Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№28 (496) 18 июля 2005 г. Экономика

ДО ГАЗОВОГО АРМАГЕДДОНА пока далеко

18.07.2005
Ярослав РОМАНЧУК

После терроризма, глобального потепления и борьбы со СПИДом энергетическая безопасность является одной из самых модных тем современных алармистов, считающих, что природные ресурсы вот-вот истощатся и загрязненная отходами Земля погрузится в хаос. В июле сразу две международные организации подвергли глубокому анализу энергетический сектор Беларуси. В докладе Всемирного банка «Окно возможностей: для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста» и аналитической работе фонда Эберта «Энергетическая зависимость Беларуси: последствия для экономики и общества» (автор - экономист Валерий Дашкевич) исследуется не только состояние рынка газа, нефти и электроэнергии Беларуси, но также обоснованность и, главное, цена реализации концепции энергетической безопасности.

ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ

СПРАВКА «БГ».
В 2004г. Беларусь купила в России 19,6 млрд. куб. м природного газа, 17,8 млн. т нефти, 1,14 млн. т нефтепродуктов, около 0,25 млн. каменного угля и 1,5 млрд. кВт/ч электроэнергии. 2,55 млрд. кВт/ч электроэнергии было импортировано из Литвы. Внутри страны добыто 1,82 млн. т нефти. При этом Беларусь экспортировала 1,05 млн. т сырой нефти, 13 млн. т нефтепродуктов и 0,8 млрд. кВт/ч электроэнергии в Польшу. Объемы местных видов топлива несравненно ниже традиционных: 4,3 млн. пл. куб. м дров, около 2 млн. т топливного торфа и 0,2 млн. т у.т. отходов древесины. Чистый импорт энергоресурсов для внутреннего потребления составил 19,6 млрд. куб. м природного газа, около 1,5 млн. т нефти, 0,25 млн. т каменного угля и 3,25 млрд. кВт/ч электроэнергии. На импортированных и местных видах топлива электростанции и ТЭЦ произвели 31,2 млрд. кВт/ч электроэнергии и 35,0 млн. Гкал теплоэнергии.

Беларусь за счет внутренних источников покрывает не более 5% своих потребностей. На долю России приходится около 97% ввозимых энергоресурсов, в совокупном энергобалансе удельный вес российского природного газа превышает 80%. Именно за счет переработки 16,5 млн. т российской нефти на двух белорусских НПЗ страна имеет стабильное наполнение бюджета и положительное сальдо в торговле с ЕС. Если бы была достроена вторая нитка газопровода «Ямал-Европа», то за транзит РБ получала бы около 15% общего объема потребляемого внутри страны газа (в 2004г. в счет оплаты транзита Беларусь получила от «Газпрома» 14,8%). А в случае договоренности с нашим южным и северным соседом о строительстве еще одного нефтепровода капитализация нашего транзитного статуса была бы еще больше.

Таким образом, положение Беларуси с точки зрения обеспечения энергоресурсами - вполне удовлетворительное. Мы только на своем географическом положении, инфраструктуре по транзиту газа, переработке нефти, можем получать большие деньги. Валерий Дашкевич считает, что «при любой динамике цен на природный газ он всегда будет для Беларуси дешевле, чем для европейских стран за счет более короткого пути транспортировки из сибирских регионов России. Если исходить из нынешних средних тарифов на перекачку природного газа примерно $1,8 за 1000 куб. м на 100 км, то по отношению, например, к Германии конечная цена для Беларуси газа будет всегда ниже на $35-40».

Данная фора должна делать белорусские товары более конкурентоспособными. Главное - чтобы предприятия вовремя могли рассчитываться за энергоресурсы. По мнению Дашкевича, это основная задача белорусской власти в энергетической политике. Чрезмерная централизация экономики, отсутствие качественного менеджмента в ТЭКе, блокировка института банкротства - все эти факторы увеличивают уязвимость страны. Для стабильности страны не так страшно, когда одно или несколько предприятий ошиблись при реализации бизнес-проектов и ушли с рынка. А вот когда правительство заставляет все субъекты подчиняться одной ценовой политике, одному поставщику, то вероятность совершения ошибки и ее последствия могут привести к глубокому структурному и финансовому кризису.

