Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№28 (496) 18 июля 2005 г. Визави

СМИРЕННОЕ АВТОКЛАДБИЩЕ ждёт новых пошлин

18.07.2005
Елена АНКУДО

Все больше граждан в последнее время приходит на авторынки, пытаясь найти приличную машину. Скопление народа отмечено и на таможне, особенно у окошка по регистрации ввозимых в Беларусь автомобилей. Ничего удивительного: в стране решается судьба президентского указа, предусматривающего повышение таможенных пошлин на ввозимые импортные автомобили. Проект уже был подготовлен, однако по решению президента отправлен на доработку, т.к. «предусматривал меры половинчатого характера». Интересы юрлиц, торгующих импортными автомобилями, защищались. Частники же, напротив, могли оказаться в менее выгодном, чем сегодня, положении. Как урегулировать отношения на автомобильном рынке Беларуси? Что станет с ценами после принятия указа? И как долго страну будут называть «кладбищем автомобилей»? Об этом корреспондент «Белорусской газеты» беседовала с региональным управляющим в Беларуси международного автомобильного холдинга «Атлант-М» Сергеем САМОЙЛО и директором и учредителем предприятия «Авто-траффик», занимающегося международными перевозками, Александром ПОДОЛЯКОМ.

Александр ПОДОЛЯК: «ЗАЯВЛЕНИЯ ДИЛЕРОВ БАЗИРУЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ИХ СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ»

- В сфере международных перевозок я занят более 10 лет, ввожу в страну легковые автомобили. Сперва работал в штате частной фирмы, затем открыл свою. Насколько значителен объем работы - судите сами: три автовоза, перевозящие по восемь-девять автомобилей, делают двенадцать рейсов в месяц, перевозя в год около тысячи автомобилей. География перевозок - страны ЕС. В основном вожу автомобили из Германии, они качественные.

На немецких машинах можно смело ездить, зная только, где находится бензобак. В Бельгии, Голландии, Франции машины дешевле, но у них нет такого товарного вида, а пробег - куда больше. Особое внимание покупатели обращают на возраст машины, он не должен превышать 10 лет, иначе возрастет таможенная пошлина: у машин от 3 до 10 лет пошлина 0,35 евро, старше 10 лет - 0,6 евро, старше 14 - 2 евро за один кубик. Машины старше 10 лет выгоднее приобретать на нашем рынке: они дешевле. Покупатели с ограниченными средствами делают покупку в нашей стране. Благодаря Интернету работа на авторынке намного упростилась: многие приобретают машины, не выходя из дома, оплачивают ее банковским или почтовым переводом и обращаются к перевозчикам, чтобы доставить автомобиль в страну.

Но не все разбираются в автомобилях, знают иностранный язык, умеют договариваться с продавцами, поэтому нуждаются в помощи специалистов. Благосостояние населения растет, требуется еще больше машин.

- Представители официальных дилеров называют отечественный автомобильный рынок стихийным и неконтролируемым, утверждая, что он превращается в «кладбище автомобилей». Вы согласны?

- Нет, рынок сам себя контролирует. Мало кто купит машину, не посоветовавшись со специалистами. Некачественная машина не продается. Физлица вынуждены работать в тени из-за несовершенного законодательства. Когда тебя хотят ободрать пошлинами, а затем и налогами, никто не высовывается. Многим проще дать объявление в газету, получить клиента, он приведет знакомого - и цепочка потянется.

У трех-пятилетнего автомобиля из Германии отличное качество: его обслуживали на хорошем оборудовании, ставили оригинальные запчасти. Не многие могут позволить себе ездить на относительно новых Mercedes или Аudi, поэтому люди обращают внимание на модели постарше. Исключить возможность превращения страны в автомобильное кладбище может ограничение таможенных пошлин по годам, хотя это больно ударит по небогатым покупателям. Но машины старше 10 лет и так никто не гоняет, за исключением разве что Mercedes. Поэтому смелое заявление дилеров базируется на необходимости соблюсти исключительно свои собственные интересы - торговать новыми машинами. А для машин они продают запчасти - это хороший бизнес.

Меня не удивляет, что представители крупных автомобильных компаний говорят о необходимости повышения таможенной пошлины для физлиц. Но дилеры и сами поставлены в сложную ситуацию - они должны платить и пошлины, и налоги. Это невыгодно, поэтому ситуацию пытаются изменить любыми способами. На мой взгляд, законопроекты проталкиваются именно дилерами, которых наше законодательство ставит в сложные условия.

