Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№32 (500) 15 августа 2005 г. Радости жизни

БАСОВИЩЕ-2005: ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ РОК-Н-РОЛЛ

15.08.2005
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

№ 32 [500] от 15.08.05 - В конце июля в местечке Грудек под Белостоком в шестнадцатый раз состоялось легендарное «Басовище» - единственный белорусский фестиваль, проходящий на территории Польши, единственный, на котором можно услышать группы, чьи концерты неоднократно запрещались в Беларуси. Не исключено, что именно поэтому в этом году польское МВД не только удостоило фестиваль вниманием, но и выделило определенную сумму на помощь «молодой музыке Беларуси» (под таким слоганом проводится «Басовище»).

С каждым годом «Басовище», как и положено всякому мероприятию, обрастает сомнительными нюансами и неприятными воспоминаниями. В этом году даже специально приглашенные польские музыканты выражали недовольство властями Грудека, которые «не только не интересуются культурной ситуацией во вверенной им в управление местности, но и чинят препятствия проведению фестиваля: как будто они боятся того, что во время его проведения гости съедят весь хлеб и выпьют все вина в магазинах Грудека». Белорусы жалуются на неуклонно ухудшающуюся организационную сторону действа. «Вначале на «Басовище» пропали подушки, - вспоминает Игорь Ворошкевич. - Потом одеяла. Остались только маты из спортзала, но однажды и они тоже пропали

КОНТРАПУНКТЫ «БАСОВИЩА»

Сергей Будкин, журналист «Нашай Нівы» и сайта «Тузін Гітоў», недоволен «крайне жлобским отношением организаторов к зрителям и участникам», фаны N.R.M. - тем, что группе позволили сыграть всего 6 песен из запланированных 22, победители конкурса молодых групп - старательно насаждаемой иллюзией равноценности призов (запись на профессиональной студии не идет ни в какое сравнение с денежным вознаграждением или ящиком пива), а конкурсанты - тем, что идиотское понятие «неформат» докатилось и до самого свободного фестиваля Беларуси.

Радикальных стилистических различий между группами-победителями нынешнего года не наблюдалось. Лавры достались коллективу «Таварыш Маузер» (негласный «главный приз» - право записи в польской студии Rembrandt и финансово-информационная помощь в раскрутке будущего диска) и группам Imprudence, «Зьмяя» и 5set5, где по чудесному стечению обстоятельств поет Илона Карпюк, глава Беларусской ассоциации студентов и организатор фестиваля.

Все победители играют жесткую гитарную музыку с элементами хард-кора - с каждым годом рамки требуемого от музыкантов стиля сужаются. Некоторые мрачно шутят, что шансы победить на «Басовище» есть разве что у коллектива, играющего эмоциональный хард-кор, предпочтительно с женским вокалом (победа на фестивалях таких коллективов, как «Тарпач», «Такси» и «Зьмяя» это подтверждает). Жюри отнекивается. Однако вряд ли можно утверждать, что фестиваль полновесно представляет всю «музыку молодой Беларуси».

«Прошлые фестивали были более представительными. Но так исторически сложилось, что «Басовище» - это рок-фестиваль, где звучит рок во всяких его проявлениях» - считает Александр Помидоров, музыкант, журналист и ведущий фестиваля. Отсутствие разнообразия в звучании конкурсантов, по его мнению, объясняется тем, что «нынешнее положение дел в молодой рок-музыке просто удручающее - когда я посмотрел список людей, заявленных на отбор, мне уже стало все понятно, а когда увидел, кто отобран, появилось ощущение, что при выборе участников кто-то просто ткнул наугад».

Если среди конкурсантов 1999-2002гг. числились фолк-музыканты, то последние годы аутентики на фесте маловато. «Фолк - конечно, тоже музыка молодой Беларуси, - говорит Помидоров, - просто на «Басовище» исторически как-то не складывается с фолк-командами». Что до белорусского блюза, регулярно занимающего первые места на международных блюз-фестивалях в той же Польше (Noc Bluesowa и др.), на «Басовище» его тоже не видно.

Игорь Ворошкевич признается, что последние несколько лет он вообще не слушает музыкантов, выступающих в конкурсный день «Басовища»: «Мне это просто неинтересно. Однажды я слушал выступления конкурсантов, сидя в автобусе. Это длилось часа четыре, и я вообще не уловил никакой разницы: стилистически одно и то же».

Помидоров уверен в обратном: основная проблема фестиваля - в сознании молодых музыкантов, у которых «слишком много необоснованных претензий: когда выходит коллектив из шести человек, которые еще не умеют толком держать в руках инструменты, но при этом заявляют о своем праве на награду, становится просто стыдно. Надо понимать как минимум три вещи - зачем ты поешь эту музыку, почему и ради чего. Если ты это делаешь ради девушки, то и играй ее своей девушке. Но если делаешь это для публики, надо осознавать ответственность. Главный формат - в голове».

Необходимо помнить и еще об одном аспекте фестиваля - 70% материала групп-конкурсантов должно исполняться на белорусском языке. Дискриминация по языковому признаку или неизбежность?

