Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№26 (494) 04 июля 2005 г. БГ-Феномен

ОТНОШЕНИЕ TOYOTA

04.07.2005
Мечислав ЛЕЩИНСКИЙ

«Тойота» нам строить и жить помогает. Эту фразу могут произносить рабочие и инженеры в десятках стран мира. Японский автомобильный гигант родом из провинциального городка близ Нагои вот-вот перегонит самую крупную автомобильную компанию мира General Motors. Работая в жесткой конкурентной среде у себя дома, компания не только научилась делать самые качественные и надежные автомобили в мире. Она выработала свою собственную философию.

С 2000г. до начала 2005г. производство автомобилей в мире увеличилось на 3 млн. Половину прироста дала одна «Тойота». В то время как все внимание мировой прессы было сконцентрировано на беспрецедентном подъеме «Ниссана», компания уверенно шла к вершине автомобильного Олимпа. Прогнозируется, что в 2006г. она произведет больше автомобилей за рубежом, чем в Японии. «Тойота» уже опередила «Форд» и стала лидером с точки зрения производства за рубежом. К концу 2005г. компания войдет в тройку автогигантов американского рынка, вытеснив оттуда «Крайслер».

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА «ТОЙОТА»

До сих пор немногие знают одно из главных ноу-хау японского гиганта - Toyota Production System (TPS) - «производственная система «Тойота», ставшая предметом детального изучения ученых. В 1991г. вышла книга трех экспертов Массачусетского института технологии «Машина, которая изменила мир». Авторы подробно описывают производственный процесс компании, который проходит под лозунгом «Только вовремя» (just in time). Ее разработал Таичи Оно, начитавшись книг американского специалиста по контролю за качеством Эдварда Деминга.

Сердце системы - полная ликвидация отходов и простоев, а также концентрация на качестве автомобиля в процессе постоянного усовершенствования. Комплектующие и части для сборки автомобиля подаются на конвейер тогда, когда они нужны. Никаких складских запасов. Конвейер работает исключительно на потребителя, а не на склад. На первый взгляд, это не такая уж и сложная задача, но когда речь идет о координации производства, доставке и проверке качества тысяч комплектующих, ее сложность становится очевидной.

Каждый рабочий на конвейере имеет около минуты на выполнение своей операции. Он проверяет работу предыдущего и в любой момент может остановить весь конвейер. После внедрения такой организации производства и контроля за качеством «Тойота» потеснила немецкие, французские и американские автомобили. Не зря в десятке самых надежных автомобилей из года в год три-четыре модели «Тойоты».

Где бы ни собирала свои машины «Тойота» - в США, Японии или во Франции, TPS остается неизменным. С конвейера каждую минуту сходит новый автомобиль. Каждый рабочий чувствует себя важной частью общего производственного процесса, когда он не по приказу шефа, а сам может остановить конвейер и внести свой вклад в улучшение качества продукции. Легкая музыка, синхронизированные движения и сосредоточенные, уверенные в своих способностях люди создают впечатление присутствия на некоем грандиозном промышленном концерте.

Вторым достижением «Тойоты» стала организация процесса подготовки новых моделей автомобилей. Инженеры и дизайнеры компании готовы за два года поставить на конвейер ту модель, которая, по мнению маркетологов, востребована рынком. Десятки тысяч дилеров во всем мире внимательно следят за состоянием спроса и постоянно информируют дизайнеров и инноваторов о вкусах и трендах региональных рынков. Разумеется, свежие модели не всегда являются новыми. Обычно «Тойота» использует две трети комплектующих старых моделей, но потребитель этого не видит за новым дизайном и неизменно высоким качеством.

«МЫ ВСЕ РАБОТАЕМ НА МИССИС ДЖОНС»

В отличие от рабочих большинства автомобильных заводов, которые с жаром спорят по поводу двигателей, дизайна или коробки передач, рабочие «Тойоты» говорят о потребителе и о Toyota way, т.е. о способе жизни, производстве и сотрудничестве. По мнению экспертов, уникальность отношений в том, что на заре компании сборочный конвейер находился в центральной части Японии. Завод был окружен мелкими поставщиками, хорошо знавшими друг друга. Они чувствовали, что делают одно общее дело. Такая культура отношений принципиально отличалась от атмосферы, к примеру, Кремниевой долины США, где программисты видели друг в друге конкурентов.

Глава отдела продаж «Тойоты» в США Джим Пресс так описывает феномен Toyota way: «Культура «Тойоты» находится внутри каждого из ее рабочих. Наш потребитель - миссис Джонс [типичный американец]. Она мой босс. Мы делаем все, чтобы ее удовлетворить и сделать ее жизнь лучше. Мы все работаем на миссис Джонс».

В начале 90-х казалось, что автомобильные гиганты Японии обречены на второстепенные роли на мировом рынке. Сильная йена заставила «Тойоту» принять жесткую программу сокращения издержек. Надо было отвоевывать внутренний рынок, на котором объем продаж сократился с 6 млн. до 4 млн. в год. Управляющие компании сумели восстановить свои позиции, увеличив ее долю с 38% в середине 90-х до 44,6% в 2004г.

Сильной стороной «Тойоты» является и организация сети продаж. Она состояла из пяти конкурирующих каналов сбыта. В каждом сегменте работают частные дилеры, которые выбирают специализацию себе по душе. В начале 2003г. компания решила сократить количество направлений до четырех и ввести дополнительный сегмент - автомобили для молодежи.

Топ-менеджеры компании быстро осознали, что времена одной модели, продающейся десятками миллионов во всех странах мира, прошли. С 1993г. по 2003г. производство автомобилей за пределами Японии удвоилось, составив 2 млн. автомобилей, а в самой Японии сохраняется на уровне 3,5 млн. В 1980г. «Тойота» имела 11 заводов за пределами Японии - в 9 странах. В 1990г. их число увеличилось до 20 в 14 странах. К началу 2005г. заводов было уже 46 в 26 странах. В дополнение к ним «Тойота» открыла два дизайнерских центра в Калифорнии и на Лазурном побережье во Франции, а также три инжиниринговых центра в Детройте, Бельгии и Таиланде.

Хотя домашний рынок остается для «Тойоты» самым крупным, объемы продаж в Северной Америке превысили 2 млн. авто. В Европе компания продает свыше 1 млн. машин и занимает пока только 5% рынка. Открытие завода во Франции и Турции, выпуск привлекательной модели «Ярис» позволяет «Тойоте» значительно улучшить свои позиции на европейском континенте.

ИНВЕСТИЦИИ В МОЗГИ

По объему инвестиций в науку и новые технологии «Тойота» опережает многие государства мира. Одним из достижений компании является открытие Toyota Institute, где проходят переподготовку не только управляющие, инженеры и рабочие из Японии, но и со всего мира. «Тойота» подготовила несколько команд профессионалов, которые посещают различные заводы компании по всему миру и постоянно следят за уровнем профессиональной подготовки. Интенсивный тренинг и обучение получают инженеры и рабочие со всего мира в Global Production Center, расположенном в Тойота-Сити. Преодолению языкового барьера способствует интенсивное использование интерактивных программ, анимации и компьютерной симуляции.

Новости об огромных убытках General Motors в начале нынешнего года еще больше окрылили управляющих и рабочих «Тойоты». Они знают, что такое открытая конкуренция глобального рынка, и готовы к ней. Остановить восхождение японцев на Олимп будет трудно. Разве только, как пошутил один американский конкурент, кто-нибудь придумает таблетку, которая сможет разрушить культуру «Тойоты».
Добавить комментарий
Проверочный код