Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№26 (494) 04 июля 2005 г. Тема недели

МВФ ПОСТАВИЛ ДИАГНОЗ... но пациент не спешит лечиться

04.07.2005
Андрей ПОДВИЦКИЙ

28 июня Международный валютный фонд опубликовал очередной доклад по результатам консультаций с правительством Беларуси по статье IV. Фонд признал сильный экономический рост, сбалансированный бюджет, снижение инфляции, стабильность обменного курса и продолжение ремонетизации на основе доверия к банкам и национальной валюте. Фонд приветствует прекращение порочной практики инфляционного финансирования бюджета Нацбанком, включение в бюджет различных фондов, сохранение госдолга на низком уровне и рост валютных резервов. Почти идиллическая картинка, если бы экономика была бы механикой.

Похвала Нацбанку со стороны МВФ стала почти традиционной. Однако судить о качестве работы главного банка страны только по снижению инфляции и стабильности обменного курса было бы не вполне корректно. При помощи стандартных инструментов административного регулирования можно выжать из финансовой системы нужные показатели, особенно при доверии вкладчиков и растущей валютной выручке от продажи нефтепродуктов, удобрений, металлов и продуктов химии. Однако, по мнению фонда, «белорусская экономика сталкивается с риском потери конкурентоспособности, вызванной характером проводимой политики». Речь идет о политике доходов, обменного курса, делового климата.

НАСКОЛЬКО ХВАТИТ ЛИКВИДНОСТИ?

Совет директоров МВФ сомневается в устойчивости белорусского экономического роста, указывая на большой объем средств Нацбанка, направляемых на рекапитализацию банков. В 2003г. Нацбанк выделил на эти цели ресурсы, составляющие 46,3% всего капитала банковской системы, в 2004г. - 25,2%. Явно не от хорошей и прибыльной работы крупные госбанки постоянно пользуются денежной накачкой Нацбанка. Качественный экономический рост генерирует прибыль финансовых учреждений и укрепление их ресурсной базы. Если же это рост ради валовых показателей, то без некоммерческой поддержки Нацбанка не обойтись.

МВФ справедливо отмечает негативные последствия для устойчивости финансовой системы страны т.н. «административных кредитов» для предприятий и на строительство жилья. Такая политика «продолжает усугублять проблемы с ликвидностью в системообразующих банках и вынуждает прибегать к очередному кругу рекапитализации банков правительством». Это в свою очередь создает проблемы с платежеспособностью банковской системы.

Однако Нацбанк, специалисты которого прекрасно осознают все опасности выстраиваемой руками государства финансовой пирамиды, зависим от правительства. Отсюда рекомендация МВФ наделить Нацбанк «полной операционной автономией». Она ему сильно понадобится, если серьезно подходить к цели снижения инфляции хотя бы до уровня 8% в год. А это потребует ограничения объема кредитования, что входит в явное противоречие с требованиями Совмина и администрации президента. Пользуясь благоприятной конъюнктурой на депозитном рынке, правительство по максимуму выжимает пользу от доверия населения к банкам.

СПРАВКА «БГ». В 2004г. рублевые депозиты выросли на 74%. Их доля в общем объеме депозитов выросла с 46% до 53%. Рост доли денежных расчетов с 74% в 2003г. до 84% в 2004г. стимулировал спрос на рубли. Ускорение темпов кредитования привело к кризису ликвидности банковской системы в конце 2004г. Его удалось преодолеть за счет ресурсов правительства, но, по мнению фонда, этот кризис «выявил структурные слабости банковской системы, в которой доминирующие позиции занимают госучреждения».

Таблица

СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА

По мнению МВФ, «сохраняется риск, что текущая стратегия власти не приведет к устойчивому росту». Поддержание высоких темпов роста и снижение инфляции требует более жесткой макроэкономической политики и широкомасштабной реструктуризации. «При практическом отсутствии успешных реформ на уровне предприятий и в финансовом секторе централизованное управление экономикой, практикуемое Беларусью, имеет свой предел», - прогнозируют эксперты МВФ. Фонд в который уже раз предлагает сократить присутствие государства в экономике и поддерживать развитие частного сектора. Одновременно предупреждает об опасностях резкого административного повышения зарплаты, которое может еще больше усугубить положение реального сектора.

Совет директоров МВФ указывает на низкое качество инвестиционной политики правительства и необходимость проведения прозрачной приватизации в рамках жестких бюджетных ограничений. Влияние благоприятных внешних факторов (дешевые российские энергоресурсы) не будет вечным. Надо создавать новую платформу для устойчивого экономического роста, иначе стареющее население, самортизированные средства производства и низкотехнологичное оборудование грозят похоронить даже самую сбалансированную экономику.

СПРАВКА «БГ». С 2007г. Беларусь вступит в фазу долгосрочного сокращения рабочей силы, которая до 2020г. уменьшится на 14,5% при резком увеличении числа пенсионеров. Через 15 лет на одного пенсионера будет всего 1,2 работающих.

В минувшем году нагрузку на бюджет увеличили и требования жилищно-коммунального сектора. Уровень покрытия потребителями тарифов на ЖКУ сократился на 12%, составив 54%. От продажи госактивов государство получило мизерную сумму 0,1% ВВП, в то время как участились случаи конверсии долгов в акции государства. При сохранении текущей политики правительство все чаще будет задавать вопрос «Где взять деньги?» По сравнению с 1995г. реальные зарплаты выросли на 170%, в то время как производительность за этот же период увеличилась только на 80%. Без большой инъекции внешнего капитала сохранить такую динамику будет невозможно.

На 2005г. МВФ прогнозирует рост ВВП на 7,1% - это значительно ближе к прогнозу власти, чем год назад. Однако фонд считает, что при сохранении экономической политики рост будет замедляться. При реализации реформ по версии МВФ (макроэкономическая стабилизация, структурные реформы, приватизация) в 2005-06гг. рост окажется более медленным, но затем обретет более устойчивую динамику.

Фонд предлагает быстрее снижать инфляцию и либерализовать торговлю. По его мнению, «критически важно избегать больших долгосрочных бюджетных обязательств, выполняемых через административное и льготное кредитование». На 2005г. фонд рекомендует увеличивать темпы роста кредитования в реальном исчислении на 14-18%: «Нацбанк должен вводить ликвидность строго на рыночных условиях, избегая двусторонних транзакций (особенно воздерживаться от покупки по номинальной стоимости низкодоходных государственных ценных бумаг)».

МВФ полагает, что правительству стоит отказаться от политики административного направления финансовых ресурсов на поддержку слабых банков: «Использование системообразующих банков для прямого финансирования избранных секторов и видов деятельности без должного анализа их прибыльности и кредитоспособности означает, что банковская система не может эффективно направлять финансовые ресурсы в самые выгодные, прибыльные сферы… Сбережения домашних хозяйств направляются по распоряжению правительства в сферы, которые выбраны им в качестве приоритетных. Повторение операций по рекапитализации банков является следствием постоянной убыточной деятельности госбанков. Это может подорвать доверие к ним людей и отсрочить адаптацию экономики к изменениям в экономической среде».

Все будут решать деньги. Своих денег у белорусских властей на выполнение всех задач и программ явно не хватит. Брать у населения взаймы до бесконечности нельзя. Банки стонут от нагрузки - поддержки села и жилищного строительства. У иностранных инвесторов ресурсов много, но под нынешнюю политику и политиков они давать не собираются. До тех пор пока некоей значимой социальной группе такое состояние нестабильного равновесия не покажется нестерпимым, системные реформы, предлагаемые МВФ, Беларуси не грозят.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код