«Я задаю себе вопрос - почему меня ни разу не было в жюри? - очень серьезно шутит Ворошкевич. - Каждый год в жюри одни и те же люди, поэтому в конкурсе нет ни блюзовых, ни фолковых, ни хэви-метал групп. И вообще, что такое рок-фестиваль? Что значит «рок»? Группа «Крама» тоже исполняет рок-музыку, а основа любой рок-музыки - блюз. Конкурсная часть нынешнего «Басовища» для меня - это фестиваль одной песни».

ИЗМЕНИТСЯ ЛИ БАСОВИЩЕ?

Вопреки сомнениям, фестиваль не закостенел в своих предпочтениях - организаторы понимают: реформы необходимы. Правда, из всех новых идей пока реализовалась только одна - «Вольная Сцэна», где могут играть музыканты, не прошедшие отборочный тур. Давно идет речь и об отдельной фолк-сцене. Радует и то, что стилистическое разнообразие в этом году наблюдалось если не среди конкурсантов, то в программе второго дня. По мнению Сергея Будкина, в этом году «одной из основных изюминок феста стала итальянская команда Orchestra Arturo Piazza со своим «кустурицким» шансоном». Некоторые участники жюри высказали предложения в будущем еще более основательно расширить список гостей фестиваля из Восточной Европы.

«Сябра журы» фестиваля RWD, комментируя тот факт, что несмотря на подводные течения, «Басовище» и поныне является старейшим и единственным фестивалем белорусской музыки, говорит: «Считать Басовище эталоном фестиваля нельзя, но помогает отсутствие конкуренции. Проведение такого фестиваля в Беларуси практически невозможно. Однако аналогичный фестиваль в Беларуси только бы помог «Басовищу» выйти на новый уровень: организаторам бы пришлось прилагать больше усилий, чтобы привлечь зрителей». Тем не менее, RWD уверен, что «Басовище» - «явление уникальное и вряд ли фестиваль может утратить свои позиции даже в случае появления чего-либо подобного в Беларуси».

Конечно, можно пафосно плакаться о том, что в Беларуси такой фестиваль невозможен. Однако лучше не зарекаться. Побывав на недавнем фесте в Полоцке, Игорь Ворошкевич сказал, что атмосфера фестиваля один-в-один напоминает самое первое «Басовище». Есть с чего начинать? «А при смене режима «Басовище» придется похоронить, - шутят журналисты «Тузіна Гітоў». - Ведь у нас в руках будет «Славянский базар!»

РОК-РЕВОЛЮЦИЯ НА ЭКСПОРТ?

Среди польских музыкантов, приглашенных на фест, оказалась известная восточно-европейская панк-формация KSU. Свежее интервью, данное их бас-гитаристом Павлом Тылко «Газете Выборчей», подтвеждает догадку о том, что для польской стороны фестиваль - не музыкальное, а политическое мероприятие.

На характерный вопрос «Можно ли из Грудека увидеть невооруженным глазом режим Лукашенко?» польский музыкант ответил, что только на фестивале узнал, что бело-красно-белый флаг «официально запрещен и что незначительная часть белорусов говорит на своем родном языке, который брутально вытеснен русским».

«Музыку молодой Беларуси» Павел, судя по всему, не заметил. Зато видел, как «на Басовище приезжали целые семьи, как к очагу свободы», и почему-то вспоминал легендарный польский Ярочинский фестиваль, который в 80-е в Польше использовался для выражения «негативных настроений в отношении политики Польской Народной Республики». Музыкант долго по-маниловски рассуждал, как «свободная рок-н-рольная волна» сметет «диктаторский режим», поминая оранжевую революцию на Украине.

Впечатленные фестивалем польские панк-легенды даже записали песню «Новая Система», призывающую белорусов к смене власти. Описывая ужасы преследования белорусских музыкантов властями, поляки забыли, что на дворе не 60-е и их суждения о грядущей революции в плохо известной им соседней стране выглядят наивно. Так что пока поляки помогают белорусам в проведении и финансировании музыкальных акций, не особенно жалуемых белорусскими властями, говорить о «Басовище» как о сколь-нибудь серьезном музыкальном явлении невозможно.

Корреспондент «Белорусской газеты» попросил Павла все-таки отвлечься от политического спича и дать хоть какую-либо характеристику фестивалю с точки зрения музыкальной. Фест ему понравился: «Замечательно выбранное место в лесу, техническое оснащение, хорошая подготовленность мероприятия... А белорусские коллективы мне сложно оценить: к сожалению, я присутствовал только на первом дне фестиваля, когда выступали KSU. Здорово, что фестиваль собирает музыкальные коллективы из двух разных стран. Больше всего жалею о том, что нам не удалось играть в один день с вашей группой N.R.M. Слышали о них много хорошего, и надеемся, что нам когда-нибудь удастся лично познакомиться и поиграть вместе. Надеемся, что когда-нибудь KSU пригласят с концертами в Беларусь. Мне приятно об этом даже просто мечтать - ведь, скорее всего, это никогда не случится. Во время нашего выступления публика приветствовала нас, поляков, своими бело-красно-белыми флагами. Вот где настоящая толерантность! А то, что сейчас раздувают СМИ по обе стороны нашей границы, - полная ерунда и вздор».
Добавить комментарий
Проверочный код