Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№26 (494) 04 июля 2005 г. События. Оценки

ПАРТИИ ЗАКАНЧИВАЮТ МАТОМ. выигрывают НС и президент

04.07.2005
Виктор МАРТИНОВИЧ

Если бы до 30 июня 2005г. кто-нибудь сказал, что действующее законодательство о политических партиях можно еще больше ужесточить, то в это было бы трудно поверить. После президентских декретов N2 за 1999г. и N20 за 2003г. с партий и так могли снять голову за любую оплошность - от чересчур ретивой борьбы с режимом до нарушений правопорядка в ходе митинга. И все-таки ужесточили. Отныне любая оппозиционная организация в РБ существует лишь в силу жалости и добросердечности власти.

29 июня войдет в историю белорусского парламентаризма: ПП НС продемонстрировала свое отношение как к исполнительной власти, так и к гражданскому обществу. Модель отношений Палаты третьего созыва с правительством выявилась утром, когда депутаты задавали вопросы членам Совмина.

Времена, когда, отстаивая интересы своих избирателей, депутаты устраивали публичные выволочки министрам, - позади. Сейчас все проходит конструктивно: народные избранники за несколько недель в письменном виде предоставляют вопросы исполнительной власти, последняя на них письменно отвечает. Тем, у кого после этой процедуры остается желание что-то уточнить, предоставляется право вживую обратиться к чиновникам в день совместного заседания палат Нацсобрания.

29 июня таковых оказалось мало. К министрам образования, торговли, архитектуры, энергетики, представителям ряда других ведомств у депутатов вообще вопросов не было. Общение с остальными протекало в той тональности, в которой Палаты первых двух созывов разговаривали исключительно с президентом.

«Я ЗДЕСЬ!»

Депутаты просили обратить внимание министров на некачественные гибкие шланги, которые используются в ЖКХ вместо прежних надежных «твердых подводок». Информировали о нареканиях, оставшихся у предпринимателей после изменения принципа уплаты НДС по стране назначения и мерах, принятых государством, чтобы защитить лавочников. Решали вопросы, связанные с медицинским обеспечением того или иного района, спрашивали, как ликвидировать юридические лица, не получившие свидетельств о регистрации.

Иногда тот или иной министр не замечал томящегося у микрофона народного избранника и, когда депутат начинал задавать вопрос, искал того глазами у другой стойки. Тогда спрашивающий жестикулировал и произносил в микрофон: «Я здесь!» Это «я здесь!», произносимое с такой интонацией, будто сам говорящий не уверен, там ли он, где ему надо быть, и есть самая лучшая иллюстрация работы парламента с исполнительной властью.

А еще была одна женщина, опытный депутат, со стажем работы в парламенте, обронившая, обращаясь к замминистра финансов: вы, мол, являетесь «законодателями» в бюджетной политике. По всей видимости, депутат подзабыла, что законодателем во всех областях политики, в т.ч. бюджетной, является именно она.

ДАВАЙ СДЕЛАЕМ ЭТО ПО-БЫСТРОМУ

Принятие поправок в законы «О политических партиях», «Об общественных объединениях», рассмотрение которых в первом чтении летом 2004 г. вызвало бурные эмоции у некоторых депутатов ПП НС второго созыва (где была группа «Республика»), у нынешних народных избранников заняло менее 15 минут.

За поправки, способные убить все оппозиционные партии, проголосовали 92 депутата, «против» высказался один. За проект, ставящий под угрозу существование всех НГО, высказались 94 - при все том же одном против. И как-то чертовски интересно, кто же был тот самый один из 110?

Итак, отныне общественное объединение в РБ обязано, например, «ежегодно до 1 марта предоставлять в регистрирующие органы информацию о своей численности, структурах и проведенных за год мероприятиях». НГО сейчас можно не только закрыть, но и приостановить его деятельность. Объединение может быть ликвидировано не только за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях, но и за нарушение требований, предъявляемых к использованию иностранной безвозмездной помощи.

Отныне политическая партия не вправе принимать денежные средства и имущество от иностранных государств и организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, анонимных жертвователей, несовершеннолетних граждан Беларуси, религиозных организаций и юридических лиц, зарегистрированных менее чем за год до дня внесения пожертвования. Отныне партия может быть не только закрыта - ее деятельность можно на время приостановить. Ее членом могут быть лишь лица, достигшие 18 лет. Не допускается членство одного человека в двух партиях.

Но самое главное - «региональный принцип», по которому отныне должны структурироваться все организации Беларуси. Закон предусматривает, что партия обязана «иметь минскую городскую организацию и областные структуры более чем в половине областей страны, которые (не области, а структуры. - Ред.) должны быть созданы не позднее шести месяцев с момента регистрации партии».

Учитывая то, что принятию Нацсобранием поправок предшествовала работа по снятию с учета тех партийных структур в регионах, которые были зарегистрированы по адресам в жилом фонде (некоторые партии потеряли до 80% организаций), можно сказать, что всем оппозиционным организациям Беларуси очень ловко поставили мат в два хода.

В ситуации мата им предстоит выдвигать единого кандидата, готовиться к выборам 2006 г. И весь вопрос в том, удастся ли им создать на белорусской шахматной доске сколько-нибудь напряженную ситуацию. В том случае, если законно избранному королю что-то начнет угрожать, обнаглевшим соперникам непременно напомнят о том, что мат им уже давно поставлен.
Добавить комментарий
Проверочный код