Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№28 (496) 18 июля 2005 г. Тема недели

БАЗАР ДЛЯ ЭФИРА - ЭФИР ДЛЯ БАЗАРА. без разницы

18.07.2005
Янка ГРЫЛЬ

15 июля, пока президент РБ под возгласы зрителей «Славянского базара», одни из которых вставали, а другие, потеряв от прилива гражданских чувств способность к передвижению, аплодировали сидя, шествовал к сцене, все мы могли оценить значение этого международного культурного форума. У каждой страны должен быть свой Букингемский дворец (ул. К.Маркса, 38) и свой Тауэр (СИЗО на ул. Володарского), а когда появляется еще и культурное мероприятие вселенского масштаба, страну смело можно причислять к великим.

Александр Лукашенко и отдел подготовки его публичных выступлений в приветственной речи слегка поскромничали: «Наш фестиваль перерос свое название - он становится фактором не только славянской, но и мировой культуры: сюда, как к чистому роднику, источнику высокой духовности, с надеждой обращены взоры наших братьев-славян и наших друзей, народов, которые не желают раствориться в море глобализации». Спичрайтеры зачем-то назвали Витебск «седовласым» (по цвету волос отцов города?) и переименовали путь из варяг в греки в «пути из Византии в Скандинавию» на случай, если возникнет идея реконструировать его, как Августовский канал, ради стимулирования въездного туризма. Про дружбу, духовность и 60-летие Победы было сказано тоже немало. Временами просто казалось, что президент пел. Дальнейшее шоу со звоном московских колоколов, боевыми знаменами, белыми танцорами с кумачом и прочими славянскими чудесами умилило еще больше.

Для Беларуси очередной «Базар», как отметил президент, и впрямь станет «культурным событием мирового уровня». Потому что других событий подобного рода не предвидится. На вполне валентном для СНГ уровне фестиваль в период уборки хлебов обеспечивает электорат зрелищами. Не нравится? Есть Байрейт или Вудсток.

К тому же, «Славянский базар» обеспечивает отечественные телеканалы более-менее конкурентоспособным продуктом на год вперед. Он расходится на цитаты, врезки и вырезки, монтажные стыки и концертные программы. Именно «Базар» - тот стержень, вокруг которого судьба закрутила отечественную телеиндустрию вместе с лоскутками шоу-биза. Более того, каждый очередной фестиваль - хороший мониторинг медийного пространства РБ и царящего в нем идеологического безвременья. Это единственный «Базар», за который способны ответить ТВ и радио.

ФАЛЬСТАРТ СЕЗОНА

Многие поклонники отечественного ТВ ожидали открытия нового телесезона 1 июня, как обещал президент, справедливо отметивший еще в феврале: «Мы должны увидеть новое телевидение, новые лица, новые программы. Планку надо выше поднимать». Телевизионщики вяло возражали: дескать, во всем мире телесезон открывают ближе к осени. Нельзя не поддержать главу государства, настоявшего на своей точке зрения: это у них летом Канары, а у нас День Независимости, уборка урожая и «Славянский базар».

Телеканалы решили все поручения президента выполнить, но сезон не открывать. Не нужно видеть в этом акта саботажа: подобного ответственные лица просто не допустили бы. Вместо открытия телесезона точно по календарю ТВ скромно и без помпы отрапортовало о судьбоносных подвижках в вещании.

Президент хотел больше аналитики, аграрной проблематики, директивы N1, ярких личностей. И вот пятничный вечер на БТ: 21.00 - «Панорама», 21.45 - «Постскриптум», 21.55 - «Общественная безопасность», 22.10 - «Портреты современников», 22.20 - «Гаспадар». Больше собственного программного продукта? И вот уже на «России» множатся «Эксперты» от СТВ, а граждане недоуменно вопрошают в письмах в СМИ, почему «с 20 до 22 часов показывают фильмы под непонятным значком в правом верхнем углу экрана».

Больше всего от аграрно-аналитической чехарды домашнего разлива страдает Первый Национальный, откатывающийся по рейтингам ко временам раннего Рыбакова - 8-10%. А ведь в лучшие времена вытягивал, как гужевая лошадь, 15-20%. Если главный госканал настолько интересен зрителю, как государству удастся просветить, окрылить и наставить электорат на фоне запланированных на 2006г. изменений от хорошего к еще лучшему? Наивно искать истоки проблемы в области рационального. Без песни тут не разобраться. И на выручку приходит «Славянский базар» - утром, днем и вечером.

