Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№32 (500) 15 августа 2005 г. Экономика

ПРОЩЕНОЕ ПОЛУГОДИЕ

15.08.2005
Сергей ЖБАНОВ

Судя по скорости, с которой российское правительство представило концепцию упрощенного декларирования доходов физлиц в первом полугодии 2006г., можно предположить, что дела с инвестиционным климатом в России обстоят значительно хуже, чем в Беларуси.

Цели амнистии капитала ясны: привлечь из-за рубежа дополнительные средства в экономику, пополнить доходную часть бюджета и улучшить инвестиционный климат путем восстановления доверия бизнеса к власти. И белорусская экономика, испытывающая хроническую нехватку иностранных инвестиций, как нельзя лучше подходит для проведения подобной акции.

Нацбанк еще год назад объявил, что разрабатывает документ, который предложит юридическим и физлицам легализовать деньги, заработанные с уклонением от уплаты налогов, сборов, пошлин и таможенных платежей. А со слов тогдашнего зампреда правления Нацбанка Сергея Дубкова, известна даже ориентировочная сумма, в которую вылилось бы массовое отпущение финансовых грехов: «Если мы получим даже $1 млрд. в экономику страны, это будет хорошо. Да и граждане вздохнут спокойно, снимут груз с души».

Но право исповедаться первыми представилось гражданам России, бюджетный профицит которой измеряется в миллиардах звонкой американской монеты. Амнистия капитала - один из немногих реальных шансов действующего правительства РФ ускорить темпы роста экономики и удвоения ВВП. Россияне очень надеются вместе с деньгами из оффшоров привлечь и бизнес-проекты, развивающие гражданские отрасли экономики на базе современных технологий. Надежды эти имеют право на жизнь, но насколько они соответствуют планам потенциальных инвесторов?

Обычно деньги, безмятежно (т.е. без уплаты каких бы то ни было налогов) ночующие в оффшорах, не испытывают ностальгии по Родине. Но отдохнувший за границей капитал может согласиться на переезд. Во-первых, ради ошеломительной прибыли в условиях очень благоприятного инвестиционного климата. Во-вторых, чтобы осесть в недвижимости (при наличии высоких правовых гарантий безопасности), а не для работы в реальном секторе. Об этом свидетельствует опыт Италии, привлекшей в ходе амнистии капитала $55 млрд. и испытавшей вместо прилива инвестиций взлет инфляции и цен на real estate, т.е. недвижимость.

Поэтому попытки провести подобные акции можно отнести к категории отчаянных - тем более, когда российская экономика безнадежно проигрывает борьбу с набирающей силу инфляцией. А налоговая амнистия, намеченная на I полугодие 2006г., может лишь придать ускорение процессу обесценивания рубля при отсутствии нормальных механизмов инвестирования.

Впрочем, возможно, все тревоги напрасны. В неудачно организованной амнистии капитала есть очевидный плюс - она не способна ускорить ни инфляцию, ни производство ВВП. О каком-то определенном ожидаемом результате от намечаемой легализации доходов российское правительство пока не заикается и цифр не называет.

Предложенные условия легализации дохода физлиц таковы, что даже министр финансов Алексей Кудрин, один из авторов проекта, определил предпринимаемую акцию как «что-то вроде амнистии». Зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров выразился более отчетливо и конкретно: «На таких условиях вернуть деньги в страну может только сумасшедший».

Согласно законопроекту, гражданам предоставляется возможность декларировать доходы, полученные до 1 января 2005г., в упрощенном порядке при выполнении двух условий - уплаты сбора в размере 13% и размещения денежных средств в российских банках. Именно высокая планка установленного сбора, равного ставке подоходного налога, позволяет с большой натяжкой назвать намеченное мероприятие амнистией капитала.

Пожадничав, государство может не добиться поставленных целей. Бельгия в прошлом году вместо планируемых 850 млн. евро получила только 300 млн., установив для граждан, желающих амнистировать капитал, ставку в диапазоне 6-9%. Казахстану, вообще отказавшемуся от входного налога, удалось добиться большего - привлечь $500 млн. Успех итальянской амнистии также объясняют низкой ставкой в 2,5%. В российском правительстве уже раздаются голоса, призывающие не только снизить ставку до 7%, но и распространить амнистию на недвижимость, увеличив срок упрощенного декларирования до 1 года.

Амнистия капитала по любой ставке входного сбора не освобождает граждан от уголовной ответственности. Условия российского «прощеного полугодия» не согласованы с прокуратурой, и поэтому под предложенный вариант амнистии не попадают даже граждане, получающие зарплату в конвертах и, следовательно, содействующие укрывательству предприятия от уплаты налогов. Не коснется легализация капитала и лиц, замеченных в наркоторговле или проституции. Грозно предупредив, что «от этих преступлений налоговое лицо не освобождается», Кудрин невольно смешал уголовщину с административными правонарушениями.

Глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко тоже не упустил возможности развеселить публику. Министр тонко подметил, что «разумные граждане деньги уже вложили, проинвестировали, в т.ч. и в недвижимость, в те или иные активы». После этого премьеру Фрадкову ничего не оставалось, как развить мысль, предположив, что надо бы поощрить граждан, создав им комфортные условия для явки с повинной: «Самые неразумные могут честными оказаться». Но Алексей Кудрин вовремя вспомнил, что клин клином вышибают, и предупредил: «Те, кто пропустил эту возможность легализоваться, пусть потом не ропщут, если ими вплотную займутся налоговые органы или даже представители прокуратуры».

В российском правительстве очень надеются на удачу в операции по легализации доходов и даже решили поделиться дополнительным подоходным налогом с местными и региональными бюджетами. А в перспективе отлаженную схему амнистии, проводимой под неусыпным контролем финансовой разведки, собираются распространить и на другие виды налогов, постепенно вовлекая в проект как мелкие предприятия, так и крупные корпорации.

Некоторые крупные российские бизнесмены, не лишенные чувства юмора, сделали смелое предположение: капитал, который можно легализовать на условиях Минфина, имеется только у чиновников. На это обратил внимание гендиректор аэропорта «Шереметьево» Сергей Недорослев, а совладелец «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили твердо заверил Минфин в том, что если чиновники «переведут капиталы в Россию, то в эту идею поверим и мы».

В Беларуси не стали заигрывать с коррумпированными госслужащими. Вместо закона о легализации незаконно нажитых доходов депутаты ПП НС рассматривают законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы РБ по вопросам декларирования доходов и имущества», предусматривающий обязательное ежегодное декларирование доходов и имущества для всех госслужащих, руководителей госорганизаций и их близких родственников. Под действие разрабатываемого закона могут попасть и руководители сельхозпредприятий, получающих материальную господдержку и дотации.

Молодое белорусское государство сначала организует динамический учет имущества и доходов госслужащих, а потом определит, что объявить коррупционерам: амнистию или ультиматум.
Добавить комментарий
Проверочный код