Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№24 (492) 20 июня 2005 г. Экономика

«БЫТОВУХА» НЕ ПОШЛА ПО РУКАМ

20.06.2005
Андрей ПОДВИЦКИЙ

7 июня 2005г. президиум Совмина рассмотрел ход выполнения Программы мер по развитию бытового обслуживания населения сельской местности до 2006г. Чуть ранее гособъединение «Белбыт» подвело итоги работы сектора в 2004г. и поставило задачи на будущее.

НУЖЕН ЛИ МИНИСТР ПАРИКМАХЕРАМ?

Сам факт существования ГО «Белбыт» можно считать анахронизмом. В Беларуси эта организация является скорее продолжением сети органов соцзащиты, чем нормальным бизнесом. Однако правительство относится к сектору бытовых услуг так же строго, как к вредному химическому производству. Гендиректор «Белбыта» выступает в роли своеобразного министра над парикмахерами, телемастерами, банщиками и сапожниками.

По итогам 2004г. объем оказываемых населению бытовых услуг не достиг даже 50% к уровню 1990г. Это не значит, что люди стали меньше их покупать. Просто большая их часть оказывается в «серой», нерегулируемой сфере. «Белбыт» cетует, что люди стали меньше покупать услуги химчистки и крашения, ремонта, пошива и вязания трикотажных изделий. Резко сократился объем услуг проката. Причина кроется не столько в низком покупательском спросе, сколько в изменении стиля и качества жизни. Большинство семей имеют сегодня стиральные машины. Многие предпочитают новую импортную одежду или обувь, чем ремонтировать старую.

МИЛЛИАРДЫ НА ШТОПКУ НОСКОВ

Бытовые услуги составляют всего лишь 11,8% от общего объема платных услуг. В лучшие времена было более 30%. С точки зрения самозанятости населения, улучшения качества жизни, особенно в сельской местности, потенциал сектора очень велик. Но правительство неохотно впускает сюда предпринимателей и частных инвесторов. Глава «Белбыта» утверждает, что «без господдержки в сельской местности предприятий по ремонту бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий, индивидуальному пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов, индивидуальному пошиву и ремонту обуви обеспечить на должном уровне бытовое обслуживание сельского населения практически невозможно».

Это типичный пример выбивания бюджетных ресурсов под программы. Сначала чиновники утверждают, что частники не справляются, потом предлагают решать проблемы за счет налогоплательщиков.

Программа мер по развитию бытового обслуживания населения сельской местности до 2006г. принята постановлением Совмина 18.03.2003г. N362. О коммерциализации «бытовухи» и создании стимулов для частников вкладывать сюда сбережения речь не идет. Правительство традиционно раздает льготы. Размер полученной господдержки по льготам по НДС и налогу на прибыль составил Br2,34 млрд.

Указ президента N611 от 23.12.2004г. - продолжение этой политики. Льготы предоставлены райкомбинатам бытового обслуживания. В 2003г. президент распорядился выделить Br4 млрд. на покупку 405 автомобилей, которые должны работать в комплексных приемных пунктах (они освобождены от уплаты налогов в местные целевые бюджетные фонды). В 2003-04гг. суммы льгот обошлись бюджету в Br1,9 млрд. Еще Br1,7 млрд. были выделены на оснащение оборудованием организаций бытового обслуживания в сельской местности. В 2003-05гг. на сельские химчистки и прачечные выделено Br7,7 млрд. Понимая, что стандартное налоговое бремя слишком тяжело, местные органы власти дали дополнительные льготы по земельному налогу и налогу на недвижимость, другим местным налогам и сборам на общую сумму Br78,2 млн. Много это или мало?

На рынке бытовых услуг страны работает 11.481 организация, из них 37,9% государственных и 61,7% частных. Если предположить, что каждое предприятие получило одинаковый объем льгот, получается примерно по Br1,5 млн., или около $800 за последние три года. На эти деньги вряд ли можно нормально оснастить типовой комбинат бытового обслуживания.

КАЧЕСТВО НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ, НОРМАТИВЫ ВЫПОЛНЕНЫ

«Белбыт» считает важным выполнение норматива по обеспеченности населения сетью комплексных пунктов по приему заказов на бытовые услуги (один пункт на 1,8-2 тыс. человек) и норматива производственных мощностей (рабочих мест) на 1 тыс. человек по одиннадцати видам «социально значимых бытовых услуг». Такой подход хорош для написания отчетов и рапортов о выполнении планов. Едва ли полезно лишать людей самостоятельности в такой простой, но важной сфере деятельности, как «бытовка». Но чиновники рапортуют: «Поставленные президиумом Совмина РБ 15 июня 2004г. задачи и сроки завершения внедрения системы государственных социальных стандартов по бытовому обслуживанию населения в каждом районе до конца 2004г. выполнены».

Осталось наградить руководство «Белбыта» медалью «За отвагу на бытовом фронте», но сам же начальник «Белбыта» предостерегает: «Общую оценку уровня и качества бытового обслуживания населения в регионах нельзя признать удовлетворительной». По информации Совмина, пока оборудование обновлено только в 50 из 118 районов страны. Организации, оказывающие услуги на селе, в I квартале 2005г. сработали с убытками в размере Br2 млрд., в то время как в целом по стране организации бытового обслуживания получили Br200 млн. прибыли.

Большие надежды связывают чиновники с госпрограммой возрождения и развития села на 2005-10гг. Только в 2005г. на ее выполнение «Белбыт» и Минторг планируют получить Br76,5 млрд., из них Br50,9 млрд. - из республиканского и местных бюджетов. Правительство планирует запустить 1600 комплексных приемных пунктов бытового обслуживания на селе, создать 2,4 тыс. новых рабочих мест, в т.ч. 2,1 тыс. за счет привлечения индивидуальных предпринимателей.

Для обустройства будущих 1481 агрогородка будут открыты 474 комплексных приемных пункта, отремонтированы 1007 имеющихся. Выполнение данного объема работ за бюджетные деньги подстегнет ВВП. Обильная помощь уже оживила «бытовку». За I квартал 2005г. население купило бытовых услуг на Br173,58 млрд. - на 130,5% больше, чем за аналогичный период 2004г. Причем доля госорганизаций продолжает падать (21,6%), а частного сектора - увеличиваться (77,6%). В 2004г. самые высокие темпы роста были по ремонту и изготовлению мебели (141,5%), ремонту обуви (129,5%), ремонту бытовой техники и изготовлению металлических изделий (126,5%), услугам прачечных (121,3%), парикмахерских (121%).

К бытовому обслуживанию начала активно подключаться «Белпочта», особенно в отдаленных деревнях. «Белбыт» заключил более 100 договоров на прием заказов по оказанию бытовых услуг. В 2004г. прокатный фонд пополнился холодильниками, стиральными машинами, пылесосами и велосипедами на Br517 млн. В целом сумма инвестиций в основной капитал в 2004г. составила Br7,8 млрд. Из них только 43% - из собственных средств. В 2005г. планируется инвестировать в развитие отрасли Br11 млрд., в том числе Br3,8 млрд. - из местных бюджетов, Br2 млрд. - из собственных средств предприятий, Br2,3 млрд. - из инновационного фонда Минторга.

Этих средств явно недостаточно для создания конкурентного сектора бытовых услуг. Белорусские предприниматели могли бы удвоить инвестиции, если бы правительство приняло простые меры: отменило лицензирование и разрешительный характер бытовых услуг, продало бы дома быта и землю под ними частным инвесторам и ввело патент на сельскую «бытовку» по фиксированной цене.
Добавить комментарий
Проверочный код