Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№30 (498) 01 августа 2005 г. Радости жизни

КОНЧИЛИ НА ВЫСОКОЙ НОТЕ

01.08.2005
Дмитрий ДОНСКОЙ

Нынешний театральный сезон отличился: большинство критиков в один голос объявили его едва ли не самым насыщенным и интересным за последние десять лет. Вероятно, они правы. Сезон действительно прошел на высокой ноте. Наконец-то у него появилась новая, неизвестная доселе для белорусского театра характеристика: напряженность.

КОНФУЗ СЕЗОНА

Никогда еще в новейшей белорусской истории театры не подвергались такой жестокой и массированной атаке. Предмет - авторские права. Первый удар совершенно неожиданно был нанесен из Европы: крупнейший театральный форум - Европейские Неформальные театральные встречи, собравший в Белграде около тысячи топ-менеджеров и светил мирового театра, обрушился на отечественный Минкульт с требованиями самого недвусмысленного характера.

То, что в сфере авторских прав на иностранные пьесы в Беларуси творится беспредел, ни для кого не секрет. Но этот беспредел был всегда, к нему привыкли, приспособились. От Мозыря и Бобруйска до театров, имеющих статус Национальных, на постановки иностранных пьес разрешения не спрашивали, нарушая закон об авторских правах и Бернскую конвенцию. Минкульт постановки по «краденым» пьесам финансировал. Поэтому когда из Европы пришло официальное письмо, подписанное сорока известными европейскими театральными деятелями, министерство сначала сделало вид, что его не получало, а потом признало, что письмо получило, но не отреагировало.

После этого ни чиновникам, ни театрам не давали расслабиться: то американцы за своих авторов вступятся, то шведы да канадцы пьесы запретят, а там и белорусские авторы более тщательно начали подходить к защите своих прав.

ПОСТАНОВКИ СЕЗОНА

В сезоне 2004-05гг. произошло вертикальное разделение белорусского театрального искусства. Все три лучших спектакля сезона родились на разных, не поддающихся сравнению уровнях театрального искусства. Образование этих уровней - и есть одно из главных завоеваний сезона.

«Земляничная поляна» Ингмара Бергмана в Национальном театре им. Горького - лучший спектакль в гостеатре. Этот бенефис Ростислава Янковского в постановке Аркадия Каца стал лебединой песней нынешнего белорусского театра. Поколение Янковского, Каца, Луценко безвозвратно уходит в прошлое: спектакль был запрещен Бергманом, но продолжает нелегально доживать свою жизнь в репертуаре.

Современный художественный театр Владимира Ушакова - первый частный театр, созданный по офф-бродвейскому принципу. Путем сложных договоренностей с УД президента Ушаков создал стационарный частный театр на базе малого зала КЗ «Минск», пригласил молодых амбициозных режиссеров Екатерину Огородникову, Михаила Лашицкого и талантливых актеров. Так была создана лучшая комедия сезона «Двенадцатая ночь» по мотивам Шекспира. Спектакль уходит от примитивного психологического театра: актеры не играют, а разыгрывают пьесу. То, что в Европе известно со времен Альфреда Жарри (рубеж XIX-XX вв.), в Беларуси показалось новинкой.

Театр в Беларуси аполитичен и асоциален, не замечает, в какой стране живет, в какое время, какими проблемами озабочены люди. Актуальный театр - для нашего государства явление уникальное. Спектакль «Психоз 4.48», поставленный Владимиром Щербанем по пьесе Сары Кейн, - революция в белорусском театральном сознании. Спектакль одним ударом уничтожил почти все белорусские театральные клише. Это современный взгляд на современного человека. «Психоз 4.48» немедленно стал самым модным театральным событием сезона: билетов в продаже нет, попасть на него можно только по спецзаписи. Такого в Минске не было никогда.

НАДЕЖДА СЕЗОНА

Самой забитой, бесправной и неуважаемой профессией в белорусском театре были драматурги. Еще в СССР вся мощь государства сосредотачивалась на поддержке одного-двух «правильных» драматургов от каждой республики, а остальных просто не существовало. Проект «Свободный театр» стал первой серьезной попыткой создать работоспособную инфраструктуру для всех белорусских драматургов.

КАРЬЕРА СЕЗОНА

Несколько месяцев белорусский театральный мир ждал разрешения главной кадровой интриги сезона - назначения директора Национального театра им. Янки Купалы. Геннадий Давыдько одержал элегантную победу на выборах и стал депутатом ПП НС. О том, что директором станет актер Николай Кириченко, стало известно задолго до официального объявления. Но Николай Михайлович старательно пытался делать вид, что он не понимает о чем речь.

За короткий срок нахождения Кириченко у власти наметились два коренных изменения по сравнению с временами Давыдько. Давыдько всегда понимал, что внимание прессы и критика - естественная составляющая работы директора главного театра страны, а Кириченко оказался к публичному вниманию не готов. Терпимость к критике помогла Давыдько остаться любимцем СМИ и сделать феноменальную карьеру.

МИНКУЛЬТ СЕЗОНА

В этом сезоне Минкульт не пнул только ленивый. Под огонь критики попали и кадровые решения, и ситуация с авторскими правами, и круглый стол, на который не пришел замминистра Владимир Рылатко, и цензура.

В конце сезона хочется позитива. В министерстве осведомлены о проблемах отечественной культуры, но решение этих проблем натыкается на необходимость реформ, отсутствие денег, госидеологию, приказы сверху, а зачастую и на дремучесть самих театральных мэтров, большинство из которых люди пожилые и, мягко говоря, старомодные.

Первым положительным сигналом стало совещание Владимира Рылатко с руководством театров по разъяснению Бернской конвенции и закона об авторском праве. Еще одна важная инициатива Минкульта - введение грантов для режиссеров, желающих ставить белорусские пьесы. Грант предполагает комплексное финансирование постановки вне зависимости от театра и выделяется под конкретный проект.

Оптимизм внушает и решение коллегии Минкульта провести мониторинги репертуаров театров, чтобы выяснить, каков в них процент белорусских пьес. Подтвердив, что белорусских пьес в репертуарах постыдно мало, Минкульт уже в следующем сезоне собирается серьезно взяться за их белоруссизацию. Хочется пожелать, чтобы в этом начинании министерство руководствовалось критерием качества текста, а не лояльности автора.
Добавить комментарий
Проверочный код