Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№28 (496) 18 июля 2005 г. Тема недели

БАЗАР ДЛЯ ЭФИРА - ЭФИР ДЛЯ БАЗАРА. без разницы

18.07.2005
Янка ГРЫЛЬ

15 июля, пока президент РБ под возгласы зрителей «Славянского базара», одни из которых вставали, а другие, потеряв от прилива гражданских чувств способность к передвижению, аплодировали сидя, шествовал к сцене, все мы могли оценить значение этого международного культурного форума. У каждой страны должен быть свой Букингемский дворец (ул. К.Маркса, 38) и свой Тауэр (СИЗО на ул. Володарского), а когда появляется еще и культурное мероприятие вселенского масштаба, страну смело можно причислять к великим.

Александр Лукашенко и отдел подготовки его публичных выступлений в приветственной речи слегка поскромничали: «Наш фестиваль перерос свое название - он становится фактором не только славянской, но и мировой культуры: сюда, как к чистому роднику, источнику высокой духовности, с надеждой обращены взоры наших братьев-славян и наших друзей, народов, которые не желают раствориться в море глобализации». Спичрайтеры зачем-то назвали Витебск «седовласым» (по цвету волос отцов города?) и переименовали путь из варяг в греки в «пути из Византии в Скандинавию» на случай, если возникнет идея реконструировать его, как Августовский канал, ради стимулирования въездного туризма. Про дружбу, духовность и 60-летие Победы было сказано тоже немало. Временами просто казалось, что президент пел. Дальнейшее шоу со звоном московских колоколов, боевыми знаменами, белыми танцорами с кумачом и прочими славянскими чудесами умилило еще больше.

Для Беларуси очередной «Базар», как отметил президент, и впрямь станет «культурным событием мирового уровня». Потому что других событий подобного рода не предвидится. На вполне валентном для СНГ уровне фестиваль в период уборки хлебов обеспечивает электорат зрелищами. Не нравится? Есть Байрейт или Вудсток.

К тому же, «Славянский базар» обеспечивает отечественные телеканалы более-менее конкурентоспособным продуктом на год вперед. Он расходится на цитаты, врезки и вырезки, монтажные стыки и концертные программы. Именно «Базар» - тот стержень, вокруг которого судьба закрутила отечественную телеиндустрию вместе с лоскутками шоу-биза. Более того, каждый очередной фестиваль - хороший мониторинг медийного пространства РБ и царящего в нем идеологического безвременья. Это единственный «Базар», за который способны ответить ТВ и радио.

ФАЛЬСТАРТ СЕЗОНА

Многие поклонники отечественного ТВ ожидали открытия нового телесезона 1 июня, как обещал президент, справедливо отметивший еще в феврале: «Мы должны увидеть новое телевидение, новые лица, новые программы. Планку надо выше поднимать». Телевизионщики вяло возражали: дескать, во всем мире телесезон открывают ближе к осени. Нельзя не поддержать главу государства, настоявшего на своей точке зрения: это у них летом Канары, а у нас День Независимости, уборка урожая и «Славянский базар».

Телеканалы решили все поручения президента выполнить, но сезон не открывать. Не нужно видеть в этом акта саботажа: подобного ответственные лица просто не допустили бы. Вместо открытия телесезона точно по календарю ТВ скромно и без помпы отрапортовало о судьбоносных подвижках в вещании.

Президент хотел больше аналитики, аграрной проблематики, директивы N1, ярких личностей. И вот пятничный вечер на БТ: 21.00 - «Панорама», 21.45 - «Постскриптум», 21.55 - «Общественная безопасность», 22.10 - «Портреты современников», 22.20 - «Гаспадар». Больше собственного программного продукта? И вот уже на «России» множатся «Эксперты» от СТВ, а граждане недоуменно вопрошают в письмах в СМИ, почему «с 20 до 22 часов показывают фильмы под непонятным значком в правом верхнем углу экрана».

Больше всего от аграрно-аналитической чехарды домашнего разлива страдает Первый Национальный, откатывающийся по рейтингам ко временам раннего Рыбакова - 8-10%. А ведь в лучшие времена вытягивал, как гужевая лошадь, 15-20%. Если главный госканал настолько интересен зрителю, как государству удастся просветить, окрылить и наставить электорат на фоне запланированных на 2006г. изменений от хорошего к еще лучшему? Наивно искать истоки проблемы в области рационального. Без песни тут не разобраться. И на выручку приходит «Славянский базар» - утром, днем и вечером.