Таблица

МОГУТ ЛИ $2 МЛРД. ОКАЗАТЬСЯ ЛИШНИМИ?

Многим чиновникам и политикам кажется, что Беларусь должна любой ценой стремиться сохранить низкие цены на российские энергоресурсы. Мол, в этом - основа нашей энергобезопасности. Разумеется, лучше покупать газ по $47, чем по $80 за 1 тыс. куб. м. Но за любые дотации надо платить. Низкие цены для стран СНГ - неубедительная попытка России проведения региональной политики во имя геополитических дивидендов.

Как считает Дашкевич, если бы в 2004 г. Беларусь получала газ не по $46,68 за 1 тыс. куб. м, а по $80, рост ВВП был бы не 11%, а 8,1% (за газ надо было бы заплатить России не $915 млн., а $1568 млн.). И это без учета роста оптовых и розничных цен, тарифов на ЖКУ, более высоких темпов инфляции и девальвации. Если бы Беларусь получала газ по $80, то при прочих равных условиях предприятия увеличили бы расходы по этой статье в 1,6 раза, рентабельность снизилась бы в 2 раза, а инфляция увеличилась до 24,5-26%. В такой ситуации под угрозой оказалась бы стабильность курса рубля.

По оценке МВФ, «даже с учетом расстояния транспортировки российского газа до белорусской границы по сравнению с германской при транспортном тарифе $0,46 за перекачку 1000 куб. м на 100 км и цене газа для Германии на уровне $135,2 за 1000 куб. м экономия на оплате газа для Беларуси составила примерно $1604 млн.». В 2004г. это эквивалентно 6-7% ВВП. Коль дают, надо брать. Однако рука дающего неуклонно оскудевает. За вступлением России в ВТО последует рост цен на газ.

Дотационная картинка складывается и по поставкам нефти на белорусские НПЗ. «В 2004г. средняя цена покупки нефти в России белорусскими импортерами составляла $181,6 за т при средней мировой цене около $320 (при средней цене около $40 за баррель и 7,5 барреля в 1 т). В свою очередь Беларусь экспортировала 1,05 млн. т сырой нефти по средней цене в $231,5 за т ($31 за баррель) и 13,0 млн. т нефтепродуктов - бензинов, дизельного топлива и мазута - по средней цене в $254,3 за т. Общие затраты на импорт нефти и нефтепродуктов составили $3,4 млрд., выручка от экспорта нефти и нефтепродуктов - $3,54 млрд. Т.е. фактически стоимость экспорта нефти и нефтепродуктов превысила их импорт, включая импорт для собственного потребления, на $140 млн.», - считает Дашкевич. Нефтяная политика России в отношении Беларуси позволила последней наполнить бюджет, выполнять социальные программы и радоваться росту ВВП.

Непонятно, почему власти вдруг заговорили о энергозависимости и безопасности. На протяжении последних лет они регулярно получают газовые и нефтяные дотации, убеждают нас в успешности своей политики, а тут такой резкий поворот к отказу от $2 млрд.? Разговоры об энергобезопасности - упреждающая информационная атака на меняющуюся энергетическую политику России и вероятные перемены в мировой экономике.

ПОСЧИТАЛИ И ПРОСЛЕЗИЛИСЬ

По подсчетам Валерия Дашкевича, «с 2001г., средние импортные цены на российский природный газ на границе Беларуси выросли примерно на 56%, средняя цена его продажи белорусским потребителям с учетом затрат на прокачку по внутренним газопроводам - на 27-28%, т.е. в 2 раза меньше. Тарифы же на электроэнергию промышленным предприятиям, напротив, почти удвоились». Существует высокая вероятность того, что в течение ближайших трех лет цена российского газа для Беларуси вырастет до $80 за 1 тыс. куб. м. За это внутренние потребители должны заплатить на $100-110 млн. больше. При сохранении динамики роста тарифов электроэнергия подорожает до уровня 9-9,5 центов за 1 кВт/ч, т.е. более чем в 1,5 раза. Так по ценам мы быстро догоним страны ЦВЕ.