ЕДИНОЕ ИНФЕКЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Между тем вещатели из братских славянских государств без всяких базаров стремительно утрачивают позиции на наших телечастотах. Российские каналы и право на их ретрансляцию делили давно и активно, но лишь год назад экс-посол России Александр Блохин признал: «На 70% сократилось вещание российских телеканалов в Беларуси за последние два года».

Президент телекомпании «ТВЦ-Москва» Олег Попцов наглядно продемонстрировал, что нужно сделать, чтобы отсчет процентов пошел в обратном направлении. Стоило выйти в эфир лирико-эпическому диалогу двух президентов - РБ и ТВЦ, как сразу выяснилось: наш-то покруче ихнего, тэвэцентрального. 15 июля появились сообщения о том, что отечественный клон попцовского канала «ТВЦ-Бел» стартует в белорусском телеэфире летом 15-минутными новостными выпусками, как некогда ОНТ. Если верить Попцову, осенью, к сезону, эфир «ТВЦ-Бел» заполонят программы… правильно, о нашем сельском хозяйстве, промышленности, фольклоре и истории! По словам Попцова, в работе сценарий «документального исторического фильма… Беларусь от Беловежской пущи до наших дней» (наверняка с рабочим названием «Новейшая история-2»). В проблемно-аналитические ток-шоу российского канала отныне будут чаще приглашать белорусов, которые, как легко догадаться, не станут мазать ворота родины дегтем. Ключ к эффективной информационной экспансии Попцов подобрал верный: «Охват территории Беларуси каналом ТВЦ - 75-80%. Думаю, если нам поможет президентская администрация, добьемся охвата всей Беларуси».

Увы, никакие доброхоты с ул. К.Маркса, 38 уже не помогут украинским коллегам Попцова. По иронии судьбы, именно в украинских каналах на гребне конфликтов с российскими многие видели альтернативу последним. Но затем грянула «оранжевая революция» и ее заключительный аккорд - «Евровидение-2005». После триумфального выступления Анжелики Агурбаш белорусское кабельное ТВ освободилось от украинской обузы. К июню очищение от оранжевой чумы завершилось, и директор кабельного «Коммуникационного сервиса» Алексей Рязанцев сообщил: «Интер-плюс» и другие украинские каналы запрещены Мининформации для трансляции на территории Беларуси».

Так пошагово «единое информационное пространство» превратилось в единое инфекционное - зараженное вирусом безальтернативности и клонирования чужого продукта, призванного восполнить недостаток собственного.

ЗВЁЗДНО-БАЗАРНЫЙ МАРКЕТИНГ

Нужнее всех базарные «звезды» разной величины и яркости - от образцового белорусского мачо Бори Моисеева до Надежды Бабкиной - спутниковому ТВ. В концепции «Беларусь ТВ» среди целей и задач так и значится: «пропаганда культурно-исторических традиций и ценностей белорусского народа, лучших образцов национального культурного наследия РБ с целью их интеграции в мировую культуру». И даже «укрепление позитивного имиджа Белтелерадиокомпании на международной арене».

Сравнительно приемлемый по цене пакет «Беларусь ТВ» охотно скупается российскими и прочими соседскими региональными кабельными операторами. Рынок телеконтента растет, и мы с «Белыми Росами» или «Людьми на болоте» восточнее Орши вполне конкурентоспособны - отсюда и информация НГТРК о том, сколько телекомпаний из ближнего зарубежья уже приобрели права на ретрансляцию «Беларусь ТВ». Архивы «Беларусьфильма» неисчерпаемы, но рано или поздно и им придет конец. Чтобы продавать россиянам то, что ежедневно видим мы сами, нужны уникальные товарные предложения. Способность «Славянского базара» собрать более дюжины «звезд» и «звездюлек» за пределами Садового кольца уже является таковым.

А это тоже политика. Согласно концепции «Беларусь ТВ», 12-15% развлекательного эфира органично соседствуют с 6-10% информационно-аналитического и 11% политического вещания. Какой мордвин или чуваш не всплакнет, услышав Бабкину? Какой удмурт или коряк не проникнется уважением к интеграции, узнав, что представлявшая Россию на «Евровидении-2005» Наталья Подольская родом со «Славянобазарщины», то бишь Беларуси? В данном случае правда жизни на стороне властей: во-первых, спутник Intelsat 904 прогрессивнее проводов, припаянных к зубам дежурного связиста, во-вторых, лучше открывать каналы, чем закрывать.

Получается, что прав Александр Григорьевич: «Славянский базар» - не просто дегуманизированное западное шоу, а «состояние наших душ, веление сердец, источник стойкости духа белорусского народа» и его многострадальных электронных СМИ.
Добавить комментарий
Проверочный код