якобы получили несколько коммерческих предприятий, осуществлявших финансово-хозяйственную деятельность на территории Киргизии.

После этой операции кредитный портфель банка, ранее не замеченного в качестве активного игрока на кредитном рынке, с 1 апреля по 1 июля 2005г. вырос почти троекратно - с Br19 млрд. до Br55 млрд.

«Джем-банк» отреагировал пресс-релизом моментально: «Высокорискованная политика при размещении средств в зарубежных банках проводилась «Джем-банком» в т.ч. с теми банками, с которыми аналогичные операции проводил сам Нацбанк, не считая операции рискованными». Однако ключевой аргумент контролеров (переоформляя активы в иностранных банках в факторинговые кредиты предприятиям, банк не проверял финансовое состояние и деловую репутацию последних) «Джем-банк» в своих пресс-релизах почему-то обошел стороной.

Вывод контролеров безжалостен: значительная часть ресурсов, размещенных «Джем-банком» за пределами республики, возможно, безвозвратно потеряны. А если это соответствует действительности, то, по логике КГК, у банка вообще не осталось собственного капитала. И отнюдь не введение временной администрации - причина проблем с клиентами и паралича банка.

Так или иначе, по мнению совета директоров «Джем-банка», введение в банке временной администрации и внезапный ее отзыв, блокирование и разблокирование корсчета, приостановление и восстановление удовлетворения требований кредиторов дестабилизировали работу банка и, по предварительной оценке, нанесли ущерб примерно на Br42 млрд.

ВЕКСЕЛЯ В ДЕЛЕ

Отдельная тема уголовного дела в отношении гендиректора банка - операции 2001-03гг., связанные с выпуском, реализацией и погашением более 3 тыс. векселей примерно на Br50 млрд. По имеющейся информации, отдельные операции оформлялись со стороны клиентов с помощью подложных документов от имени лжепредпринимательских структур. Таким образом, у финансовой милиции появилась возможность предположить, что за передвижением векселей скрывались незаконные сделки купли-продажи валюты, проведение нелегальных расчетов и уклонение от уплаты налоговых платежей.

О возможных нарушениях заговорили в т.ч. после сопоставления времени продажи и покупки ценных бумаг. Как следовало из отчетов «Джем-банка», ценные бумаги, проданные в течение одного дня нескольким субъектам хозяйствования, к вечеру предъявлялись к погашению представителем киргизского предприятия «Селтекс корп.». За время сотрудничества с «Джем-банком» «Селтекс» предъявил к погашению более 1,5 тыс. векселей (приблизительная стоимость - Br25 млрд.) Ценные бумаги якобы приобретались представителем киргизского предприятия в Бишкеке, но правоохранители отметили невозможность перемещения векселей из Минска в Бишкек и обратно всего за несколько часов. Пытаясь разыскать «Селтекс» и его представителя, белорусское следствие обратилось в МВД Киргизии. Как сообщили там, по юридическому адресу данное предприятие не находится. Гражданин, указанный в договорах как представитель «Селтекса», пояснил, что ничего не знает об этом предприятии.

Ныне проверяется информация о том, что, погашая векселя, представленные «Селтексом», банк не исчислял и не удерживал налог на доходы нерезидента РБ на сумму около Br10 млрд.

В рамках проверки изучена деятельность первых покупателей ценных бумаг - белорусских субъектов хозяйствования, которые в 2001-02гг. приобретали основной объем векселей, выпущенных «Джем-банком» в обращение. По некоторым сведениям, эти предприятия передавали ценные бумаги в адрес других структур, которые в настоящее время фигурируют как лжепредпринимательские, якобы за поставку товаров.

Налоговые претензии к белорусским банкам по аналогичным вексельным операциям с нерезидентами были достаточно спорными. Но после рассмотрения в Конституционном суде в октябре 2004г. дела о налогообложении операций с ценными бумагами, инициатором возбуждения которого весьма неожиданно для всех стала ПП НС (суд тогда принял позицию налоговиков, а не представителей Палаты), отстаивать свою правоту банкам стало крайне затруднительно.

Так что внимание, с которым наиболее заинтересованная часть банковского сообщества следит за развитием событий вокруг «Джем-банка», вполне объяснимо.
Добавить комментарий
Проверочный код