Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№26 (494) 04 июля 2005 г. Экономика

КОМПЕНСАЦИЯ В ТАКТ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ

04.07.2005
Сергей ЖБАНОВ

Никаких новых проектов дополнительной компенсации вкладов населения, обесценившихся в Сбербанке (с 1 января 1992г. по 1 января 1995г.), и облигаций целевого беспроцентного займа 1990г. на приобретение товаров длительного пользования ни в правительстве, ни в Нацбанке не существует.

Надежда на справедливую компенсацию инвестиций населения в экономику СССР воскресла сразу после принятия Указа президента РБ от 21 апреля 1998г. N229 «О компенсации обесценения вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг)». Но уже в августе 2003г. Минфин был вынужден признать, что «незначительный уровень выплат вызвал отсутствие заинтересованности граждан в получении указанной компенсации».

К этому времени «Беларусбанк» выплатил только Br12,2 млрд., а 61,3% компенсационных сумм в размере Br19,6 млрд. оказались невостребованными. И хотя до конца срока выплат (2007г.) оставалось еще 4 года, Совмин иллюзий по поводу успеха организованного предприятия уже не питал, поскольку с прискорбием констатировал: «В настоящее время население практически не обращается в АСБ «Беларусбанк» по вопросу получения компенсации».

Пострадавшие граждане просто пренебрегли оскорбительно низким размером компенсации (в пределах 10 тыс. рублей), на которую могли рассчитывать 80% бывших доверчивых вкладчиков. Но специально организованный внебюджетный госфонд компенсации сбережений не позволял надеяться на большее, поскольку большинство источников его формирования оказались фиктивными.

Вместо сумм, поступивших в возмещение незаконно полученных в период до 1996г. кредитов на строительство жилья, поступлений в размере 50% от приватизации республиканской собственности, добровольных взносов субъектов хозяйствования, средств от размещения государственных ценных бумаг специальных выпусков, процентов, начисляемых на остатки средств указанного фонда, «Беларусбанку» пришлось целиком положиться на беспроцентные кредиты Нацбанка.

С 1999г. эмиссионные кредиты Нацбанка стали «единственным источником» формирования средств фонда, которые сначала направлялись на финансирование дефицита госбюджета, увеличивая внутренний госдолг, а затем перечислялись в «Беларусбанк». Начиная с 2004г. и этот последний источник финансирования компенсационного фонда иссяк, поскольку Нацбанк был освобожден от необходимости финансирования дефицита госбюджета.

Но на количестве бодрых заявлений членов правительства это никак не сказалось. Например, в 2004г. премьер-министр Сергей Сидорский заявлял, что «правительство Беларуси намерено в самое ближайшее время разработать механизм компенсации населению замороженных вкладов».

Спустя год можно смело утверждать, что никаких новых проектов в правительстве не появилось. Существует только программа Нацбанка, рассчитанная на возмещение в течение 20 лет (начиная с 2007г.) обесценившихся вкладов, но без учета облигаций 1990г. выпуска. Эта программа разработана еще в 2003г. и основана на российском опыте, предусматривающем поэтапную компенсацию RUR1000 по нарицательной стоимости различным социальным группам населения за счет неэмиссионного источника, а именно выпуска долгосрочных государственных ценных бумаг.

Однако тогда правительственные финансисты отклонили программу Нацбанка, тем самым отказавшись добавить к $4-5 скромных пожертвований (по белорусскому варианту) еще $30 (по щедрому российскому образцу). Не готов к ее реализации Минфин и сегодня.

Согласно «Интерфаксу», белорусское финансовое ведомство «категорически возражает против предложения Нацбанка провести компенсацию за счет выпуска госбумаг, так как объемы предполагаемой эмиссии на эти цели приведут к резкому увеличению госдолга, что нарушит показатели экономической безопасности государства и может спровоцировать дефолт». Ради достижения благородной цели Минфин предлагает не ограничиваться средствами бюджета, а употребить ресурсы Нацбанка, используя также прибыль «Беларусбанка» и других коммерческих банков.

Пугая дефолтом, Минфин забывает, что на дворе не 2003г., когда на начало августа выпуск гособлигаций превысил запланированные объемы в 2,8 раза. В течение января-мая 2005г. годовой план привлечения средств за счет размещения гособлигаций был выполнен на 56%, и эти средства направляются уже не на финансирование дефицита бюджета, а на конкретные инвестиционные проекты. Поэтому сегодня Минфин очень заинтересован в более активном участии иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг Беларуси.

По итогам 5 месяцев т.г. в госбюджете зафиксирован профицит в сумме Br870 млрд. Это финансовое достижение можно смело отнести на счет нового порядка взимания НДС, позволяющего получать более $200 млн. ежегодно. Вот он, новый источник, которого достаточно, чтобы за 10, а не за 20 лет провести дополнительную компенсацию сбережений в сумме, эквивалентной $2 млрд.

Впрочем, расчеты Нацбанка, проведенные еще в 2003г., ориентируют правительство на $100 млн. ежегодных компенсационных выплат. И при столь скромных масштабах прогнозируемой благотворительности ($60-65 в расчете на одного вкладчика за год) правительству стоит опасаться дефолта не больше, чем инфляции, поскольку эти деньги скорее всего осядут на новых депозитных счетах. Но пока это только предположения и догадки.

Лишь естественная убыль, наблюдающаяся в рядах бывших вкладчиков, очевидна. Следовательно, научная дискуссия о формах и источниках компенсации имеет объективные экономические предпосылки для продолжения. Поиски компромисса обречены на успех. Об этом свидетельствует государственный опыт работы с ветеранами войны и труда: окончательный расчет происходит тогда, когда количество соискателей справедливости строго совпадает с возможностями национального бюджета.

СПРАВКА «БГ». Попытки решить проблему компенсации вкладов населения, обесценившихся в Сбербанке СССР, путем небольших выплат предпринимались в Беларуси, Казахстане, России, на Украине. В Беларуси и Казахстане компенсация производилась через компенсационные казначейские облигации, на Украине - через зачеты по коммунальным услугам и обменные учетные операции по компенсационным вкладам, а в Грузии бесплатная приватизация жилья была приравнена к компенсации вкладов.

В развитых капстранах, не знающих подобных проблем, компенсационные выплаты по депозитным счетам производятся за счет единого страхового фонда, формируемого банками на случай банкротства. Наибольший размер страховых выплат (до $100 тыс. в расчете на один депозит) предусмотрен в США. В России с 1 октября 2004г. тоже действует система страхования вкладов, предусматривающая страховые выплаты до RUR100 тыс.
Добавить комментарий
Проверочный код