Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№28 (496) 18 июля 2005 г. Экономика

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

18.07.2005
Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

№ 28 [496] от 18.07.05 - 8 июля 2005г. состоялось вручение профессиональных дипломов и сертификатов слушателям Школы Бизнеса Британского Открытого Университета, лидера на рынке открытого дистанционного образования (ОДО). Теперь места в аудиториях займут новые слушатели, объединенные желанием повысить квалификацию до международного уровня.

О содержании программы Школы Бизнеса Открытого Университета Великобритании (OUBS), о ее отличиях от других программ, о технологии преподавания корреспондент «Белорусской газеты» беседовал с Ириной БЕЛОВОЙ, руководителем программы OUBS в РБ, заведующей отделением управления бизнес-школы Института приватизации и менеджмента (ИПМ).

- Какое место программы OUBS занимают на отечественном рынке бизнес-образования?

- Мы занимаем свою, специфическую нишу: предлагаем целостный, интегрированный подход к постоянному развитию управленческой компетентности тем, кто предпочитает повышать свою квалификацию до уровня международных стандартов без отрыва от работы.

- Как бы вы определили контингент потенциальных слушателей и особенности построения программ?

- Наша программа адресована руководителям всех звеньев - от линейного уровня до топ-менеджмента, - не имеющим профессиональной подготовки в области управления. Поэтому она имеет многоуровневый формат: процесс обучения моделирует процесс карьерного роста руководителя, а образовательные уровни (получаемая квалификация) соответствуют должностным уровням в управленческой иерархии. Первый уровень программы (программа «Менеджер-профессионал») повышает квалификацию до уровня линейного менеджера современных организаций. Это не значит, что нашим топ-менеджерам эта программа ни к чему. Наоборот, в практике управления белорусским бизнесом сложилась парадоксальная ситуация: должности топ-менеджеров занимают люди, не имеющие базовых знаний и навыков управления в современных условиях. Многие руководители испытывают трудности при делегировании полномочий и работы, недостаточно эффективно управляют временем, не знают, как выстроить систему мотивации, как лучше структурировать организацию, как улучшить взаимодействие между структурными подразделениями и т.д. Все это рассматривается в программе «Менеджер-профессионал». В итоге руководители функциональных подразделений получают необходимую квалификацию, а топ-менеджеры приобретают базовые знания и навыки, лучше понимают, что они могут требовать от линейного менеджмента, и переходят на следующий образовательный уровень - к программе «Корпоративный менеджер», соответствующей позиции исполнительного директора компании среднего масштаба. По мере карьерного роста слушатели могут продолжить бизнес-образование по программам второй ступени МВА, т.е. в зависимости от потребностей слушатель может выбирать программу и регулировать темп обучения.

СПРАВКА «БГ». OUBS (Открытая Школа Бизнеса) The Open University (www.open.ac.uk) входит в двадцатку бизнес-школ мира, качество образования в которых подтверждается наличием сразу трех престижных аккредитаций: EQUIS, AMBA, AACSB Int. На территории СНГ эксклюзивным правом на преподавание программ OUBS обладает Международный Институт Менеджмента ЛИНК (www.ou-link.ru) - самая крупная в России школа бизнеса, имеющая широкую сеть региональных партнеров. В Беларуси обучение проводится на базе Института приватизации и менеджмента.

- Главный «конек» программы - менеджмент. Как он увязан с двумя другими обязательными элементами бизнес-образования - маркетингом и финансами?

- Наша программа - не набор учебных дисциплин. Ее содержание интегрирует знания из различных предметных областей вокруг таких задач, как управление изменениями с учетом интересов всех участников бизнеса, взаимодействие, лидерство. Так, после изучения программы руководитель сможет понимать специфический язык финансистов и бухгалтеров, использовать финансовую информацию для повышения эффективности управленческих решений.

Подход к маркетингу, заложенный в программе, трактует его как философию бизнеса: каждый является маркетологом по совместительству. Маркетинговые принципы в современных организациях становятся принципами взаимодействия между структурными подразделениями. Наша программа помогает выстраиванию маркетинговых отношений в организации.

- Как используемые Открытым университетом элементы ОДО отражаются на организации учебного процесса?

- Наша технология образования моделирует технологию ведения бизнеса в современных организациях. Развитие навыков делегирования, мотивации, самоорганизации заложено в образовательной технологии. Для развития своей управленческой компетентности слушателю дано право распоряжаться определенными ресурсами: ему выдаются учебные материалы для самостоятельной работы, созданы условия для обмена опытом с другими участниками учебной группы, существует интернет-поддержка через ресурсы МИМ ЛИНК и OUBS, есть преподаватель (тьютор), который в любое время придет на помощь, ответит на вопросы - нужно их только сформулировать. В отличие от классического обучения в данной образовательной технологии главным и наиболее ответственным фигурантом учебного процесса выступает сам слушатель.

- А «недистанционный», непосредственный контакт с тьютором?

- Он используются таким образом, чтобы не отвлекать слушателя от его работы, бизнеса. Занятия проводятся по выходным дням один раз в месяц. Практические занятия (тьюториалы) - прообраз совещания с уже известной темой, кругом участников, требованиями к подготовке документации. Никаких лекций - мы выявляем управленческие проблемы, анализируем и решаем их. По результатам занятия подводятся итоги: что сделано, что нужно сделать. Информация об этом размещается на закрытых страницах нашего web-ресурса, на отдельной площадке для учебной группы, где тьютор подводит итоги, дает рекомендации и т.п. Индивидуальные консультации с тьютором проходят как в режиме личных встреч, так и по телефону или с помощью электронных средств общения.

- Как осуществляется контроль знаний?

- В ходе обучения слушатели выполняют к строго определенным датам контрольные задания - своего рода управленческие мини-проекты, основанные на практической деятельности слушателя, оформляемые в виде служебного документа. Это позволяет проанализировать свою работу посредством теории, четко увидеть собственные плюсы и минусы как управленца. Что же касается экзамена, то он проходит по образцу корпоративной аттестации сотрудника.

- Т.е. вы не только учите, но и «воспитываете» управленца?

- Безусловно. Мы приучаем его к самоорганизации, к постоянному самоконтролю, к ответственности. Когда человек учится и работает одновременно, постоянно находится в учебном процессе и в бизнес-процессе, это удваивает эффективность. А вообще, обязанность любого менеджера - учиться, учиться и еще раз учиться науке управления: без этого ни один руководитель и ни один бизнес не может быть успешным.
Добавить комментарий
Проверочный код