Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№28 (496) 18 июля 2005 г. События. Оценки

МИНОБРАЗ ПРИНЯЛ ТЕСТЫ

18.07.2005
Татьяна КАРЮХИНА

Минобраз и Комитет госконтроля готовятся в сентябре внести на рассмотрение президенту проект указа об утверждении правил приема в высшие и средние специальные заведения. На сей раз - окончательных правил, без указания года. Как заметили участники пресс-конференции, посвященной итогам централизованного тестирования и контролю за вступительной кампанией 2005г., отныне необходимости менять правила игры не будет.

Никто не сомневался, что «уникальная система» централизованного тестирования, разработанная белорусскими учеными, окажется «лучшей из того, что сегодня можно предложить». Приводя различные статистические данные, председатель КГК Анатолий Тозик, глава госкомиссии по контролю за подготовкой и проведением вступительных испытаний, заметил, что это самая справедливая и объективная система оценки. За три года существования тестирования в РБ через эту процедуру прошло более 1 млн. школьников.

По заверениям министра образования Александра Радькова, школьники даже не испытывают напряжения: «идут на тестирование, как на соревнование, чтобы проявить себя: и ты попробуй, и ты иди - все в равных условиях. И прояви себя, покажи, как ты подготовлен... Тестирование правильно воспринимается детьми и не вызывает у них напряжения».

Увы, нельзя сказать, что уровень образованности абитуриентов оказался высок. Отличников совсем немного: только 54 человека из 279 тыс. получили наивысший бал. Хотя председатель КГК трижды подчеркнул, что выпускники, сумевшие превосходно ответить на все вопросы теста, живут по всей стране, наиболее велика доля минчан. Далее следуют областные центры, Орша, Барановичи, Слуцк, Волковыск, Солигорск, Молодечно, Слоним и нескольких деревень Могилевщины.

Основная масса школьников по итогам предварительного тестирования в мае оказалась в «середняках». Четверть выпускников (чуть более 14 тыс. школьников) получили неудовлетворительную оценку по математике, около 19% (3,5 тыс.) срезались на физике, 10% (почти 2 тыс.) завалили английский. Кстати, лишь 4,5% школьников сдавали тесты по химии, физике и биологии по-белорусски.

Как заметил Радьков, итоги тестирования во многом повторяют результаты тестов прошлого года и платного тестирования (коэффициент корреляции - схожесть результатов - составил в этом году 0,86). По мнению Тозика, после трехлетней отработки контроля за проведением вступительных испытаний осталось обсудить лишь «вопросы второго порядка».

В частности, по новым правилам у всех абитуриентов к началу приема документов на руках были результаты двух вступительных испытаний, а кое-кто и вовсе знал все три оценки. Поэтому выпускники школ проводили мониторинг популярности различных специальностей, выбирали ту, на которой конкурс будет поменьше, и не спешили подавать документы. В главных вузах страны еще в прошлую среду - т.е. за два дня до окончания приема документов! - средний конкурс был всего два человека на место. На некоторых специальностях еще 14 июля желающих было меньше, чем мест. И пока вчерашние школьники выжидали, на многих, даже самых престижных, факультетах наблюдался катастрофический недобор. 15 июля члены экзаменационных комиссий готовились принимать документы до полуночи, а то и субботнего утра.

Кроме проблемы «последнего дня», определенные недостатки по итогам тестирования чиновники узрели в качестве заданий: «Нам хотелось бы ввести третью степень С, но она требует колоссальных затрат», - заметил Радьков.

Вопрос по количеству вузов также открыт. По мнению Александра Радькова, в стране слишком много учебных заведений гуманитарного профиля: «Вузы частной формы собственности готовят только специалистов-гуманитариев, потому что подготовка технолога, математика, физика или биолога - очень дорогостоящий процесс. Инженера надо готовить в современной лаборатории. А для подготовки юриста или экономиста необходим лишь компьютер и учебник. Но юристов и экономистов сегодня уже некуда устраивать. Мы пошли на то, чтобы сократить подготовку таких специалистов. И не только в частных вузах, но и в государственных». В будущем, заметил Тозик, Минобразу придется «упорядочить подготовку специалистов по гуманитарным специальностям»: «Посмотрите, сколько специалистов подготовил за последнее время факультет международных отношений БГУ. Мы по масштабам уже на весь бывший Советский Союз наготовили дипломатов!»

По прогнозам, со временем Минобраз закроет филиалы негосударственных вузов, как это случилось с Институтом современных знаний («мы проводим политику сокращения филиалов, потому что вуз - это не только абитуриент или скамья, это аура, высокий профессионализм и материальная база»), а также сократит факультеты гуманитарного профиля в госвузах.
Добавить комментарий
Проверочный код