Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№24 (492) 20 июня 2005 г. Радости жизни

БЕРГМАН НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР

20.06.2005
Дмитрий ДОНСКОЙ

В течение последних недель белорусский театр сотрясли сразу два грандиозных катаклизма: впервые известный зарубежный автор запретил пьесу действующего репертуара Национального театра Беларуси. И впервые уровень и количество событий в белорусском театральном «подполье» значительно превысило новостной потенциал официальных театров.

АВТОРСКИЕ ВОЙНЫ

Войны по поводу авторского права в Беларуси вполне можно назвать «звездными»: количество международных театральных звезд, вступающих в это побоище, постоянно растет. В последнюю неделю в атаку пошла «тяжелая» артиллерия в лице классиков. Информация о том, что сам Ингмар Бергман решил отстаивать свои авторские права, нарушенные Национальным театром им. Горького, появилась в Интернете несколько дней назад и вызвала панику в гостеатрах. По сообщению www.dramaturg.org, «живой классик европейского кино и театра, многократный лауреат «Оскара» и всех возможных кинематографических и театральных премий шведский режиссер Ингмар Бергман запретил спектакль «Земляничная поляна» в Национальном театре им. Горького». Любопытно, что новость эта фактически совпала с проведением Дней шведской культуры в Беларуси.

«Земляничная поляна» - лучшая премьера прошлого сезона в Русском театре и бенефис народного артиста СССР Ростислава Янковского. Спектакль, который поставил патриарх российской режиссуры Аркадий Кац, получился на редкость тонким и человечным. В пестром и безвкусном китче горьковского репертуара он выглядел как прорыв к настоящему, непровинциальному театру. Теперь спектакль, видимо, придется снять.

Минкульт может отреагировать по-разному. По-белорусски: например, запретить фильмы Бергмана на территории нашей страны как идеологически невыдержанные, пропагандирующие жестокость и разврат. Или цивилизованно: дав соответствующую оценку уровню компетентности лиц, допустивших такой беспрецедентный конфуз.

АЛЬТЕРНАТИВА ЕСТЬ!

«Широкий поток» начинался с маленьких ручейков разрозненных театральных инициатив несколько лет назад. Однако по-настоящему мощный резонанс имел подпольный показ летом прошлого года спектакля «Откровенные полароидные снимки» по пьесе британца Марка Равенхилла, сопровождавшийся публикацией амбициозного манифеста Центра современной драматургии и режиссуры. Манифест стал первым теоретическим обоснованием перехода всего передового, что есть в белорусском театре, в андеграунд и заявлял об отказе от господдержки. Затем появились независимые Современный художественный театр и Новый театр. Волной по городу прокатились квартирные читки, перфомансы, дискуссии и театральные встречи. Наконец, был запущен мощный и многовекторный проект «Свободный театр».

Премьера спектакля «Психоз 4.48» Сары Кейн в постановке Владимира Щербаня в июне этого года стала последним сокрушительным ударом по мифу, что театром можно заниматься только в рамках официальных структур. Спектакль, созданный без денег, без костюмов и декораций, оказался самой интересной премьерой сезона. На последнем показе импровизированный «зал» не смог вместить всех желающих (на спектакль не смогли попасть даже чешские дипломаты). Те, кому посчастливилось «прорваться», стояли и сидели на стульях, столах, под столами, на полу и разве что не висели на люстрах…

Второй главный ньюсмейкер сезона - проект «Свободный театр». Он фактически с нуля создал инфраструктуру для белорусских драматургов, включающую престижный международный драматургический конкурс, альтернативную систему образования, интернет-ресурс, библиотеку белорусской драматургии, международную и юридическую поддержку драматургов и целый ряд дополнительных инициатив. «Свободный театр» патронируют три мировых классика: Том Стоппард, Вацлав Гавел и Артур Копит. На конкурс драматургии «Свободный театр» уже подано более 70 новых пьес, причем не только из Беларуси.

Вероятно, самой интересной частью проекта является программа мастер-классов. Уже состоялись мастер-классы арт-директора Центра Мейерхольда и фестиваля «Новая драма» Павла Руднева и лауреата «Антибукера» украинского драматурга Максима Курочкина, которые попытались открыть белорусским драматургам возможности творческой реализации в сопредельных государствах. Хотя наши молодые драматурги и так в основном работают на российский рынок, что находит объективное отражение в победах на престижных российских драматургических конкурсах. Ближе к сентябрю планируется массированный десант зарубежных специалистов из Англии, Австрии, США. А к официальному завершению конкурса, намеченному на сентябрь, в Минске возможно появление и главных «патронов», призванное, по замыслу организаторов, взорвать привычное течение театральной жизни в Беларуси. Если у «подпольщиков» получится даже половина из задуманного, уже осенью количество событий на альтернативном театральном фронте значительно перекроет жиденький поток новостей из гостеатров.

КУПАЛОВСКИЕ ЗАЧИСТКИ

Новый директор Купаловского театра Николай Кириченко, который сменил ушедшего в большую политику Геннадия Давыдько, пока ничем конкретным на своем посту не отметился. Театр достался ему в хорошем состоянии: финансовое положение устойчивое, проблемы с авторскими правами имеются, но в значительно меньших масштабах, чем у «горьковцев», атмосфера в коллективе здоровая. Тем не менее, по сообщениям некоторых источников, в главном театре страны скоро могут произойти серьезные изменения. Коснутся они «святая святых» любого театра - режиссерского управления.

Сейчас в театре на постоянной основе работают худрук Валерий Раевский, режиссеры Александр Гарцуев, Владимир Савицкий и Владимир Щербань. Согласно проекту, который обсуждается в Минкульте, всех их предлагается уволить из штата, после чего ввести принцип приглашения режиссеров на каждую конкретную постановку. Реализация этих планов приведет к кардинальному изменению формата Купаловского театра и его творческой политики. Кроме того, скорее всего по пути главного театра страны пойдут и остальные.

Инициаторы реформы мотивируют ее необходимость тем, что режиссеры подолгу простаивают без работы. Опять же новый порядок якобы повысит конкуренцию. При наличии цивилизованного рынка рабочей силы так бы и было. Но в белорусских условиях очевидно, что реформа признана установить больший контроль над творчеством режиссеров, ведь избавиться от неугодных будет значительно проще. Сомнительно, что приглашать будут лучших. Скорее всего, ставить будут «свои» и, естественно, лояльные режиссеры. По аналогичному принципу уже существуют некоторые провинциальные театры, где отсутствие мощной режиссуры в штате и всевластие директоров приводит к полной творческой деградации и превращению театров из учреждений искусства в хозяйственно-развлекательные придатки соответствующих управлений облисполкомов.
Добавить комментарий
Проверочный код