Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№28 (496) 18 июля 2005 г. Экономика

ПОМОЩНИК МАЯКНУЛ ПРЕЗИДЕНТУ

18.07.2005
Ярослав РОМАНЧУК

Похоже, победные реляции премьер-министра Сергея Сидорского о результатах работы белорусской экономики в первом полугодии не убедили президента. У Александра Лукашенко возник спрос на объективную и реальную оценку того, что происходит в экономике страны. На основании информации, содержащейся в докладной записке помощника президента Сергея Ткачева, Совмину, администрации президента, Нацбанку, НАН РБ поручено до 25 июля представить «объективную картину за I полугодие 2005г.».

В докладной записке на имя президента Сергей Ткачев концентрирует его внимание на негативных сторонах проводимой экономической политики и отмечает «общее снижение динамики темпов роста». Оценочно ВВП в январе-мае 2005г. вырос на 8,9%, а за такой же период прошлого года - на 10,4%. Аналогичная ситуация - по продукции промышленности, инвестициям в основной капитал и грузообороту автомобильного транспорта. Вслед за МВФ и Всемирным банком Ткачев справедливо отмечает: «Особенно тревожит тот факт, что снижение темпов роста объемов производства промышленной продукции и потребительских товаров происходит на фоне роста запасов готовой продукции на складах».

На 1 июня 2005г. по сравнению с 1 января 2005г. запасы готовой продукции увеличились в сопоставимых ценах на 40,1%, а объемы производства промышленности - всего на 6,4%. Особенно проблемными являются машиностроение, металлообработка, пищевая и легкая промышленность. «Под угрозой срыва находится выполнение поручения главы государства, изложенного в подпункте 1.1.2 протокола от 5 апреля 2005г. N13 о выходе на безубыточную работу промышленных предприятий», - сетует президентский помощник.

Несмотря на рост выручки, Ткачев констатирует ухудшение ситуации с расчетами: «По сравнению с началом года просроченная кредиторская задолженность увеличилась на 4,9% при росте цен производителей промышленной продукции за этот период на 4,4%». Просроченную кредиторскую задолженность имеют более 70% промышленных предприятий.

Нельзя назвать устойчивой ситуацию, когда 4310 предприятий (40,9%) не имеют собственных оборотных средств. Кроме того, 1611 организаций (15,3%) обеспечены оборотными средствами ниже норматива. В такой ситуации предприятия не могут обходиться без бартера: в январе-апреле удельный вес неденежных форм расчетов составил 12%, в т.ч. в сельском хозяйстве - 31%, в легкой промышленности - 35%.

МИРАЖИ НЕОБУЗДАННОГО РОСТА

Сергей Ткачев обращает внимание на то, что за 4 месяца нынешнего года «физический объем экспорта увеличился всего на 1,6%». Беларусь стала вывозить больше не потому, что товары стали качественней, предприятия успешно завоевали заграничные рынки, а потому, что цены на мировом рынке выросли. Доля нефтепродуктов, калийных удобрений и тракторов в общем объеме белорусского экспорта за 4 месяца составила 39,3% (за аналогичный период 2004г. - 29,8%). Так что благоприятную конъюнктуру ощущают единицы, а налоговое и административное бремя несут все.

Особо критичной представляется ситуация в торговле с Россией. Физический объем экспорта Беларуси снизился на 11,4%, импорта - на 13%, что привело к сокращению доли России в общем объеме экспорта страны на 11,6%. Эту тенденцию помощник президента называет «крайне опасной». И еще один вывод: «Если идет замедление развития внешнеторговой деятельности и рост запасов готовой продукции, то надо опасаться развития тенденции ухудшения финансового положения предприятий и неплатежей в бюджет». На 1 мая долги перед бюджетом выросли по сравнению с началом года на 36,1% (Br320,2 млрд.), а просроченная задолженность по кредитам банков и займам - на 15,1% (Br447,4 млрд.). «И это на фоне кажущегося макроэкономического улучшения финансового положения субъектов хозяйствования (благополучие строится за счет нескольких крупных и финансово благополучных предприятий). Но реальная картина на микроуровне не столь радужная», - пишет президенту его помощник.

