Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№28 (496) 18 июля 2005 г. Мнения

ПРОБЛЕМА-2008

18.07.2005
Виталий ПОРТНИКОВ

Появление на радио «Свобода» стенограммы удивительного выступления замглавы администрации президента России Владислава Суркова свидетельствует не столько о гигантомании чиновника, которого приближенные подобострастно называют «новым Сусловым», сколько о том, что Кремль все серьезнее задумывается о проблеме 2008г. и об идеологическом оформлении варианта преемничества.

У окружения Владимира Путина в отличие от самого президента нет другого выбора. В отсутствие Путина у власти все люди, уже привыкшие ощущать себя вершителями судеб огромной страны, мгновенно оказываются отставными и никому не нужными чиновниками, к тому же в отличие от чиновников ельцинской власти не очень богатыми: все основные деньги РФ поделены еще до появления этих чиновников в кабинетах. Рассчитывать они могут разве что на госресурсы. Но для того чтобы рассчитывать, нужно иметь к этим ресурсам доступ. Т.е. решить проблему преемственности.

Последний вариант решения этой проблемы - выборы т.н. «условного президента» по окончании полномочий Путина. Таким условным президентом может стать, например, дублер Путина на последних выборах председатель Совета Федерации Сергей Миронов. При этом сам Путин становится главой правительства парламентского большинства, этаким федеральным канцлером, сохраняя всю полноту власти. Конституция не меняется.

Если план удастся, в России восторжествует режим, весьма похожий в юридическом смысле на Югославию времен Слободана Милошевича, когда содержание президентских полномочий зависело не от основного закона, а от личности президента. Милошевич два срока был президентом Сербии - республики в составе федерации Сербии и Черногории - и хотел два срока быть президентом Югославии. Когда Милошевич был президентом Сербии, президент Югославии Зоран Лилич был номинальной фигурой, принимал верительные грамоты у послов и выступал с речами. Даже в переговорах в Дейтоне по урегулированию в Боснии участвовал президент Сербии - «всего лишь» союзной республики. Но когда полномочия Милошевича как президента Сербии завершились, он не стал менять конституцию и был избран парламентом СРЮ президентом Югославии. А номинальной фигурой стал уже президент Сербии. Югославские власти отменили те выборы президента Сербии, на которых победил радикальный националист Воислав Шешель - не то чтобы большой оппозиционер, но и не послушный функционер.

Краткий экскурс в новейшую историю Югославии хорошо объясняет, почему Кремль не хочет никаких неожиданностей и лишних фамилий в бюллетенях: в случае неизменения конституции страны новый президент окажется формальным обладателем полномочий, не сравнимых с премьерскими полномочиями Путина. И именно поэтому таким президентом должен стать человек, который будет восприниматься как фигура, не способная этими полномочиями обладать. К нему не будут всерьез относиться в бизнесе, на Западе и в российских регионах. Такая фигура не захочет принимать никаких важных решений, обеспечивая в неизменном виде систему власти, сформировавшуюся при Ельцине и окрепшую при Путине.

Речь идет о переходном периоде, по окончании которого условный президент не будет баллотироваться на второй строк, зато на первый срок будет баллотироваться премьер-министр Путин. Уж этого ему конституция не запрещает. И тогда нужно будет решать проблему 2020г.
Добавить комментарий
Проверочный код