Недавно финансовая милиция возбудила уголовное дело в отношении сотрудников предприятия «Автодинамо». Их обвинили в том, что, действуя по предварительному сговору с другими сотрудниками, они неоднократно осуществляли незаконный ввоз на территорию Беларуси автомобилей и проводили их таможенное оформление с уплатой пошлин по единой ставке на физлиц, которые не являлись покупателями.

- Указ о повышении таможенных пошлин отложен. Вас это устраивает?

- Вполне. Если в нашей стране не производят автомобили, зачем платить пошлину за товар, который не производится в РБ? Заботы чиновников об увеличении доходных статей могут нанести ущерб государству. В сфере международных грузоперевозок, например, приняты такие жесткие ограничения, что это направление, которым ранее славилась Беларусь, погибает. Таможня требует пошлину в 50% от стоимости автовоза, который ввозится в страну. Пошлина за девятилетний автовоз стоимостью 35 тыс. евро составит 17 тыс. евро. Это слишком дорого, ведь в машину надо постоянно вкладывать деньги, чтобы она соответствовала международным стандартам. Я не могу обновить автопарк, пригласить новых сотрудников. Предприятие не расширяется, а государство не получает налоги. А кто-то решает проблему иным способом - только за первую половину года республику покинуло значительное количество техники, поставив белорусских международных перевозчиков на колени.

-Как изменился авторынок в ожидании принятия указа?

- Он отреагировал резким увеличением числа желающих купить машину. При том, что пошлины могли подняться незначительно, ажиотаж был раздут очень большой. На таможне сегодня стоят автовозы, контейнеры. Таможенники не успевают их оформлять - растаможка автомобиля длится неделями. Чтобы растаможить контейнер, требуется гораздо больше времени из-за сложностей оформления сопровождающей документации. Так и создаются очереди. Тенденция эта наметилась в апреле, спад все не наступает. А осенью начнется новая волна: продав сельхозпродукцию, жители села захотят вложить деньги в автомобиль.

- Что могло бы улучшить положение продавцов и покупателей?

- Прежде всего, уменьшение таможенных пошлин для юрлиц. Для физлиц их можно оставить на прежнем уровне. Хотелось бы снизить таможенную пошлину и не делать ее размер зависимым от того, кем является участник рынка. Какая разница: частное лицо ввозит автомобиль или фирма? У фирмы больше объем работы и, соответственно, доход. Но это учитывается в налогах, которые она платит государству. Зачем ее заставлять отдавать излишне большие деньги таможне? Частники пытаются скрыть доходы, дабы уйти от уплаты налогов, не всегда регистрируются. Если в течение года ты ввозишь в страну второй автомобиль, пошлина на него вырастает до 2 евро за кубик.

Работать официально - дорого, а порой и небезопасно. Некоторое время назад мой друг зарегистрировался предпринимателем и начал гонять машины из Литвы. Таможенники и налоговые инспекторы, с которыми он консультировался, говорили, что все идет правильно. Но недавно таможня заставила его доплатить в бюджет недоплаченную, на ее взгляд, пошлину задним числом. Почему его не остановили раньше - на втором, третьем автомобиле, а дождались, пока партия многократно возросла? В результате другу дали два года исправительно-трудовых работ.

Таможенное и налоговое законодательства у нас не согласованы, предприниматель не может работать по простой схеме. Хочется уплатить все налоги в одно окошко, а ему предлагают много разных мест, в которые трудно пробиться.

СПРАВКА «БГ». Александр Подоляк родился в Минске в 1969г. После окончания в 1993г. факультета конструирования технологии радиоаппаратуры МРТИ занялся бизнесом. В 2001г. учредил ЧУП «Авто-траффик». Женат, воспитывает сына и дочь.

Сергей САМОЙЛО: «УКАЗ ПРИВЕДЕТ К ЦИВИЛИЗОВАННОМУ РЫНКУ»

- Чего ждут дилеры от нового указа о таможенных пошлинах на ввозимые в республику автомобили?


- Прежде всего урегулирования ситуации на автомобильном рынке. Мы солидарны с предложением ГТК о снижении таможенной пошлины для юридических лиц и незначительном повышении для физических. В этом случае ожидается снижение налогового и таможенного бремени, что сразу же почувствует простой потребитель. Автодилеры предложат населению полный комплекс услуг, что уже давно есть в России и странах Балтии: техобслуживание, продажа машин. Ныне юрлица в отличие от частников не располагают большими возможностями работы по реализации машин. Надеемся, в будущем ситуация изменится и покупатель не захочет тратить деньги на автотуры: весь комплекс услуг он получит в нашей стране. Появление указа приведет к цивилизованному рынку, как в развитых странах.

