Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№32 (500) 15 августа 2005 г. Экономика

ВЕК СВОБОДЫ НЕ ВИДАТЬ в белорусском ценообразовании

15.08.2005
Ярослав РОМАНЧУК

20 июля 2005г. Совмин постановлением N799 утвердил новую Концепцию ценообразования в РБ. Предыдущая принята в 1999г. За это время в Беларуси так и не произошла либерализация цен: нельзя повышать цены выше установленного максимума, нельзя накручивать к ценам импорта более 30%, нельзя включать в себестоимость многие производственные издержки.

ОЧЕНЬ ГИБКОЕ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ

Необходимость принятия концепции обуславливается «ориентацией на создание рыночного механизма ценообразования в сочетании с гибким госрегулированием».

Среди положительных изменений, произошедших с 1999г., правительство отмечает снижение инфляции с 351% в 1999г. до 114,4% в 2004г., выход на единый курс белорусского рубля и его укрепление, сокращение бартера и рост конкуренции на внутреннем рынке. Но прямой связи между ценообразованием и данными положительными трендами, естественно, нет.

Вместе с тем правительство отмечает целый ряд проблем. У нас по-прежнему высокая инфляция. Большие субсидии выделяются на ЖКХ и транспорт. Совмин считает, что существуют «меж- и внутриотраслевые перекосы в ценах на отдельные товары и услуги», «недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень налоговой нагрузки». Очередным препятствием является «большое количество принимаемых республиканскими органами госуправления нормативных правовых актов, имеющих ограниченный срок действия».

Цены в Беларуси не стали ценными информационными индикаторами, а превратились в условные единицы, регулируемые административным инструментарием: установлением предельных и фиксированных цен, предельных торговых надбавок, нормативов рентабельности, затрат, порядка определения и применения цен и т.д. В этом плане не было смысла менять концепцию: все это было в старом документе.

ПОДНАДЗОРНАЯ СВОБОДА

Квинтэссенция новой концепции заключена в определении основных принципов ценообразования, которые будут обязательны для всех экономических субъектов вне зависимости от формы собственности. Первый принцип - «сочетание свободных и регулируемых цен». Второй - «установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем нормально работающим субъектам хозяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости госсубсидий и других мер господдержки» (здесь и далее выделения автора. - Я.Р.).

Главный вопрос: кто будет определять баланс между свободными и регулируемыми ценами, принимать решение, нормально работает предприятие или нет, обоснованы ли затраты? Наконец, кому и по каким критериям будут давать субсидии?

Правительство продолжит использовать один из самых вредных для производителей инструментов - нормирование затрат: «затраты, включаемые в себестоимость товаров (работ, услуг), должны рассчитываться по прогрессивным нормам и нормативам, устанавливаемым на основе стандартов, технологических карт, рецептур, утверждаемых в установленном порядке, которые должны периодически пересматриваться». Только какие нормы считать «прогрессивными», а какие архаичными?

Сформулированные подходы к ценообразованию позволяют сделать вывод о том, что в ближайшие годы главным ценообразователем в Беларуси останется государство. Концепция будет блокировать развитие частного бизнеса и консервировать старую структуру производства. Появление новых мощных производств, привлечение в страну стратегических инвесторов маловероятны. Угроза потерять 20-25% существующих рабочих мест в среднесрочной перспективе при изменении внешней конъюнктуры остается высокой.

ЗДОРОВЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ ЗА СОБСТВЕННЫЙ СЧЕТ

Концепция ценообразования в этом плане противоречит концепции развития экспорта, предполагающей интеграцию Беларуси в ТНК. При таком подходе к ценам нам очень трудно будет вступить в ВТО и конкурировать с более либеральными странами. Правительство обещает продолжение регулирования т.н. естественных монополий, цен на лекарства, транспорт и ЖКУ. Сохранится перекрестное и бюджетное субсидирование через систему ценообразования. Ставится задача доведения «уровня возмещения затрат населением за оказанные услуги до 100% и соответственно ликвидации субсидий» до 2015г.

Власти обещают гармонизацию «ценовой политики в Беларуси и России» в отношении транспортных услуг и топливно-энергетических ресурсов, а также «уточнение перечня продукции (товаров, услуг), подлежащей государственному ценовому регулированию на внутренних рынках РБ и РФ». Эти политические декларации лишены экономического смысла. Почему мы должны гармонизировать цены с российским, а не с мировым рынком?

РФ давно работает в режиме свободных цен на большинство товаров и услуг. А у нас Совмин говорит об «установлении единых цен на нефтепродукты, вырабатываемые из нефти, добываемой в республике и импортируемой». Никакой ценовой конкуренции не допускается, закрепляется монополия избранных импортеров.

В концепции декларируется необходимость снижения налоговой нагрузки и упрощения системы налогообложения. Повторяется тезис об «унификации налогового законодательства с РФ», как будто это идеал. На практике налоговая нагрузка в 50-52% ВВП ставит наше государство на одно из первых мест в мире по степени крохоборства. Власти говорят об инфляционном давлении налогов, не понимая, что единственным источником инфляции является мягкая монетарная политика Нацбанка.

Новая концепция ценообразования является отражением идей, которые доминируют в руководстве страны. За последние 20 лет они практически не претерпели изменений. Такой вот здоровый консерватизм за счет собственного кармана.
Добавить комментарий
Проверочный код