Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№28 (496) 18 июля 2005 г. Личный вкус

ОДИНОКИЙ БЕЛОРУССКИЙ ЗАПАД

18.07.2005
Андрей КУРЕЙЧИК

Театр: Гродненский областной драматический театр. Спектакль: Мартин Мак-Донаг «Одинокий запад». Режиссер и сценограф: Геннадий Мушперт

Что это? Пока в Минске бушуют страсти с подпольными спектаклями, громкими проектами и скандалами, на периферии отечественной театральной жизни все по-кладбищенски спокойно. Областные театры за редким исключением не проявляют особых творческих амбиций, покорно выполняют «план по зрителю» и вообще стараются не привлекать к себе внимания. Тем интереснее было сходить на спектакль, вызвавший в свое время грандиозный по областным меркам скандал, о котором много писали и центральные СМИ. Речь идет о комедии «Одинокий запад» по пьесе модного ирландского драматурга Мартина Мак-Донага, поставленной режиссером Геннадием Мушпертом в 2003г. Спектакль был показан в Минске в рамках масштабных обменных гастролей между Гродненским и Купаловским театрами.

Геннадий Мушперт - довольно интересное явление на отечественном театральном поле. Уже много лет он работает в Гродно. За это время там сменилось несколько худруков, а Мушперт при любой власти продолжает спокойно выпускать спектакли. Интересен этот режиссер прежде всего выбором материала: он практически не работает с белорусской драматургией, демонстрируя довольно типичный для постсоветского пространства режиссерский снобизм. Он выискивает западные пьесы и зачастую сам их ставит. Теперь, конечно, это будет сложнее, ведь за каждую западную пьесу придется платить.

Драматургия. Скандал в Гродно разразился после того, как, обнаружив в тексте некоторое количество ненормативных выражений, управление культуры Гродненского облисполкома возмутилось и попыталось спектакль запретить. Цензура не понравилась ни Мушперту, ни тогдашнему худруку театра Олегу Жюгжде (который в результате этого конфликта ушел из театра), ни СМИ, которые тут же поспешили раздуть факт. В итоге, видимо, компромисс был найден, потому что пьеса в репертуаре осталась.

Пьеса, конечно, замечательная: чернушная история о двух «братьях-колдырях», которые вобрали в себя все мещанские пороки: пошлость, жадность, зависть, подлость - и относятся к жизни с невиданным цинизмом, при этом сохраняя особенное обаяние. Этакие Бивис и Батхед среднего поколения. Естественно, ругаются они много, но куда ирландским сквернословам до русского трехэтажного мата! Так что все это смотрится довольно невинно.

Режиссура. Мушперт решил поставить ирландскую пьесу в британской же стилистике. Для этого на сцене он соорудил павильон квартиры, который, надо сказать, на Купаловской сцене смотрелся чудовищно. В нем и живут незадачливые братья-циники. Самое сложное в пьесе - это, сохранив бесконечно брутальный юмор автора, хамство, жестокость, все-таки заставить зрителя полюбить этих персонажей. Мушперту это удалось. Он почувствовал ту грань, когда неистовая ненависть переходит в любовь, когда за цинизмом начинает проглядывать стыд. Несмотря на то, что постановка откровенно проста с точки зрения режиссерских приемов и мизансцен, режиссеру удалось сконцентрироваться на самих характерах, которые получились пусть иногда и скучноватыми, но на редкость цельными и реалистичными. Для белорусских режиссеров это редкое и ценное умение. Однако британский спектакль все-таки не получился: не хватает нашему театру той легкости, того чувства юмора, которыми славится британская школа драматургии и актерской игры. В результате ощущение несоответствия формы и содержания остается.

Плюсы. Любая попытка выйти за рамки традиционного белорусского формата должна приветствоваться. Естественно, необходимо отметить актерские работы «братьев» - Александра Шелкоплясова и Сергея Куриленко. Интересно сыграла единственную женскую роль молодая звезда Гродненского театра Оксана Пликус. Да и сам Геннадий Мушперт был весьма выразителен в роли священника.

Минусы. Все это, конечно, хорошо, но все же не про нас…

Драматургия/режиссура/актерская игра: 8/7/7 
Добавить комментарий
Проверочный код