Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№26 (494) 04 июля 2005 г. Экономика

ПОТРАТИТЬСЯ В БЕЛАРУСИ

04.07.2005
Ольга МИКША, Наталия ГРИБ

Не прошло и трех месяцев, как президент РБ потребовал развить в стране въездной туризм, а отраслевой министр Юрий Сиваков уже сообщил о разработанных планах по доходу от приема иностранцев. Согласно им, к 2010г. Беларусь должны ежегодно посещать 1 млн. туристов, а доход от этого дела вырасти в 30 раз.

Выступая 19 апреля перед депутатами парламента, президент посетовал, что «600 турагентств не спешат заниматься внутренним туризмом», и предложил разработать систему, при которой деньги белорусских граждан и зарубежных гостей вкладывались бы в экономику республики. По его словам, развитие туристической отрасли является масштабной задачей государства: доходы этой сферы составляют 12% общемирового валового продукта, а в Беларуси - всего 0,1%, причем выездной туризм в восемь раз превышает въездной. «Деньги лежат под ногами, - заметил Лукашенко. - Беларусь - уникальная страна с богатейшим природным потенциалом, более чем с 15 тыс. объектов, которые несут культурную и архитектурную ценность».

Минспорта и туризма намек поняло буквально, и уже на прошлой неделе министр Сиваков дважды представил разработанный план действий - проект Национальной программы развития туризма в республике на 2006-10гг. - сначала Совмину, а затем и депутатам парламента.

Представляя программу, Сиваков отметил, что за последние 5 лет прибыль от туризма в Беларуси увеличилась в 1,8 раза, в т.ч. в рублях - в 2,9 раза, в долларах - в 1,5 раза, достигнув $18 млн. «Это те слезы, которые мы пока не утираем», - то ли посетовал, то ли возрадовался министр.

По словам Сивакова, для дальнейшего развития отрасли предполагается в предстоящую пятилетку создать 27 туристических зон национального и регионального значения, расположенных в районах с наиболее высоким туристическим потенциалом. Особое внимание будет уделяться агро- и экологическому, транзитному, познавательному, водному и другим видам туризма.

С этой целью в республике будет создана инфраструктура туризма мирового уровня и сформировано единое туристическо-информационное поле страны, включающее сеть соответствующих центров. Предполагаемая стоимость реализации программы составляет Br90 млрд., из которых 23% приходится на долю республиканского бюджета, 26% - местных бюджетов и 51% - внебюджетных источников, включая инвестиции. Согласно плану, объем экспорта туруслуг за 5 лет возрастет в 1,55 раза, их доля в общем объеме платных услуг населению увеличится в 12 раз. «Белорусский туристический продукт должен быть дорогим продуктом, позволяющим нашим гостям оставлять деньги в Беларуси, - заявил Сиваков. - В 2010г. в республику будет приезжать туристов в 3 раза больше, чем выезжать за рубеж».

Новая стратегия Минспорта и туризма состоит в том, что преференции будут розданы тем, кто занимается въездным и внутренним туризмом, а также экскурсионным обслуживанием по стране. «Именно тогда будет гармоничное развитие туризма, работа только на выезд до добра не доведет», - сказал в апрельском интервью БелаПАН начальник управления туризма министерства Виктор Янковенко. По его данным, сейчас в Беларуси каждая пятая турфирма оказывает услуги въездного и внутреннего туризма. А развитые страны, к примеру Франция и Италия, основную прибыль получают от внутреннего туризма, т.е. въездной и выездной «уравновешивают друг друга». Полностью за счет въездного туризма живут лишь слаборазвитые в экономическом плане страны: Египет, Индонезия, Таиланд, Шри-Ланка.

По словам Янковенко, руководители турфирм начали понимать, что будущее связано с развитием именно этих направлений. Это вылилось в перераспределение туристских потоков с увеличением доли въездного и внутреннего туризма при одновременном уменьшении выездного. Число иностранных туристов, посетивших Беларусь, за 5 лет увеличилось на 115% (в 2004г. страна приняла 67,5 тыс. туристов), а число граждан республики, выезжающих за рубеж, уменьшилось в 4 раза.

МАРШРУТ, А НЕ ЗОНА

В целом поддерживая усилия министерства по созданию базы для развития въездного и внутреннего туризма в Беларуси, специалисты, давно занимающиеся этим бизнесом, отмечают, что власти снова взялись за проблему не с того конца. «Выделение средств из бюджета на реализацию программы - это замечательно, но если они будут распылены по всем 27 зонам, мы не достигнем результата, - считает Владимир Маковский, гендиректор компании «Внешинтурист» и председатель Белорусского союза туристических организаций. - Я бы сосредоточил их на совершенно определенных объектах для создания нормального семидневного тура по Беларуси».

Концепция должна предусматривать привязку не к зоне, а к маршруту, по которому интуристам было бы интересно проехать и действительно потратить деньги на экскурсии, в ресторанах и кафе, на покупку сувениров. Если же направить средства программы на восстановление исторических памятников, эффекта не будет: денег не хватит ни на реставрацию, ни тем более на развитие туристической инфраструктуры. А интурист привык, чтобы в пути можно было перекусить в приличном недорогом кафе, переночевать в комфортном мотеле с чистым бельем и горячим душем, справить естественные потребности не в лесу, а в уборной со всеми удобствами. Избито, банально, но, если не будет этих элементарных вещей, турист не захочет еще раз взглянуть на Мирский замок или дворец Радзивиллов и не порекомендует это своим знакомым.

Именно поэтому, по мнению специалистов, нельзя делать главную ставку на экотуризм, хотя Беларуси в этой части действительно есть чем похвастать. В первый раз иностранец едет знакомиться со страной, а проживание в сельской усадьбе, охота и рыбалка или сплав по белорусским речкам - в лучшем случае программа его следующего отпуска.

По словам Маковского, в советские времена для интуристов создавали «потемкинские деревни», но эта практика работала: гости видели красивую картинку и хотели приехать еще.

Сегодня реальность такова, что в Беларусь намного чаще приезжают по делам или посещают ее транзитом по пути в Россию на день-два, не больше. И вот на этих туристов Минспорта и туризма стоило бы обратить максимум внимания. Например, совместно с российскими (а также польскими, литовскими, украинскими) коллегами составить несколько комбинированных маршрутов, включающих достопримечательности двух или даже трех стран, но проработать их досконально - с придорожным сервисом, с занимательными экскурсиями, с белорусской кухней. И по доступной цене.

Несмотря на более высокие доходы, европейцы не склонны платить за отсутствие комфорта. Как рассказал Маковский, несколько лет назад «Внешинтурист» разработал для бельгийских туристов недельный тур по стране стоимостью около $400. Дешевле не получалось, поскольку на транспорт и гостиницы никто не соглашался давать скидки. Тур не состоялся: бельгийцы посчитали его слишком дорогим.

И если президент заявляет, что туризм - это масштабная задача государства, среди первоочередных мер здесь должно стать создание условий для инвестиций в туристическую инфраструктуру. И тогда, возможно, не в 30 раз, но доходы от туруслуг в Беларуси действительно вырастут.
Добавить комментарий
Проверочный код