ЕДИНОЕ ИНФЕКЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Между тем вещатели из братских славянских государств без всяких базаров стремительно утрачивают позиции на наших телечастотах. Российские каналы и право на их ретрансляцию делили давно и активно, но лишь год назад экс-посол России Александр Блохин признал: «На 70% сократилось вещание российских телеканалов в Беларуси за последние два года».

Президент телекомпании «ТВЦ-Москва» Олег Попцов наглядно продемонстрировал, что нужно сделать, чтобы отсчет процентов пошел в обратном направлении. Стоило выйти в эфир лирико-эпическому диалогу двух президентов - РБ и ТВЦ, как сразу выяснилось: наш-то покруче ихнего, тэвэцентрального. 15 июля появились сообщения о том, что отечественный клон попцовского канала «ТВЦ-Бел» стартует в белорусском телеэфире летом 15-минутными новостными выпусками, как некогда ОНТ. Если верить Попцову, осенью, к сезону, эфир «ТВЦ-Бел» заполонят программы… правильно, о нашем сельском хозяйстве, промышленности, фольклоре и истории! По словам Попцова, в работе сценарий «документального исторического фильма… Беларусь от Беловежской пущи до наших дней» (наверняка с рабочим названием «Новейшая история-2»). В проблемно-аналитические ток-шоу российского канала отныне будут чаще приглашать белорусов, которые, как легко догадаться, не станут мазать ворота родины дегтем. Ключ к эффективной информационной экспансии Попцов подобрал верный: «Охват территории Беларуси каналом ТВЦ - 75-80%. Думаю, если нам поможет президентская администрация, добьемся охвата всей Беларуси».

Увы, никакие доброхоты с ул. К.Маркса, 38 уже не помогут украинским коллегам Попцова. По иронии судьбы, именно в украинских каналах на гребне конфликтов с российскими многие видели альтернативу последним. Но затем грянула «оранжевая революция» и ее заключительный аккорд - «Евровидение-2005». После триумфального выступления Анжелики Агурбаш белорусское кабельное ТВ освободилось от украинской обузы. К июню очищение от оранжевой чумы завершилось, и директор кабельного «Коммуникационного сервиса» Алексей Рязанцев сообщил: «Интер-плюс» и другие украинские каналы запрещены Мининформации для трансляции на территории Беларуси».

Так пошагово «единое информационное пространство» превратилось в единое инфекционное - зараженное вирусом безальтернативности и клонирования чужого продукта, призванного восполнить недостаток собственного.

ЗВЁЗДНО-БАЗАРНЫЙ МАРКЕТИНГ

Нужнее всех базарные «звезды» разной величины и яркости - от образцового белорусского мачо Бори Моисеева до Надежды Бабкиной - спутниковому ТВ. В концепции «Беларусь ТВ» среди целей и задач так и значится: «пропаганда культурно-исторических традиций и ценностей белорусского народа, лучших образцов национального культурного наследия РБ с целью их интеграции в мировую культуру». И даже «укрепление позитивного имиджа Белтелерадиокомпании на международной арене».

Сравнительно приемлемый по цене пакет «Беларусь ТВ» охотно скупается российскими и прочими соседскими региональными кабельными операторами. Рынок телеконтента растет, и мы с «Белыми Росами» или «Людьми на болоте» восточнее Орши вполне конкурентоспособны - отсюда и информация НГТРК о том, сколько телекомпаний из ближнего зарубежья уже приобрели права на ретрансляцию «Беларусь ТВ». Архивы «Беларусьфильма» неисчерпаемы, но рано или поздно и им придет конец. Чтобы продавать россиянам то, что ежедневно видим мы сами, нужны уникальные товарные предложения. Способность «Славянского базара» собрать более дюжины «звезд» и «звездюлек» за пределами Садового кольца уже является таковым.

А это тоже политика. Согласно концепции «Беларусь ТВ», 12-15% развлекательного эфира органично соседствуют с 6-10% информационно-аналитического и 11% политического вещания. Какой мордвин или чуваш не всплакнет, услышав Бабкину? Какой удмурт или коряк не проникнется уважением к интеграции, узнав, что представлявшая Россию на «Евровидении-2005» Наталья Подольская родом со «Славянобазарщины», то бишь Беларуси? В данном случае правда жизни на стороне властей: во-первых, спутник Intelsat 904 прогрессивнее проводов, припаянных к зубам дежурного связиста, во-вторых, лучше открывать каналы, чем закрывать.

Получается, что прав Александр Григорьевич: «Славянский базар» - не просто дегуманизированное западное шоу, а «состояние наших душ, веление сердец, источник стойкости духа белорусского народа» и его многострадальных электронных СМИ.
Добавить комментарий
Проверочный код