- Каковы признаки цивилизованного авторынка?

- Прежде всего, это ответственность продавца за оказанную услугу. Приобретая машину на вторичном рынке, покупатель должен быть застрахован от возможных неожиданностей. Поэтому продажа старой техники должна осуществляться через комиссионный магазин. Цивилизованный рынок - это еще и одинаковые пошлины на любую машину, как это сделано в Германии.

- Говоря о белорусском рынке, многие дилеры называют его стихийным и неорганизованным. Согласны?

- Думаю, да. Главная причина неорганизованности - участие в перепродаже автомобилей большого количества частных лиц. К услугам частников прибегают многие, не понимая, что, если товар окажется некачественным, проблема полностью ложится на плечи покупателя. Авторынок трудно назвать контролируемым. Ежедневно регистрацию проходит большое количество транспортных средств. Раньше Беларусь была перевалочной базой для России и Украины, а сегодня здесь остается практически все, в т.ч. машины с большим пробегом и возможностью в любой момент выйти из строя.

- Покупая машину, потребитель может пригласить специалиста, поставить машину на станцию техобслуживания для тестирования. Почему, обладая столь широкими возможностями, мы все еще рискуем купить некачественный товар?

- Объяснений много. Одно из них - затраты на тестирование машины. Покупая недорогой автомобиль, человек пытается сэкономить на всем, полагается на свое мнение, приглашает друзей, за советы которых не надо платить, забывая при этом, что старые машины нуждаются в серьезном осмотре. Технология 60-70гг. минувшего столетия давно устарела и не используется в Европе. Соответственно, для тестирования потребуется специализированное оборудование. Выявить на слух многие неисправности невозможно. Продавая машину, человек хочет заработать: продавцы умеют делать свою работу, мастерски скрывая всевозможные недостатки. Если судить по отзывам моих друзей, которые обращаются за помощью, попасть впросак, купив машину на рынке, можно довольно часто.

- Насколько велика разница между размером таможенной пошлины у юридических и физических лиц?

- Свыше 30%. Все зависит от объема двигателя и стоимости автомобиля.

- Частные продавцы составляют дилерам серьезную конкуренцию?

- Сегодня мы практически не работаем, поскольку физлица заняли нашу нишу. Поэтому основное занятие дилеров - обслуживание автомобилей, а не их продажа. Количество продаваемых машин крайне невелико, ведь купить новую за границей можно на 30% дешевле. Партнеры понимают наше положение и снижают цены, но чтобы покрыть расходы на таможенную пошлину, акциз и НДС, этого недостаточно. Себе в убыток никто не продает, поэтому считайте, что мы стоим. Надеемся, что указ будет доработан и принят, и возлагаем на будущее большие надежды. Указ систематизирует рынок и разъяснит продавцу - физлицу, что он должен нести ответственность за состояние автомобиля.

- В последнее время в стране появилось много новых и интересных автомобильных марок. Почему же дилеры называют страну «кладбищем автомобилей»?

- По статистике ГАИ, средний срок службы автомобилей превышает 10 лет. В любой европейской стране этот показатель составляет 7 лет. Граждане пользуются старыми машинами, которые часто ломаются. В результате рискуют пешеходы, пассажиры, сами водители.

- Каково соотношение новых и старых машин в Беларуси?

- Количество машин в нашей стране увеличивается в среднем на 100 тыс. в год. Около 4 тыс. из них - новые. На Украине - 60 тыс. в год, в Польше - 175 тыс.

- Не хватает денег на новые автомобили?

- Скорее, автомобильному рынку необходимо развитие. Кредитная система послужила стимулом к покупке именно новой машины, но вмешались иные факторы. Благоприятно повлиять на покупательскую способность сможет указ, который снизит и выровняет таможенную пошлину, а также развитие лизинговой системы.

Рынок может повернуться в сторону торговли через комиссионные магазины на дилерских предприятиях либо других организациях. Для покупателя машину продиагностируют, назовут все неисправности, а при продаже предоставят гарантию от 3 до 6 месяцев, как это принято в Германии. Покупка по объявлениям сразу же станет невыгодной.

СПРАВКА «БГ». Сергей Самойло родился в Гродно в 1967г. Работал слесарем 2-го разряда в Гродненском автобусном парке. В 1993г. окончил автотракторный факультет Белорусской политехнической академии по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство». Работал инженером-механиком в брокерском доме «Атлант-М». С 2005г. - региональный управляющий в РБ международного автомобильного холдинга «Атлант-М». Женат, воспитывает троих детей.
Добавить комментарий
Проверочный код