Переводные рублевые депозиты юрлиц характеризуют платежеспособность предприятий. Несмотря на рост ВВП, промышленности и сельского хозяйства, они за 4 месяца сократились на Br78,3 млрд. «Из этих данных можно теперь понять, почему все руководители крупных предприятий жалуются на отсутствие оборотных средств», - отмечает Сергей Ткачев.

ЗА НДС ОТВЕТЯТ?

По мнению помощника президента, предприятия-экспортеры, имеющие нулевую ставку НДС, «оказались сегодня в худших условиях». Вот как на самом деле поддерживается один из приоритетов пятилетки - экспорт. «Суммы, подлежащего к возврату НДС, значительно выше, чем другие налоги, поэтому существует постоянный невозврат». Бюджет стал крупным должником предприятий. К примеру, государство должно ОАО «Атлант» Br7,7 млрд., «Могилевхимволокно» - Br4,3 млрд., РУП «МАЗ» - Br14,6 млрд.: «В целом по стране предъявлено к возврату НДС на 465,5 млрд. рублей… Конечно, Минфин в сегодняшних условиях своей работы никогда не будет торопиться что-то возвращать. Ответ у них простой: мол, эти суммы примем к зачету уплаты других налогов в следующем месяце».

Далее Сергей Ткачев в своей записке президенту безжалостно прошелся по новому режиму уплаты НДС, резко ухудшившему финансовое состояние предприятий. Минфин, который «крутит» деньги предприятий, демонстрирует хорошую отчетность, но без этих ресурсов ситуация с балансом бюджета и финансами государства была бы совсем иной. Предприятия вынуждены компенсировать дыру в финансах новыми кредитами, увеличивая кредиторскую задолженность перед банками, что подрывает устойчивость последних, а это уже создает угрозу для вкладов населения. Помощник президента рекомендует «ужесточить ответственность сторон (государства и плательщиков налогов)» в сфере уплаты и возврата налогов.

«Что мы выиграли от нового принципа НДС? Когда начиная с российского газа до массы других товаров, сырья, материалов (особенно металлов) российский НДС оказался включенным в стоимость того, что мы получаем из России. В результате у них нет никаких проблем. Не поступало от нас подтверждение, они положение свое не ухудшили (объем выручки тот же), получили - оказались еще и в выигрыше. Поэтому и докладывал Вам об опасности поспешного перехода на новые принципы взимания НДС… Мы же уменьшили выручку, получили более дорогие российские сырье, материалы пусть порой даже не на всю сумму НДС, но по крайней мере на значительную его долю. Да еще надо думать, кому отпускать товар, а кому - нет, пройти проблемный путь с подтверждением, зачетом и возвратом НДС. А отсюда закономерным является рост запасов готовой продукции», - делает крайне неприятный для правительства вывод президентский помощник.

По сути дела, именно в действиях Совмина, уверявшего в необычайной привлекательности для Беларуси нового режима НДС, видит помощник президента причины ухудшения ситуации на микроуровне. Правительство рассчитывало на снижение цен на российский импорт - не получилось; намеревалось повысить конкурентоспособность белорусских товаров на российском рынке - вышло ровно наоборот; обещало эффективную систему учета уплаты и возврата НДС, но на выходе - кредитование бюджета за счет предприятий.

Впрочем, столь жесткая оценка помощником президента действий Совмина - отнюдь не повод для традиционного перевода всех стрелок на это ведомство. Все ключевые решения принимаются на ул. К.Маркса, 38. И решение о переходе на принцип уплаты НДС по стране назначения, но с учетом уплаты и возврата налоговыми органами, а не на границе, - одно из них. Так или иначе, по итогам первого полугодия 2005г. в Беларуси может произойти вполне серьезное кадротрясение в органах исполнительной власти. И это, пожалуй, единственный вывод, вытекающий из докладной записки президентского помощника.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код