Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Профессиональный подход к делу! Посмотрите услуги и команда адвокатов
gorurdep.ru
№30 (498) 01 августа 2005 г. Тема недели

ВОЙНА ВОЙНОЙ, А ОБЕД ПО РАСПИСАНИЮ

01.08.2005
Сергей ЖБАНОВ

Похоже, из разгоревшейся дипломатической польско-белорусской войны не стоит делать апокалиптических выводов, поскольку правительство Польши, защищая себя, надежно отстаивает и белорусские экономические интересы. На это прямо указывает последовательная позиция польского руководства, готового бороться с любым намеком на ущемление польских (а заодно и белорусских) транзитных интересов со стороны российского «Газпрома».

Польша уже не раз выступала против западных экономических санкций, угрожавших режиму Александра Лукашенко. Польское правительство сильно выручило Беларусь, резко отреагировав на газовую атаку, предпринятую «Газпромом» зимой 2004г. Тогда Польша не только возмутилась действиями «Газпрома», но и потребовала материальную компенсацию за понесенный ущерб.

Столь жесткая реакция незаслуженно пострадавшей Польши заставила газовый концерн впредь отказаться от подобных методов воздействия на белорусские власти и вынудила его форсировать планы по строительству альтернативного газопровода. В общем, в той истории Польша явно была на стороне Беларуси, пусть даже не отвечающей европейским стандартам демократии, и отказалась войти в трудное положение российского «Газпрома».

Прошло немного времени. И вот немецкая газета Berliner Zeitung рассказала о новом эпизоде, который дает основание рассматривать Польшу как самого надежного защитника белорусских экономических интересов, хотя прямо об этом в статье под названием «В обход Польши» не говорится.

Этой весной на Ганноверской промышленной ярмарке председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру удалось подписать соглашение с главой фирмы BASF Юргеном Хамбрехтом о строительстве Североевропейского газопровода (СЕГ) в течение 2005-10гг. Намерение двух экономических гигантов проложить газопровод длиною более 1000 км из России в Германию, минуя Польшу, канцлер Герхард Шрёдер оценил как «исторический момент».

Как выяснилось позже, на этот счет в Польше существует несколько иное мнение. Польский еженедельник Wprost, судя по коллажу на обложке, охарактеризовал подписанный протокол о намерениях как «Пакт Путина-Шрёдера» и «Газовое окружение Польши». А другая польская газета даже вспомнила о пакте Молотова-Риббентропа, которым Польша была разделена между Германией и СССР.

Однако, подписывая соглашение, и «Газпром», и BASF меньше всего хотели обидеть Польшу. Цель строительства СЕГ четко сформулирована на сайте российского газового концерна, где отмечается, что отличительной особенностью СЕГ «является отсутствие на его пути транзитных государств» и что при стоимости проекта более, чем $5 млрд., газопровод «снижает страновые риски».

С последним обстоятельством была вынуждена согласиться и Германия, которая постоянно увеличивает свое влияние в России и является ее крупнейшим кредитором и иностранным инвестором. Двусторонние отношения между Россией и Германией, как в политическом, так и в экономическом плане, никогда не были лучше, чем сегодня. Германия, бедная сырьем, все более одержима болезненной страстью к российским энергоносителям. Уже сегодня Россия - главный их поставщик. Более трети импортируемой нефти приходит в Германию из России. Почти 40% импорта природного газа поступили в 2004г. с российских месторождений. А скоро в Германию по дну Балтийского моря газа пойдет еще больше.

Зато для Польши все возрастающая зависимость от российских энергоносителей является проблемой. К этому нужно выработать стратегический подход, считает эксперт по энергетической политике Варшавского центра восточных исследований Агата Лоскот: «Следует расширить источники поставок, например, за счет Каспийского региона». Кроме того, можно создать противовес за счет усиления позиций Польши как транзитной страны, через которую энергоносители поступают на Запад. Ведь прекращение поставок газа коснется не только Польши, но и получателей, которые находятся западнее, считает Лоскот. И именно эта стратегия транзита будет перечеркнута новым трубопроводом.

Ян Рокита, который после осенних парламентских выборов, возможно, станет новым премьером Польши, оценивает положение следующим образом: «Энергетическая политика немецкого федерального канцлера не соответствует польским интересам. Верные и лояльные партнеры так себя не ведут». От нового правительства канцлера Ангелы Меркель Рокита ожидает, что оно расстанется с планами строительства немецко-российского трубопровода по дну Балтийского моря.

Стоить заметить, что на принципиальной позиции Рокиты никак не сказалась возможность сооружения газоотвода от СЕГ в сторону Польши. Во всяком случае, в указанной статье ничего не говорится о существовании подобного варианта строительства, хотя в «Газпроме» его не исключали с самого начала разработки проекта.

В случае строительства газоотвода страдали бы уже не интересы Польши, а скорее стоило бы говорить о возможной упущенной выгоде Беларуси. При этом варианте строительства СЕГ стало бы очевидно, от какого рода страновых транзитных рисков хочет избавиться «Газпром».

Как разрешится ситуация, еще неясно, но уже сегодня, в самый разгар дипломатической войны, можно смело утверждать, что, защищая свои транзитные интересы, Польша надежно прикрывает и Беларусь.

Складывается впечатление (возможно, ошибочное), что потенциальный премьер-министр Польши - скорее республиканец, нежели демократ, поскольку готов драться за геополитические интересы родины, позабыв о том, что сегодня у Европы явный дефицит экономических рычагов воздействия на «последнюю диктатуру в Европе». И если Германия прислушается к Польше, отказавшись от строительства СЕГ, то более весомых аргументов для внедрения демократических стандартов в Беларуси у Европы в обозримом будущем не появится.

Это классический случай, когда никакая война за демократию не может заставить политиков забыть о горячем обеде, подаваемом согласно расписанию.
Добавить комментарий
Проверочный код