В результате удельный вес энергозатрат в общих матзатратах предприятий может достигнуть 17-18% вместо нынешних 13-13,5%. В такой ситуации резко увеличатся требования реального сектора к бюджету. Директора будут просить дотации, преференции и льготы. Бюджет - не безразмерный. Увеличивать доходы свыше сегодняшних 55% ВВП - это резать оставшихся кур, которые несут золотые яйца. Таким образом, призыв к энергобезопасности Беларуси в рамках централизованной плановой экономики - это план ее самоликвидации. Едва ли правительство РБ наладит за счет внутренних ресурсов производство электро- и теплоэнергии, которая была бы дешевле российской или производимой из российского газа.

Дашкевич предлагает без страхов и эмоций рассмотреть возможность строительства атомной электростанции, скептически относясь к возможности использования т.н. «альтернативных» источников энергии. Современные атомные станции в сотни раз надежнее тех, которые сегодня используются в России и на Украине. Однако при существующей политике и самоизоляции Беларуси найти $4-5 млрд. на проект практически невозможно.

Не стоит надеяться на компенсацию цен на газ повышением цен на транзит. Основной объем перекачиваемого через Беларусь природного газа осуществляется по белорусскому участку магистрального газопровода «Ямал-Европа». «Белтрансгаз» ежегодно заключает договора на аренду этого участка протяженностью 575 км и получает плату за обслуживание транзита. «В 2005г. аренда данного участка обходится «Белтрансгазу» примерно в $4,5 млн. ежемесячно, а получаемая плата за транзит при тарифе $0,45 за прокачку 1000 куб. м газа на 100 км при среднемесячной загрузке в 2-2,5 млрд. куб. м составляет не более $6,5 млн. Т.е. за год белорусское предприятие может заработать на транзите за вычетом платы за аренду не более $24 млн.», - полагает Валерий Дашкевич. Эту сумму нельзя серьезно принимать в расчет при планировании газовой политики страны.

Сомнительным по качеству является решение властей о строительстве электростанции мощностью в 100 мегаватт в районе Бреста. Планируется, что она будет работать на польском угле, который после вступления Польши в ЕС неизменно будет дорожать. Это далеко не лучший экологический проект, да и вряд ли он принципиально изменит ситуацию на энергорынке. У нас и без того хватает мощностей для производства 40 млрд. кВт/час. При этом она гораздо дороже импортируемой.

Прорабатывается вопрос импорта электроэнергии с Украины в объеме до 5-6 млрд. кВт/ч в год. Для этого планируется восстановить линии электропередач «Мозырь - Чернобыль» и «Гомель - Чернигов», а также построить новую линию в направлении Ровенской АЭС в Украине. Однако сделать цену на украинскую электроэнергию ниже российской (от РАО ЕЭС на 2005г. она определена на уровне 2,03 цента США за 1 кВт/ч при объеме поставок в 5,5 млрд. кВт/ч) не представляется возможным.

Рано или поздно правительство вынуждено будет повысить тарифы на энергоресурсы для населения до уровня 100% компенсации издержек их производства. Наша энергобезопасность - в первую очередь способность платить за газ, электричество и нефтепродукты. В 2004г. уровень оплаты электроэнергии населением не покрывал его себестоимости - 3,21 цента за 1 кВт/ч. В начале 2005г. себестоимость электроэнергии повысилась до 3,67 цента, население платило по 3,45 цента, промышленность - по 6,02 цента. Поэтому смягчение ценового шока невозможно без проведения реструктуризации и либерализации белорусского ТЭКа.
Добавить комментарий
Проверочный код